» »

Обязательно ли ребенку быть отличником? Хорошо ли быть отличником?Как вы относитесь к успеваемости своих детей Отличники обожают теорию, троечники - практику.

19.04.2024
(1 Голос)
Рейтинг пользователей: / 1

Все родители желают своим детям счастья и вкладывают в это понятие примерно одно и то же: ребенок должен быть здоров, благополучен, физически и эмоционально развит. А нужно ли ему для полного счастья еще и отличником быть? Стоит ли требовать от школьника наивысших результатов, и насколько они оправданы?

Быть отличником и быть успешным - это одно и то же?
Для успеха в жизни академические знания, которыми сильны отличники, конечно, важны, но не являются определяющими. Наиболее важны коммуникационные навыки, т.е. умение общаться с людьми, устанавливать связи, работать с информацией, мыслить нестандартно, искать новые идеи и воплощать их в жизнь, тяга к новому. Важна и финансовая грамотность. Чаще всего этих навыков лишены «отличники по принуждению».

Типы отличников
1. Действительно талантливый ребенок
Схватывает все на лету. Ему даются легко все школьные предметы. Такие ученики, как правило, становятся победителями различных олимпиад.
2. Умный ребенок
Ему даются легко определенные предметы. Он сам проявляет тягу к учебе, ему интересно. Он осознает, что учеба - это важно. Такие ребята сами учатся на отлично без принуждения.
3. Отличник по принуждению
Ребенок учится на отлично из-за огромного желания своих родителей, которые хотят вырастить из него отличника. Родители с ним занимаются, объясняют, такой ученик приходит на уроки полностью подготовленным.

Все ли дети могут стать отличниками?

(комментарий психолога Даровской средней школы Светланы Васильевны Садриевой)

Чтобы стать отличником, необходимо обладать учебным талантом, который, кстати, есть у 90% людей. Тогда возникает вопрос: «Почему в обычном классе мы наблюдаем и троечников, и даже двоечников?»
Каждый работающий человек получает оплату за свой труд, вопрос только в ее размере. Так и с учениками, «размер» их отметки зависит от количества потраченного времени на подготовку к урокам, от прилагаемых усилий и наличия мотивации. Если ученик не поймёт, что работает на собственное благоустроенное будущее, он не будет прикладывать максимум своих усилий. Соответственно, троечник или двоечник - это всего лишь незамотивированный лентяй, который чаще всего воспринимает обучение, как процесс удовлетворения потребностей окружающих, а не своих собственных.
Вы скажете, что есть дети, которые стараются, но всё же остаются в числе хорошистов! Чтобы быть отличником, необходимо не просто обладать учебным талантом, но и постоянно развивать его. Конечно, есть дети, которым многое дается легко и быстро, но таких единицы, большинству нужно очень сильно постараться, чтобы добиться желаемого результата. Отличная учеба - это труд, который требует от ученика целеустремленности, терпения, колоссальной затраты времени и энергии.

СЧИТАЕТСЯ, что отличником быть классно - всё получается, родители не ругают, а учителя уважают. Но не все представляют, какой это тяжелый труд - получать отличные оценки. Такие дети больше времени, чем их сверстники, проводят за уроками и занимаются дополнительно, ведь не секрет, что в школе от учеников требуют более обширных знаний, чем дает сама школа. Родители тех детей, которые учатся не лучше своих одноклассников, всегда ставят им в пример отличников, даже не подозревая, а каково им, этим отличникам?
Об этом мы решили узнать у самих отличников и их мам. Учеников мы спросили, что нужно делать для того, чтобы учиться только на «пятерки», а у мам узнали, легко ли быть мамой отличника.

