» »

Йоги вегетарианцы. Вегетарианство - путь к здоровью и гармонии

16.04.2024

Большинство людей, серьезно практикующих йогу, — вегетарианцы. Некоторые придерживаются веганства и сыроедения. Но в основном йоги отказываются только от мяса, рыбы и яиц, налегая при этом на молочные и кисломолочные продукты, вовсе не гнушаясь термически обработанной пищи. И я знаю по меньшей мере одного достаточно известного йога, который без зазрения совести ест мясо.

Я не ем мясо уже лет семь, с тех пор, как начала заниматься йогой. Не собиралась становиться вегетарианкой, просто в один прекрасный момент поняла: не хочу, потому что не получаю от этого удовольствия, зато испытываю тяжесть в желудке.

Йоги, ставшие вегетарианцами, ссылаются на две причины:

1. «Так лучше для здоровья».

2. «Такова традиция, изложенная в древних текстах».

Но связь между здоровьем и отказом от мяса не столь очевидна. Конечно, восторженные поклонники вегетарианства и веганства воспевают омолаживающие и очищающие свойства этих систем питания. С другой стороны, мясоеды напоминают, что белок значительно лучше усваивается из мяса, чем из растительной пищи, а витамин В 12 веганам приходится употреблять исключительно в синтезированном виде.

Питание при занятиях йогой

Следование древним правилам — вопрос еще более спорный. Йога, конечно, пришла из Индии, в основном вегетарианской страны, но разве это значит, что мы должны в точности копировать индийский опыт? В текстах «Гхеранда-самхита» и «Шива-самхита» как нечистая пища описывается не только мясо, но также и любая еда, постоявшая несколько часов. Тема ахимсы, или ненасилия, сложна, многогранна и не исчерпывается выбором рациона. Вегетарианство не делает человека святым. Можно отказаться от животной пищи, но при этом вредить людям.

Многие йоги становятся вегетарианцами, чтобы укрепить свой дух. Но часто это не их решение. Оно продиктовано авторитетным инструктором, другом или книгой. Если выбрать вегетарианский рацион вопреки потребностям организма, не приведет ли это к озлобленности на всех мясоедов и острому желанию есть запретные продукты?

Был период в моей жизни, около года, когда я под влиянием авторитетных для меня людей придерживалась растительно-молочной диеты. Но организм устроил забастовку: начались проблемы с кожей, волосы и ногти стали слабыми и ломкими — тогда я добавила в меню рыбу и яйца и почувствовала себя лучше. Сейчас основа моего рациона — это овощи, фрукты, злаки, орехи и молочные продукты, а 2-3 раза в неделю я ем рыбу, морепродукты и яйца.

Не надо рубить с плеча. Один тип питания не может быть лучшим для всех. По мере практики меняются ощущения, привычки и предпочтения, в частности в еде. Кто-то становится вегетарианцем, а кто-то — нет. Главное, чтобы это был осознанный выбор.

Онлайн-занятия с Инной Видгоф

и с Инной Видгоф в фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».

Рано или поздно перед практикующими йогу встает вопрос о питании : изменения в теле требуют перемен в рационе – привычная пища может показаться грубой, практикующий начинает слышать себя и может менять привычную диету и образ жизни. Нередко резкие перемены (переход к вегетарианству/веганству) продиктованы политикой школы, к которой относит себя йогин (Дживамукти-йога, Аштанга-виньяса йога и т.д.).

Естественным образом возникают вопросы:

  • должен ли каждый йогин становиться вегетарианцем и почему?
  • что по этому поводу говорят древние тексты по йоге?
  • какие мнения известных учителей существуют по вопросу питания для йогина?

В Йога-сутрах Патанджали нет прямого указания на какое-либо правильное питание для йогина. Обычно приверженцы вегетарианского питания ссылаются на сутру 2.30, где речь идет о ямах, в частности, об ахимсе – непричинении вреда, ненасилии.

Б.К.С. Айенгар в своих комментариях к Йога-сутрам указывает, что:

«яма предполагает нежелание вреда, которое должно пронизывать любые наши помыслы, слова и поступки».

Исходя из подобного комментария, можно сделать вывод, что лишение жизни другого живого существа противоречит ахимсе.