Илья Вохмянин, 7 класс:
- Конечно, учится, прилагать большие усилия и стремиться узнать ещё больше!
Ирина Николаевна Вохмянина:
- В начальной школе мы занимались систематически каждый день по 2-3 часа. Сейчас Илья самостоятельно делает домашнее задание, я только проверяю. Если у него что-то не получается, он обращается за помощью ко мне, к папе или бабушке. Вместе мы ищем информацию в справочниках или в Интернете, пытаемся разобраться. С Ильи я не требую отличных оценок, но очень рада, что ему нравится учиться. Я испытываю гордость, когда стою рядом с ним на слёте отличников в школе.
Честно говоря, я не знаю, легко ли быть мамой отличника. У меня двое детей: дочка уже закончила школу. Она не была отличницей, но училась хорошо. С ней я тоже всегда занималась. К каждому ребёнку нужно находить подход, учитывать его интересы, обращать внимание на физическое и моральное состояние.

Настя Захарова, 10 класс:
- Быть отличницей совсем не сложно. Во-первых, нужно всегда всё делать вовремя, не оставлять никаких долгов по учёбе. Во-вторых, внимательно слушать учителя, который объясняет материал на уроке, а дома закреплять пройденное, тогда будет больше свободного времени для отдыха, который необходим для нормальной учёбы. И, в-третьих, нужно каждый день серьёзно относиться к выполнению домашнего задания, а непонятные моменты сразу же разбирать с учителем.

Людмила Петровна Захарова:
- У меня две дочки: Настя пойдёт в десятый класс, Маша - в четвертый. Они обе учатся на «пятерки». Я горжусь, что являюсь мамой отличниц. Учиться на «отлично» у них получается безо всяких усилий. Можно даже сказать, что это их талант: кто-то хорошо поёт, кто-то хорошо рисует, а они получают за свои знания «пятёрки». Конечно, всякому таланту для раскрытия нужен толчок. Я считаю, что для дочек толчком стало раннее знакомство с азбукой. В возрасте двух лет они обе знали алфавит, а в 4-5 лет сами читали без усилий. Когда ребёнок начинает самостоятельно читать, понимать, о чем читает, для него открывается интересный мир, появляются новые знания.
Немаловажную роль в жизни детей играют учителя. Для старшей дочери Насти большой удачей является то, что она начинала учиться в Вонданской школе. В классе было всего три ученика, поэтому каждому из них учителя уделяли большое внимание, спрашивали на уроках каждый день, подробно объясняли материал, если было нужно, возвращались к уже пройденному материалу и закрепляли ещё раз.
Много ли я требую с дочерей? Не больше, чем другие мамы: учить уроки, уважать взрослых, отвечать за свои поступки. Если они в какой-то момент перестанут быть отличницами, ругать не буду! Самое главное, чтобы они выросли хорошими людьми, чтобы я всегда, как и сейчас, могла ими гордиться.

Маша Поздина, 3 класс:
- Надо любить учиться, хорошо слушать учителя на уроках и выполнять домашние задания на “отлично”.

Евгения Владимировна Поздина:
- Мамой отличницы быть легко и приятно, тем более, что Маша занимается сама, я ей помогаю делать только проекты. А требую я с неё, как мне кажется, немного. Маша - непостоянная отличница. В первом полугодии у неё вышли все пятерки, а в конце года появилась четверка по английскому языку. Но я уверена, что она будет очень стараться, чтобы исправить эту оценку в новом учебном году.

Светлана, 38 лет:
- Я была в школе отличницей, правда, это было твёрдое желание родителей. Моё мнение никто не спрашивал. Я бесконечно учила уроки, читала книги, изучала энциклопедии. Школу я окончила с золотой медалью, легко поступила в институт. Только в студенческие годы поняла, что многое потеряла. В институте я посвящала себя не только учёбе, но и общению со сверстниками, ходила на различные мероприятия, посещала курсы по йоге, увлеклась танцами. Со своим «синим» дипломом, где было даже несколько троек, я нашла нормальную работу, которая мне нравится.
Сейчас у меня трое детей-школьников, все они хорошисты, учатся в меру своих сил. Никогда не буду требовать с них отличных оценок, потому что понимаю, что это не самое главное в жизни.