В «Хатха-йоге Прадипике» (с комментариями Свами Муктибодхананды) в шлоках 58-63 конкретно указывается, какая еда способствует садхане йогина, а какая строго противопоказана. Так, в шлоке 59 четко указано, что алкоголь, рыба, мясо, творог и т.д. запрещены для практикующих хатха-йогу. Одновременно в шлоке 62 указывается на благоприятное употребление молока и меда – то есть придерживаться строгого вегетарианства не рекомендуется. Одновременно, Свами Муктибодхананда пишет в комментарии к шлоке 63:

«Следует, конечно, принимать во внимание и то, что диета, приводимая, в Прадипике, пригодна в основном для климатических и природных условий Индии. К тому же это питание практикующего хатха-йогина, посвящающего много часов в день своей садхане, а не человека, который занимается один час раз в неделю в классе йоги».

Обратимся также к «Гхеранда-самхите», одному из трех классических текстов по хатха-йоге наряду с «Хатха-йогой Прадипикой» и «Шива-самхитой»:

5.16. Кто начинает йогу без соблюдения диеты, тот только навлечёт на себя различные заболевания и останется без Сиддхи.

5.17. Пища для йогина: рис, ячменный или пшеничный хлеб, фасоль – чистая и без стручков.

5.18. Йогин должен есть огурцы, плоды хлебного дерева, манакачу, каккола, зизиф, бананы и фиги.

5.19. Незрелые бананы, маленькие бананы, банановые стебли и корни, бринджаль, корни и плоды растения риддхи,

5.20. молодые зелёные овощи, чёрные овощи, листья Патолы, Виштука (вил шпината), овощи Хималочика – вот виды овощей, которые подходят для йогинов.

5.21. Пища – чистая, сладкая и не острая – должна наполнять желудок наполовину. Это – умеренное питание.

5.22. Половина жедудка должна быть наполнена пищей, четверть – водой, а ещё одна четверть должна оставаться для свободного движения газов.

5.23. Начиная заниматься йогой, избегай всего горького, острого, кислого, солёного и жареного, а также кислого молока, разбавленной молочной сыворотки, плотных овощей, алкогольных напитков, орехов винной пальмы и перезрелых плодов хлебного дерева.

5.24. Также следует избегать плодов Кулаттха, плодов чечевицы, тыквы и вьющихся растений, диких огурцов, ягод Капитха и Палаша,

5.25. а также Кадамба, лимонов, Бимба, Лукуча (разновидность хлебного дерева), чеснока, Пилала, Хинга, Сальмали и Кемука.

5.26. Начинающий йогу должен избегать путешествий, женщин и не должен греться у огня. Он также должен избегать сливочного масла, скисшего молока, сахарного сока и сока сахарного тростника; спелых бананов, кокосовых орехов, гранатов, винограда и всего, в чём есть кислый сок.

5.27. Однако йогин должен есть кардамон, мускатный орех и белую гвоздику,

5.28. Розовые яблоки, финики и другие плоды, возбуждающие жизненную силу.

5.29. Для хорошего настроения пища йогина должна быть легко перевариваемой, нежгучей и подходящей, чтобы образовывать основные вещества тела.

5.30. Йогин должен избегать всего, что долго стояло, что с трудом переваривается и загнивает в кишечнике; а также того, что слишком горячо.

Дешикачар Т.К.В. в своей книге «Сердце йоги» высказывает интересную позицию по поводу употребления мясной пищи, он призывает йогина в первую очередь быть разумным и не забывать о доброте по отношению к самому себе : в голодный период отказываться от мяса, если ничего другого нет, он считает, безответственным и неразумным, как по отношению к себе, так и по отношению к людям, перед которыми у нас есть обязательства. Дешикачар призывает, думая об ахимсе, тренировать способность оценивать ситуацию.

Обратимся к труду Б.К.С. Айенгара «Йога Дипика: прояснение йоги». Во введении к своей книге Гуруджи, рассказывая читателю о яме, четко выражает свою позицию по поводу практики ахимсы:

«Йог верит, что убить или уничтожить существо – значит оскорбить его Создателя. Люди совершают убийства ради пропитания или из самозащиты. Но, если человек – вегетарианец, это еще не значит, что он чужд насилия по темпераменту или что он йог (хотя вегетарианство – необходимое условие для занятий йогой)».

Еще один знаменный ученик Кришнамачарьи – Паттабхи Джойс в книге «Йога Мала» высказывает следующее мнение по поводу правильной еды для йогина:

«Человек, практикующий йогу, должен употреблять в пищу только продукты саттвического качества. Ни в коем случае нельзя питаться продуктами, которые взращивают страсть и порождают сумерки сознания, например мясом или жиром. Следует отказаться также от употребления ядовитых веществ, таких, например, как никотин».

Основатели популярного на западе стиля «Дживамукти йоги» Шерон Геннон и Девид Лайф являются не только убежденными веганами, но и активистами, борющимися за права животных, таким образом, их понимание ахимсы идет гораздо дальше, чем отказ от употребления в пищу мяса животных – они призывают полный отказ от всей продукции, изготовленной из шкур или кожи животных, отказ от товаров, которые могли тестироваться на животных и т.д. Всех своих последователей вышеназванные ученики Шри Паттабхи Джойса призывают следовать веганской диете, ибо это один из залогов успешной практики йоги.

Обратимся к мнению российских преподавателей йоги. Например, Сергей Агапкин твердо убежден, что отказ от мяса может повлечь серьезные проблемы со здоровьем, в том числе железодефицитную анемию (интервью Yoga Journal, №38), а также, что йога подразумевает под собой освобождение от всех условностей, а не формирование новых, например, в вопросах питания. Михаил Константинов, директор Аштанга-йога центра, высказывает противоположное мнение:

«Если вы собираетесь полностью погрузиться в традиционную хатха-йогу, включая интенсивную практику асан, выполнение длинных циклов сложных пранаям, медитацию и пр., то вам неизбежно придется стать вегетарианцем. Но это произойдет мягко и постепенно, с усилением и усложнением практики».

Итак, мнения по поводу вегетарианской диеты разнятся от школы к школе и от учителя к учителю. Возможно, самым оптимальным вариантом для начинающего йогина будет быть честным перед самим собой и окружающим его миром, оптимально оценивать последствия своих действий и помнить о законе кармы. Практика открывает новые горизонты, за которыми старательный йогин обязательно найдет необходимые ему ответы, установит гармоничный для него режим и корректный план питания. Искреннее соблюдение этических принципов поможет приблизиться к высшим целям йоги.

Лично я убеждена, что если практиковать именно йогу, а не просто асаны, и относиться к своей практике максимально осмысленно, то переход на вегетарианство неизбежен. Он будет приятным, мягким и само собой разумеющимся. Сердце йогина раскрывается, сострадание не является чем-то чуждым, мы начинаем отчетливо осознавать, как все живые существа в мире связаны, и какое влияние один взятый человек оказывает на мир.

Я уверена, что именно йога способна открыть нам глаза и помочь нам стать более осознанными : ведь, если подумать – почему мы признаем расизм, сексизм, рабство вещами вне закона и чем-то ужасным, а повсеместное убийство живых существ и намеренное причинение им вреда – порядком вещей? Тогда, где же ахимса?..

Многие сторонники мясной диеты приведут тысячу доводов о вреде вегетарианской диеты и её бессмысленности. Однако, ученые мира уже давно открыли, что в той же сое во много раз больше белка, чем в куске мяса, что ресурсы, затрачиваемые на производства мяса в разы превышают ресурсы, затрачиваемые на производство растительных продуктов.

И, если мы еще раз обратимся к ямам, то мы можем увидеть следующее:

  • что такое ахимса, как не непричинение вреда и бережное отношение к природе и животным;
  • что такое сатья, как не разглашение правды о том, какие страдания претерпевают животные перед тем, как попадают на тарелку;
  • что такое астея, как не воздержание от обладания тем, что нам не принадлежит – а, именно, другими живыми существами;
  • что такое брахмачарья, как не прекращение эксплуатации животных, связанной с их размножением – получение яиц, молока и их детенышей;
  • что такое апариграха, как не отказ от ненужных нам вещей и неворовство у природы: мы можем прожить без норкового манто, а вот 50 норок, чьи шубки понадобились для её изготовления, были убиты ради… чего?