Наталия Сенникова, золотая медалистка Даровской средней школы 2015 года:

Я была отличницей со второго по одиннадцатый класс. Для меня это было довольно легко, так как я не стремилась к статусу отличника. Просто училась по мере своих сил, радовалась, конечно, когда итоговыми были только пятёрки. Быть отличницей не было моей главной целью класса до 10-го, в выпускном классе я целенаправленно шла к медали, зная, что она даёт дополнительные баллы при поступлении в вуз (5 баллов к общей сумме).
Мне и моим одноклассникам очень повезло, что в нашей школе были учителя, не зацикленные на подготовке к ЕГЭ, которые понимали большую важность именно устных, развёрнутых ответов, подкреплённых аргументацией, перед решением «тестовых угадаек». Сейчас я студентка-третьекурсница Волго-Вятского института университета имени О.Е. Кутафина (филиал МГЮА в Кирове). Я учусь в юридическом вузе, и в выбранной мною профессии очень важно умение говорить, отстаивать свою точку зрения перед аудиторией, не мямлить, быть способным воспроизвести вслух то, что пишешь на бумаге.
Нужно ли быть отличником? Я считаю, что не стоит быть отличником в качестве цели и смысла обучения в школе. Если получается, замечательно, нет - из кожи вон лезть ради этого не стоит.

Дорогие ученики!
Помните, что нельзя быть лучшим во всём! Целесообразнее определиться с той областью знаний, которая наиболее интересна, так как учеба перестает быть тяжелым трудом, если превратить её в удовольствие.
Уважаемые родители!
Верьте в ребенка, будьте рядом с ним и вселяйте уверенность в его собственные силы. Мотивируйте его, объясняя, что отметка - это всего лишь вознаграждение за его усилия, а главная ценность - овладение новыми знаниями. Не контролируйте чрезмерно: ребёнок должен понимать, что учится для себя, а не для удовлетворения ваших нереализованных амбиций. Хвалите даже за незначительные успехи, сравнивая с его собственными достижениями, а не с достижениями других.
Подготовила Елена КОБАКА.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Любого родителя радуют достижения ребенка. Приятно, когда сын или дочь прекрасно справляется с заданиями в школе и регулярно получает одобрение учителей. Некоторые родители к этому привыкают. А другим кажется, что быть отличником - прямая обязанность ребенка. Они продолжают давить, даже когда он теряет интерес к какому-то предмету.

Но так ли хорошо получать одни пятерки и прилежно зубрить уроки?

Мы в сайт составили список пояснений, почему быть отличником в школе не равно быть успешным в жизни. И нашли причины, по которым требование от ребенка одних пятерок может привести к весьма удручающим последствиям.

1. Испортит здоровье

Если ребенок успевает хорошо учиться, заниматься спортом и общаться со сверстниками, значит, все отлично. Но в реальном мире многие дети испытывают большие нагрузки. Довольно редко работа ребенка ограничивается одной школой. Часто родители добавляют к этому уроки музыки, английского и другие дополнительные кружки. Плюс обязанности по дому.

В попытке вырастить из наследника гения родители не учитывают возможностей его организма. Часто равнодушно относятся к физическим нагрузкам, если только ребенок сам не проявляет к ним интереса. Видимо, поэтому все больше детей в мире страдает лишним весом, а свободное время проводит за компьютером, чтобы отключиться от реальности. Однако физическое и психическое здоровье ребенка важны так же, как и интеллект: их необходимо развивать и защищать, чтобы вырастить полноценную личность.

2. Не научится правильно расставлять приоритеты

Что важнее: получить пятерки по всем предметам в четверти или разбавить оценки четверками, но подготовиться к важной конференции, которая поможет поступить в вуз? Ответ, казалось бы, очевиден. Но только не для тех, кто привык учиться на отлично. В старшей школе таким детям по-прежнему важнее получать одобрение учителей и родителей, чем выбирать то, что поможет им состояться во взрослой жизни.

Хорошие оценки - это хорошо. Но важнее научить ребенка не механически зубрить материал, а ориентироваться в реальной жизни и определять, что на самом деле будет для него полезно.

3. Не научится самостоятельно мотивировать себя

Может показаться, что отличники - это самые мотивированные дети. Но это не всегда так. У многих с ранних лет, из-за давления родителей, закрепился навык хорошо учиться и вовремя выполнять домашнюю работу. В старшей школе такие дети продолжают прилежно учиться, но избегают других занятий, где нужно самостоятельно себя контролировать. Других мотивирует страх перед наказанием или разочарованием родителей, и именно это заставляет их усердно учиться.

Взрослому человеку приходится самостоятельно себя хвалить, подбадривать и заставлять. У тех, кто в детстве не привык делать что-либо без внешнего давления, есть риск довольно быстро превратиться из отличника в неудачника.

4. Не разовьет социальные навыки

В подростковых фильмах отличников избегают и дразнят, а они не могут постоять за себя. И этот стереотип, к сожалению, не всегда далек от истины. Знания не заменят общения. Можно сколько угодно говорить себе, что ваш ребенок особенный и не ровня невоспитанным одноклассникам. Или думать, что он пойдет в вуз - и все изменится. Но социальные навыки не появляются из ниоткуда. Их, как и другие, надо развивать. Иначе в конце концов умный ребенок будет завидовать обаятельному однокласснику-троечнику, который легко общается с девочками и нравится учителям так, что они завышают ему оценки.

Ко взрослому возрасту человеку важно научиться заводить связи и легко общаться с другими. Не стоит изолировать ребенка от сверстников ради хороших оценок.

5. Привыкнет оценивать себя и других по внешним достижениям

Дети недолюбливают отличников еще и потому, что они считают себя лучше других. Но упрекать в этом ребенка сложно: с ранних лет он привыкает думать, что хорошие оценки делают хорошим и его, а плохие - наоборот.

Такая логика не только помешает завести друзей, но и может испортить взрослую жизнь. Ведь если оценивать себя только по достижениям, любая неудача будет превращать из победителя в лузера. Важно воспитать в ребенке безусловную ценность себя и других, чтобы он понимал, что оценки, да и другие внешние достижения тоже, не определяют ни его личность, ни личность окружающих.

6. Будет избегать неудач

Всем рано или поздно приходится столкнуться с провалом. И лучше, если это произойдет рано. Тогда ребенок научится справляться с неприятными эмоциями и двигаться дальше. Если же он привыкнет к мысли, что все должно даваться легко, во взрослой жизни, скорее всего, неудач он будет избегать и бояться.

Для людей, которые привыкли оценивать свои способности как врожденные, провал - это сигнал о том, что они не так уж умны и талантливы. Те, кто понимает, что способности развиваются, относятся к неудачам как к урокам и неизбежным ошибкам на пути к совершенствованию. Проще говоря, ребенку полезнее получить тройку, исправить ее и вынести из этого урок, чем отчаянно зубрить и трястись от ужаса, что он ее получит.

7. Не научится мыслить креативно

Высокие оценки - во многом результат хорошей памяти и усидчивости. Но взрослая жизнь не дает готовых решений и не выставляет баллы за результаты теста. Ребенку придется столкнуться со сложными этическими вопросами, регулярно делать выбор в ситуациях, где нет однозначно правильного решения, самостоятельно анализировать данные и делать выводы на их основе.

Фантазия, мышление и логика гораздо полезнее в жизни, чем умение вызубрить за вечер два параграфа. Стоит сосредоточиться на развитии у ребенка этих навыков, а не на получении идеальных оценок.

8. Не научится отстаивать свою точку зрения

Если сын или дочка усердно зубрит, ответственно выполняет задания и покорно следует всем вашим указаниям, не стоит радоваться покладистости и послушанию.

Дети готовы днями играть в футбол, запоем читать книги по истории или фантастику. И это нормально - отстаивать свои интересы и стараться избегать того, чего делать не хочется. Если ребенка не интересует ничего, кроме хороших оценок, он старается выполнять все требования взрослых и боится возражать - дело плохо. Покорность и слабый характер - не лучшие черты для взрослой жизни. Лучше предоставить ребенку хотя бы минимальную свободу и ответственность в принятии решений, в том числе и в учебе. Это разовьет самостоятельность и облегчит дальнейшую жизнь.