Зачастую практикующие йогу люди становятся лакто-вегетарианцами, реже сыроедами. Это легко объяснить как с физической, так и с моральной точек зрения. Во-первых, мясо - слишком тяжелый продукт для организма человека, и мешает занятиям. Во-вторых, один из основополагающих принципов йоги - ахимса, то есть ненасилие, максимальное непричинение вреда всем живым существам. Когда человек начинает осознанно подходить к практике, у него возникает потребность следовать этому правилу во всем, включая питание. Но почему тогда йоги не идут дальше и не отказываются от молока, продуктов эксплуатации животных в одежде, быту и так далее? В нашем материале – 5 главных вопросов, которые может задать себе вегетарианец, практикующий йогу

Для начала стоит дать определение самой йоге. Учитывая, сколько «просветленных» шарлатанов и лжепророков странствует сейчас по миру, у некоторых людей, особенно мало знакомых с философскими концепциями Азии, сложилось весьма нелестное представление об этой традиции. Случается, что между йогой и сектантством ставят знак равенства.

В данной статье под йогой подразумевается, прежде всего, философская система, физическая и ментальная практика, которая учит управлять умом и телом, отслеживать и контролировать эмоции, избавляет от телесных и психологических зажимов. Если рассматривать йогу в этом ключе, опираясь при этом на физиологические процессы, которые возникают в организме при выполнении той или иной асаны, то вопрос о сектантстве или религиозной экзальтированности отпадет сам собой.

1. Предполагает ли йога вегетарианство?

Согласно индуистким первоисточникам, отказ от продуктов насилия носит преимущественно рекомендательный характер. Далеко не все индусы на сегодняшний день вегетарианцы. Более того, не все йоги вегетарианцы. Это зависит от того, в какой традиции человек практикует и какую цель он себе ставит.

Часто от людей, долгое время проживших в Индии, приходится слышать, что большинство ее жителей придерживается вегетарианского образа жизни скорее по причине бедности, чем из религиозных соображений. Когда у индуса появляются лишние деньги, он может себе позволить и мясо, и спиртное.

Индусы вообще очень практичные люди, - уверят инструктор хатха-йоги Владимир Чурсин. -Корова в индуизме является священным животным, скорее всего, потому, что она кормит и поит. Что же касается практики йоги, здесь важно не нарушать принцип ненасилия по отношению к себе же самому. Желание отказаться от мяса должно прийти само собой. Я стал вегетарианцем не сразу, и это вышло естественным путем. Я даже не обратил на это внимания, заметили мои близкие.

Еще одна из причин, по которой йоги не употребляют мяса и рыбы, заключается в следующем. В индуизме есть такое понятие, как гуны - качества (силы) природы. Упрощенно – это три аспекта любого существа, их суть - движущая сила, механизм построения мира. Есть три основные гуны: саттва - ясность, прозрачность, благость; раджас - энергия, пыл, движение; и тамас - инертность, косность, тупость.

Согласно этой концепции, пищу можно разделить на тамасическую, раджасическую и саттвическую. В первой преобладает гуна невежества, также ее называют заземленной едой. Сюда можно отнести мясо, рыбу, яйца и всю несвежую пищу.

Раджасическая пища наполняет тело человека желаниями и страстями. Это еда правителей и воинов, а также людей, стремящихся к телесным утехам: чревоугодников, прелюбодеев и прочих. Сюда обычно относят слишком пряную, соленую, пережареную, копченую пищу, спиртное, лекарства и опять-таки все блюда животного происхождения из мяса, рыбы, птицы.

И, наконец, саттвическая пища дает человеку энергию, облагораживает, наполняет благостью, позволяет идти по пути самосовершенствования. Это все сырые растительные продукты, фрукты, овощи, орехи, злаки.

Практикующий йог стремится жить в саттве. Для этого он избегает привычек невежества и страсти во всем, включая пищу. Только так возможно добиться ясности, научиться различать истинное и ложное. Поэтому любая вегетарианская еда связана с очищением существования.

2. Бывают ли йоги веганами?

В йогических текстах я не встречал упоминаний о веганстве, если не считать описаний экстремальных практик, - рассказывает инструктор хатха-йоги, йога-журналист, целитель Рэйки Алексей Соколовский. - Например, существуют прямые указания, что самым совершенным йогам-отшельникам, проводящим целый день в медитации в пещере, нужно всего три горошины черного перца в сутки. Согласно Аюрведе, этот продукт сбалансирован по дошам (видам жизненных энергий). Так как тело по 20 часов находится в своего рода анабиозе, калории, по сути, и не нужны. Это легенда, конечно - я лично не встречал подобных людей. Но уверен, что нет дыма без огня.

Что касается отказа от продуктов эксплуатации и насилия над животными, то принципов веганства придерживаются приверженцы джайнизма (конечно, термин «веган» они к себе не применяют, так как веганство - явление, в первую очередь, западное и светское). Джайны стараются не причинять излишнего вреда даже растениям: едят в основном плоды, избегают клубней и корней, а также плодов, содержащих много семян (ибо семя - это источник жизни).

3. Обязательно ли йогу пить молоко и едят ли йоги яйца?

Молоко рекомендовано в Йога-сутрах в главе про питание, - продолжает Алексей Соколовский. - Причем, видимо, имеется в виду именно парное молоко, а не то, что продается в магазинах в картонных коробках. Это, скорее, яд, чем лекарство. С яйцами несколько сложнее, поскольку в деревне они живые, оплодотворенные, а следовательно, это ребеночек или зародыш курицы. Есть такое яйцо – участвовать в убийстве младенца. Поэтому йоги избегают яиц. Мои учителя из Индии - Смрити Чакраварти и ее гуру Йогирадж Ракеш Пандей - оба строгие вегетарианцы, но не веганы. Они употребляют молоко, молочные продукты, сливочное и особенно часто топленое масло.

По словам инструкторов, молоко йогам пить нужно, чтобы в организме вырабатывалось нужное количество слизи, которая необходима для нормальной работы мышц, связок и суставов. Веганы-йоги могут заменить молоко рисом, так как он обладает аналогичными вяжущими свойствами.

4. Равны ли человек и животные, и есть ли у животного душа?

Спросите у животных, особенно когда их отправляют на бойню, - говорит инструктор йоги, доцент МГУ Евгений Автандилян. - Когда одного индийского гуру спросили, за кого он молится в своих молитвах: только за людей или и за животных тоже, он ответил, что за всех живых существ.

С точки зрения индуизма, все воплощения, то есть все живые существа, едины. Не бывает хорошей или плохой судьбы. Даже если тебе посчастливилось родиться в теле человека, а не коровы, все может измениться в любой момент.

Порой нам трудно примириться с тем, что происходит в мире, когда мы видим страдание. В этом плане научиться сопереживать, отличать истинное, занимая при этом позицию наблюдателя - главное для йога.

5. Так почему же все-таки йоги не веганы?

Думаю, йоги вообще не склонны следовать правилам, даже установленным самими йогами, - говорит Алексей Соколовский. - И проблема не в том, плохие они или хорошие. Если применять правила бездумно, не проверяя на своем опыте, они неизбежно превращаются в догмы. Все концепции на тему кармы, правильного питания и веры так и остаются концепциями, не более, если человек их не испытает на себе. К сожалению, мы не можем очистить карму прямолинейными способами, поскольку, даже потребляя растительную пищу, мы ежесекундно уничтожаем миллионы живых существ - бактерий, вирусов, микробов, насекомых и так далее.

Поэтому вопрос заключается не в том, чтобы не причинять вреда, хотя это и первое правило Ямы, а в том, чтобы достичь самопознания. И без этого все остальные правила пусты и бесполезны. Применяя их и навязывая их другим людям, человек еще больше запутывается. Но, возможно, это необходимый для некоторых этап становления. В начале процесса очищения сознания отказ от продуктов насилия необходим.

Подведем итоги

В йоге сегодня множество школ и традиций. Каждая из них может давать те или иные рекомендации относительно пищи, которую можно и нельзя употреблять. Важно понимать, что предела духовного и нравственного совершенствования не существует. Достаточно вспомнить, что кроме веганства существуют более здоровые и экологичные сыроедение и фрукторианство, и, в конце концов, праноедение. Быть может, не стоит не останавливаться на достигнутом, не делая при этом культа из своих поступков и взглядов на мир? Ведь, исходя из индуистского мировоззрения, все мы - частицы единого целого. Сложного, красивого и бесконечного.