Учиться на отлично, конечно, неплохо. Но нет ничего страшного и в том, чтобы иметь средние оценки. В конце концов, успех в жизни определяет не школьный аттестат. А как оценки в школе повлияли на вашу дальнейшую жизнь?

Стереотип о том, что каждому школьнику необходимо прилежно учиться и получать только высокие отметки, знаком нам с детства. Родители часто говорили нам во всем слушать учителей и делать то, что написано в учебнике. Ведь если будешь плохо учиться, то о хорошей работе можешь забыть.

Но так ли статус отличника открывает перед молодым человеком все двери? Руководители крупных учреждений, успешные бизнесмены и исследователи считают, что всё как раз наоборот. Оказывается, поговорка «Отличники работают на троечников, а хорошисты — на государство» находит отражение в реальной жизни. Получается, что отличником быть плохо? Давай разбираться.


Оценка достижений в школе

С каждым годом критики в адрес действующей системы образования слышится всё больше. Многие заявляют, что школа устарела, а ее лучшие выпускники оказываются совершенно неприспособленными к реальной жизни. Всё, что они могут, — это выполнять работу по инструкции. Так ли это? И какая разница между хорошими и плохими учениками.

Хорошо ли быть отличником?

Отличники обожают теорию, троечники — практику

Троечники не желают решать уравнения или изучать теоретический материал, в котором не видят пользы. У них просто не хватает мотивации на эти глупости. Троечник пытается понять цель и прямолинейно двигается к ней, не обращая внимания на всё остальное.

Отличники привыкают делать всё правильно

Для отличника ошибка — страшный удар, который тянет за собой низкую отметку, последующее сидение за книжками и пересдачу. Для троечника ошибка — привычное событие, которое служит ориентиром к правильному варианту. Плохой ученик не стремиться к совершенству сразу, ведь он знает, что главное — пробовать, тогда с каждый разом будет получаться всё лучше.

Отличники боятся рисковать

Привыкая всё делать правильно, отличник привыкает к чувству безопасности. Он знает: делай, как написано в учебнике, и у тебя будут самые высокие отметки. Но в жизни нет учебника, который ответит на любые вопросы, и тут нужно брать ответственность на себя, выкручиваться и рисковать. И тут рисковые троечники имеют преимущество.

Троечники более общительны

Отличники уверены в своих знаниях. Они считают, что обладают всем необходимым, чтобы решить задачу в одиночку. Троечники понимают, что они многого не знают, поэтому постоянно ищут специалистов и налаживают с ними связь. Даже в школе, чтобы получать сносные оценки, троечнику приходится договариваться с учителями, объясняться перед директором или находить контакт с отличниками и хорошистами, чтобы списать.

Троечники находят более легкие способы

Им неизвестны книжные шаблоны, поэтому к решению задач троечники подходят, опираясь на свой жизненный опыт. Из-за этого их решения выглядят оригинальными и довольно простыми. Умение находить такие ответы пригодится и во взрослой жизни.

Троечники любят мечтать о будущем

В то время как отличники заняты настоящим, ведь они прилежно учатся и вникают в каждое слово учителя, троечники строят планы на жизнь. Плохой ученик воображает свое будущее, представляет, что он будет иметь и чем заниматься. Это помогает ему лучше узнать себя и свои потребности, поэтому его шансы сделать правильный жизненный выбор растут.

Исследователи заявляют, что для успеха человеку нужны не только знания. Чтобы преуспеть в жизни, нужно уметь налаживать контакты с людьми, рисковать, находить простые решения, проявлять настойчивость и характер.

Жизнь многогранна, и перед человеком она ставит массу самых разнообразных задач. Поэтому глупо надеяться, что отличные отметки гарантируют ребенку хорошее будущее. Не забывай, что именно родители обязаны направлять ребенка по жизни.


Стереотип о том, что каждому школьнику необходимо прилежно учиться и получать только высокие отметки, знаком нам с детства. Родители часто говорили нам во всем слушать учителей и делать то, что написано в учебнике. Ведь если будешь плохо учиться, то о хорошей работе можешь забыть.

Но так ли статус отличника открывает перед молодым человеком все двери? Руководители крупных учреждений, успешные бизнесмены и исследователи считают, что всё как раз наоборот. Оказывается, поговорка «Отличники работают на троечников , а хорошисты - на государство» находит отражение в реальной жизни. Получается, что отличником быть плохо? Давай разбираться.

С каждым годом критики в адрес действующей системы образования слышится всё больше. Многие заявляют, что школа устарела , а ее лучшие выпускники оказываются совершенно неприспособленными к реальной жизни. Всё, что они могут, - это выполнять работу по инструкции. Так ли это? И какая разница между хорошими и плохими учениками.

Хорошо ли быть отличником?

Отличники обожают теорию, троечники - практику

Троечники не желают решать уравнения или изучать теоретический материал, в котором не видят пользы. У них просто не хватает мотивации на эти глупости. Троечник пытается понять цель и прямолинейно двигается к ней, не обращая внимания на всё остальное.

Отличники привыкают делать всё правильно

Для отличника ошибка - страшный удар, который тянет за собой низкую отметку, последующее сидение за книжками и пересдачу. Для троечника ошибка - привычное событие, которое служит ориентиром к правильному варианту. Плохой ученик не стремиться к совершенству сразу, ведь он знает, что главное - пробовать, тогда с каждый разом будет получаться всё лучше.

Отличники боятся рисковать

Привыкая всё делать правильно, отличник привыкает к чувству безопасности. Он знает: делай, как написано в учебнике, и у тебя будут самые высокие отметки. Но в жизни нет учебника, который ответит на любые вопросы, и тут нужно брать ответственность на себя, выкручиваться и рисковать. И тут рисковые троечники имеют преимущество.

Троечники более общительны

Отличники уверены в своих знаниях. Они считают, что обладают всем необходимым, чтобы решить задачу в одиночку. Троечники понимают, что они многого не знают, поэтому постоянно ищут специалистов и налаживают с ними связь. Даже в школе, чтобы получать сносные оценки, троечнику приходится договариваться с учителями, объясняться перед директором или находить контакт с отличниками и хорошистами, чтобы списать.

Троечники находят более легкие способы

Им неизвестны книжные шаблоны, поэтому к решению задач троечники подходят, опираясь на свой жизненный опыт. Из-за этого их решения выглядят оригинальными и довольно простыми. Умение находить такие ответы пригодится и во взрослой жизни.

Троечники любят мечтать о будущем

В то время как отличники заняты настоящим, ведь они прилежно учатся и вникают в каждое слово учителя, троечники строят планы на жизнь. Плохой ученик воображает свое будущее, представляет, что он будет иметь и чем заниматься. Это помогает ему лучше узнать себя и свои потребности, поэтому его шансы сделать правильный жизненный выбор растут.

Исследователи заявляют, что для успеха человеку нужны не только знания. Чтобы преуспеть в жизни , нужно уметь налаживать контакты с людьми, рисковать, находить простые решения, проявлять настойчивость и характер.

Жизнь многогранна, и перед человеком она ставит массу самых разнообразных задач. Поэтому глупо надеяться, что отличные отметки гарантируют ребенку хорошее будущее. Не забывай, что именно родители обязаны направлять ребенка по жизни.

Все родители желают своим детям счастья и вкладывают в это понятие примерно одно и то же: ребенок здоров, благополучен, физически и эмоционально развит. А нужно ли ему для полного счастья еще и отличником быть?

Понятия «счастье» и «отличная успеваемость» находятся в разных плоскостях. Часто отличники не достигают успеха во взрослой жизни, в то время как их одноклассники-троечники самореализовываются, зарабатывая при этом хорошие деньги. Почему же мы поощряем отличные оценки, переживаем из-за двоек-троек и стремимся во что бы то ни стало «подтянуть» своего школьника по ненавистному для него предмету, записывая ко всевозможным репетиторам и заставляя просиживать вечерами над учебниками? Вероятно, причина кроется в генетически присущем нам советском мышлении: «Хорошо учись – станешь великим ученым, инженером...».