Светлана Зотова

Йога и вегетарианство - обман, созданный для отбирания денег и здоровья

Йога, вегетарианство и сыроедение - хорошо раскрученный «бизнес проект» по оболваниванию людей и отъёму у них денег, здоровья и жизненной силы всякими восточными гуру, их учениками и последователями...

О пользе мяса и вреде йоги

В рассуждениях о вреде мяса, которые я часто слышу от вегетарианцев есть некоторые вещи, с которыми можно смело согласиться, наряду с аргументами, не имеющим ничего общего с реальностью. Поскольку у меня был пятилетний опыт полного вегетарианства (ни мяса, ни рыбы, ни яиц) в течение которого я прочитал все фундаментальные восточные трактаты, касающиеся индийской космологии, философии буддизма и даосизма, включая труды по аюрведе, акупунктуре, йоге и другим знания, я могу об этом сказать пару слов. Естественно, долгое время я практиковал разные оздоровительные психофизические практики от Випассаны и хождения по углям, до ритритов и дыхательный техник. Не буду подробно вдаваться в те системы, которые мне удалось на себе испытать, скажу, что это были практически все методы известные в эзотерических кругах пятнадцать лет назад.


Свои наблюдения, для удобства, я сведу к тезисам
Аюрведа и типы пищи

1. Говоря о пользе или вреде какого-то продукта для здоровья со ссылкой на Аюрведу , мы должны помнить несколько вещей. Первое - это варны (у нас более распространенное слово «касты») существующие в Индии до сей поры. Это аналог дореволюционных российских сословий, где высшую ступень занимали брамины (жрецы, представители религиозного культа). Чуть ниже располагались кшатрии (воины, цари). Далее шли вайшьи (купцы и крупные землевладельцы). Первые три касты назывались «двиджи», что означало дважды рождённые.

Далее следовали шудры (батраки, слуги и бедные крестьяне) и замыкали социальную лестницу «неприкасаемые » - презираемый и бесправный социальный слой. Даже случайная встреча двиджи с неприкасаемым вела к серьезным процедурам очищения.

2. Второе -это гуны, т.е. качества, свойства.

саттва - основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
раджас - основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
тамас - основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Питание согласно Аюрведе делится на:

Тамасическое - т.е. вызывающее отупление, куда входила речная рыба, корнеплоды (пища крестьян и неприкасаемых) а так же любая несвежая еда.

Раджасическое - способствующие силе и энергии, это были мясо и острые специи (пища воинов)

Саттвические -употребление которых приводило к благости и созерцательности. Такими продуктами считалось все молочные продукты, сладкие фрукты, мёд, каши, орехи и рис (пища жрецов)

Заметим, что массового употребления алкоголя ни тогда, ни сейчас в Индии не было .

Влияние климата и продуктов на человека

3. Индостан и тогда и сейчас представлял собой климатическое место, которое можно разделить на две условных области: там, где жарко и там, где очень жарко. Любая тяжелая физическая работа или упражнения в таком климате просто противопоказана. Поэтому любимым занятием индийцев на протяжение тысячелетий является болтовня с соседями возле раскидистого баньяна или какого другого дерева .

Поэтому индусы падки на различные проповеди и выступления местных гуру, попрошайничество и абсолютное наплевательство на бытовые удобства. В этом у нас с ними есть определенная схожесть.

4. Вряд ли я кого-то удивлю, если скажу, что в России, и в Советском Союзе основными продуктами 85 процентов населения являлись зерновые, озерная или речная рыба, курица, яйца, овощи, консервы, сало, хлеб .

Мясо в рационе крестьян было крайне редким явлением. В СССР, если мы берем брежневский период, ситуация немного изменилась к лучшему, как альтернатива мясу появились всевозможные колбасы и колбасные изделия, тушенка, пресервы и консервы, то есть пища представляющая из себя чистый яд. И до сей поры, даже свиной шашлык остаётся в России деликатесом.