Другими словами - будешь иметь признание и уважение. О том, может ли этот «капитал» сделать жизнь человека комфортнее, а самого человека – счастливее, «рожденные в СССР» почти не задумывались. А в современном остроконкурентном мире отличники тем более не являются баловнями судьбы, потому что, обладая знаниями и способностями, понятия не имеют, что с ними делать.

И, тем не менее, ответ на вопрос «Нужно ли ребенку быть отличником?» для большинства родителей по-прежнему очевиден: «Нужно - и точка!» Но часто учеба «на отлично» становится самоцелью, мучительной пыткой для родителей и детей. Почему так происходит? Попробуем это выяснить, сопоставив два мнения: мамы, которая описывает в своем дневнике опыт воспитания отличницы, и специалиста-психолога, который поддает ее подход критике.

Накануне вечером объяснили дочери, что ее задача – учиться хорошо ВСЕГДА! Да, она была одной из лучших в первом классе, но «почивать на лаврах» рано, потому что теперь ей придется сложнее, ведь нужно закрепить успех.

Вроде бы втянулись в учебу. Лариса Николаевна сказала, что во время летних каникул практически все ученики забыли таблицу умножения, кроме Софии. Та – счастлива! С гордостью показывает «11» в дневнике. Я хвалю и тут же добавляю: «А до 11 класса так сможешь?» Дочь недоуменно смотрит на меня: «Смогу, наверное…» А потом задает свой фирменный вопрос: «А зачем? Зачем мне быть отличницей?» Немного подумав, я сказала: «Быть отличницей тебе нужно, чтобы иметь больше возможностей, чем другие». За этим последовал еще десяток уточняющих вопросов Софии. Я объяснила: «Ты учишься на «отлично», то есть у тебя больше знаний, ты более организованна, чем другие.

Учитель понимает, что тебе можно доверить что-то серьезное, например, участие в олимпиаде по математике. Только несколько детей со всей школы - самые лучшие в этом предмете - принимают участие в олимпиадах. Ты хочешь с ними?» София, не задумываясь: «Конечно!» Я продолжаю: «А если ты станешь лучшей на школьной олимпиаде, ты сможешь соревноваться на уровне города и даже страны!» София задумалась - похоже, пока этого было достаточно.

Кажется, не видать нам олимпиады. Сегодня со слезами и оправданиями дочь принесла 7 баллов за контрольную. Что случилось: вечером она отвечала, как звоночек?!

Звоню Ларисе Николаевне. Она тепло смеется в трубку: «К Софийке вернулась старая привычка – стремление сделать все быстрее всех. Она даже не проверила, что написала. Сдала самой первой за 15 минут до окончания урока. А остальное время мешала другим – вертелась, подсказывала...»

Я расстроилась. Мы так много работали над тем, чтобы выработать у дочки усидчивость. Папа выкраивает время, чтобы водить ее на акробатику, где она может тратить энергию. Мы надеялись, что от физической усталости дочка станет более сосредоточенной на уроках. Похоже, зря...

Усилили контроль за успеваемостью. За ошибки – серьезные разговоры и маленькие бытовые «штрафы» в виде запрета на просмотр очередной серии «Папиных дочек». Слезы градом, наши с папой нервы, жалость к ребенку и себе… Но оценки выравниваются.

Ловлю себя на том, что вечером, когда все собираются дома, мы только и обсуждаем, что Софийкину учебу. Какие баллы получили одноклассники, что надо сделать, чтобы в следующий раз Софии дотянуть до 11, на какой день запланирована очередная контрольная … Проколы в виде восьмерок почему-то формируют комплексы, причем, не только у Софийки, но и у нас с папой. У меня зреет ощущение, что это ненормально. Если у дочери нет собственной мотивации к хорошей успеваемости, и мы не находим аргументов, чтобы ее развить, оценки лучше не станут.