По сути, рацион среднестатистического россиянина не сильно расширился. Да, в стране стали больше потреблять курицы и рыбы. Совершенно обыденными на столе стали бананы, макароны из твёрдых сортов пшеницы и некоторые другие продукты. Весь этот продуктовый набор совершенно чётко относит наше население к низшей касте развивая в нем тупость и инертность на уровне физического тела.

5. Суровые климатические условия России, длинная зима и короткое лето несмотря на очевидную разницу с климатом Индостана, все же имеет с ним сходство по степени воздействия на менталитет народа. В обоих случаях, человек долгое время предоставлен самосозерцанию (лежать на печи и в потолок плевать). В обоих случаях, нематериальное в человеке довлеет над материальным.

Есть одно «но» физическое состояние северного человека нуждается в крепости и ригидности . Он распахивает трудную почву, валит лес, носит тяжёлую одежду. Его рацион крайне нуждается в жирах. Чтобы поддерживать тепло в теле. Человек Юга гибок и менее крепок. Он почти не носит одежды, и не занимается интенсивным физическим трудом.

Что такое Йога?

6. Теперь мы плавно подходим к йоге. Я уже неоднократно писал о том, что из-за искажения понятий слово «йога» абсолютно утратила своё первостепенное значение. Для продвинутых рекомендую бессмертный труд переведённый на десяток языков под названием Сутра Йоги Живого Пива.

Если в двух словах, то Йога - это практика остановки колебаний ума . Три основных условия для практикующих Йогу - это наличие наставника , полная неподвижность в течении длительного времени и уединение .

То, что у нас подразумевается под «йогой», есть ни что иное, как система гимнастических упражнений, появившаяся чуть более ста пятидесяти лет назад. За это время эти упражнения обросли мифами, легендами, были дополнены дыхательными и очистительными практиками, сдобрены мистикой и утверждены в своей незыблемости самозваными Гуру. Сейчас количество школ такой «йоги» насчитывает несколько сотен.

Распространение такой «йоги» в самой Индии, с одной стороны, было связано с нахлынувшим потоком американцев и европейцев жаждавших прозрений и откровений. С другой было обусловлено многомиллионной армией бездельников , пытавшихся на этом заработать.

Сексуальная энергия

7. Ещё несколько моментов, которым следует уделить внимание. Это секс и поведение желудочно-кишечного тракта. Не будем углубляться в дебри происхождения, накопления и выброса (сублимации) сексуальной энергии, просто представьте следующее. Человек - это чайник, стоящий на плите .

Накопление энергии (пара) происходит в самом низу (муладхаре), откуда она имеет два выхода. Часть выходит через носик (свадхистану), часть через крышку (сахасрару). Поскольку крышка может сидеть довольно плотно, весь пар уходит через носик, пока чайник не выключили. В народе есть такие выражения «спустить пар », «вскипеть », «разгорячиться », «накипело ». Если заткнуть носик, и приподнять крышку, весь пар пойдет через верх.

К сожалению, в России у людей крышка плотно закупорена, поэтому основные действия совершаются при помощи инстинктивно-двигательного центра. Работу такого центра определяет связка страх-агрессия, что в условиях социума всегда чревата проблемами, болезнями, запорами и другими проблемами. Кто бывал в Индии знает, что желудок там работает безукоризненно, раз. Сексуальная энергия легко сублимируется, два.

Две эти вещи также служат гибкости и ментальной, и физической. Если вы вспомните одну из самых загруженных улиц Мумбая , где шесть полос сумасшедшего трафика в одну сторону и шесть в другую, то вам будет понятно, о чем я говорю. Эту трассу могут переходить под прямым углом без светофоров и переходов калеки, верблюды, крестьяне на телегах, ишаки; её пересекают моторикши, велосипедисты, мотобайки, нищие, попрошайки и прочая разношерстная индийская публика. Ни у кого сей факт не вызывает приступов лютой злобы или неконтролируемой агрессии.

Признаки варн

8. И наконец последнее. Для каждой варны испокон веков установлены свои правила и психофизические упражнения.

Брамины читают мантры, занимаются изучением Вед, отправлением религиозных обрядов и устанавливают нормы поведения для всех остальных. Он употребляют саттвическую пищу в небольших количествах. Они не думают о хлебе насущном. Сексуальную энергию жрецы сублимируют в духовный рост.