2 ноября

Вторую неделю сидим дома с ОРВИ. Сегодня у Софийки уже появился аппетит, а после еды поднялось настроение. Пошли на полчаса погулять. Видно, что у ребенка прибавилось сил, но вопрос о том, чтобы наверстать пропущенную в школе, даже не поднимается. Тем не менее, позаниматься надо – болезнь пройдет без следа, а если Софийка «съедет» с отметками, выйти на прежний высокий уровень будет очень трудно.

Шаг за шагом восполняем пробелы в знаниях. Провела с Софийкой беседу о том, что, возможно, первые дни в школе она будет не все понимать. Настраиваю на то, что это временное явление. Надо только проявить настойчивость и терпение, и она снова будет самой лучшей в классе.

Мы с учительницей довольны отметками и Софийкой. Техника чтения – 70 слов в минуту – наш абсолютный рекорд в классе! Таблица умножения без ошибок, стихи наизусть – легко! Помня о подверженности дочери «звездной болезни», усиливаю контроль за выполнением заданий. Сначала уроки, только потом – развлечения. Никакого спуску!

Ну вот как объяснить, что 11 баллов – это, пусть и не 12, но тоже супер! Доучились до того, что если у кого-то чуть выше оценка, Софийка терроризирует меня вопросом: чем она хуже? Кажется, у нас сформировался маленький перфекционист!

Сегодня пришла к дочери в школу и ужаснулась: ее парта разрисована фломастерами, кое-где пятна от присохшего клея. В шкафчике безпорядок! В гонке за успеваемостью мы совсем забыли об аккуратности. А ведь порядок в быту ведет к порядку и в голове - я поняла свое упущение. Дома место Софийкиным вещам нахожу я. Дочка, конечно, послушно все выполняет, но только когда я об этом говорю! Решено: самоорганизация – то, чему в ближайшее время стоит уделить особое внимание.

Елена ЛУКЬЯНЕНКО, психолог

В данном дневнике описаны типичные ошибки родителей - многие, наверное, узнали в нем себя и своих детей. Таким подходом родители создают проблему и себе, и ребенку. Ну что ж - давайте разбираться.

1. Контролируя каждый шаг школьника, родители сами начинают чрезмерно переживать, к тому же ребенок растет несамостоятельным, зависимым от мнения родителей: «Что мне делать?», «Это хорошо или плохо?» и т. д. Если в начальных классах такой контроль и работает, то в средней школе этот метод не пройдет: здесь важными станут собственные умозаключения ребенка, опыт, коммуникабельность, популярность среди сверстников.

2. Такой подход мамы опасен также и тем, что ребенок начинает избегать трудностей. У девочки установка: я должна все делать на «отлично». А если задача сложная, появляется неуверенность в собственных силах - так что «лучше и не браться».

3. Если ребенок прошел школу без единой двойки (пятерки, шестерки…) – это, скорее, плохо, потому что у него отсутствует очень важный (хоть и негативный) опыт. Став взрослым, он не сумеет адекватно справляться с ситуациями получения жизненных «двоек».

4. Мотивация подобрана тоже неправильно: мама изложила дочери свои личные чаянья – но никак не чаянья девочки. А теперь рассмотрим такую ситуацию: дочь становится старшеклассницей, а новый учитель ее просто не замечает - несмотря на успехи! В результате у ребенка сбивается программа, заложенная с детства: как же так, ведь она привыкла быть самой лучшей! И тогда «непризнанная» отличница может, например, начать ябедничать – лишь бы заработать авторитет у преподавателя и вновь почувствовать себя «самой-самой».

5. Важно, чтобы родители донесли до ребенка совсем другую установку: «Тебя уважают просто потому, что ты есть. Ты хороший, независимо от того, как ты учишься». С этой установкой ребенок вырастет уверенным в себе и коммуникабельным. Мотивацию к учебе он должен выработать САМ, без давления со стороны мамы и папы. В этом залог его успешности в жизни. А задача родителей - создать определенную мотивационную среду в семье, некий фокус на предмете, к которому они хотят вызвать интерес. То есть не просто говорить о том, как это правильно, например, много читать, но и самим быть книголюбами - создать библиотеку, пополнять ее и активно ею пользоваться.

Клуб Родителей