Кшатрии поддерживают власть браминов, распоряжаются жизнями и доходами остальных каст, а также дают им защиту. Они упражняются в воинских искусствах, наращивают мышечный корсет, едят мясо, активно занимаются сексом. Религиозные ритуалы укрепляют власть воинов и царей.

Купцы и землевладельцы беспрекословно подчиняются жрецам и воинам. Они могут употреблять любую пищу, довольно активны в сексе и обладают балансом между физическим и умственным развитием.

Крестьяне существуют в прахе. В прахе рождаются и в прах обращаются. Они тяжело работают, получая за это кусок хлеба. Пища, секс, условия жизни, умственные способности, цели - все это делает четвертую Варну похожей на тягловый скот.

Неприкасаемые выключены из социума. Едят в основном отбросы, корнеплоды или фрукты. Бездельничают, попрошайничают, воруют, насилуют, убивают.

9.Что получается?

Получаются следующее:
1.Гимнастические упражнения , ошибочно называемые в нашей стране «йогой» даже в индийском социуме есть удел бездельников . Ведь им отводится значительная часть времени. В нашем обществе такая практика, под руководством доморощенных гуру, только усиливает человеческое Эго. Эго -главный враг Йогина.

2. Вегетарианство - это исторически сложившийся рацион у земледельцев всего мира. Однако он ни носит ни установленного характера, ни религиозного (индусы являются исключением ввиду того, что корова считается священным животным), а продиктован отсутствием выбора. Когда есть возможность, крестьяне с радостью употребляют мясо.

3. Поскольку Йога - есть упражнение в неподвижности ума при помощи неподвижности тела , а целью её есть достижение Самадхи, то никакие физические упражнения называться йогой не могут. Или точнее так: называться йогой может все и бодибилдинг, и биатлон, и шахматы. Как говорил Шри Ауробиндо - вся жизнь есть йога.

4. И мясо, и гимнастические упражнения необходимы, если у человека есть в жизни какие-то цели, кроме того, чтобы разорвать цепи Сансары.

5. Человека, практикующего Йогу (остановку ума посредством концентрации и медитации) для верности, следует называть Йогином.

6.Отказ от животной пищи вообще, имеет кратковременную пользу. Но польза эта проистекает ни из-за улучшения физического состояния человека, а из-за ментального контроля над своим телом.

7.Принципы питания европейца раз и навсегда сформулировал Гиппократ. И никто ничего нового после него не открыл:
а. Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей.
б. Всё хорошо, что в меру.
в. Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так и гимнастика очищает организм.
г. Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступить меру природы.
д. Действие диетических средств продолжительны, а действие лекарств - скоропреходящи.

8.Отсюда вывод.

Вред гимнастических упражнений, которые у нас ошибочно называют «йога» , заключается в трёх вещах.
- В надуманной религиозно-философской подоплёке.
- В подаче этих упражнений, как некой панацеи от всех проблем.
- В навязывании паттернов поведения и питания.

Польза красного мяса заключается также в трех факторах:
- Оно даёт недостающие витамины и минералы человеческому организму.
- Оно способствует росту мышц, укреплению тела и готовности к самозащите.
- Оно даёт раджасическую энергию, энергию страсти и желание победы.

«Обязательно ли переходить под знамёна вегетарианцев?» - этот вопрос нередко встаёт у начинающих (и продолжающих) практиковать йогу.

Давайте отбросим в сторону идеологические и эмоциональные аспекты, и попробуем ответить на вопрос, обратившись к объективной реальности и медицинским фактам.

Несколько лет назад СМИ запестрели заголовками, типа:

«ВОЗ признала вегетарианство и сыроедение заболеванием.»

«Согласно новой классификации заболеваний Всемирной Организации Здравоохранения, вегетарианство является отклонением от нормального поведения.»

«Большинство вегетарианцев по всему миру пришли в шок от того, что эксперты из Всемирной ассоциации здравоохранения (ВОЗ) признали их психически невменяемыми.»

С другой стороны, материалы, опубликованные в докладе ВОЗ 1991 года Diet, Nutrition and the Prevention of Chronic Diseases, где говорится о пользе вегетаринской диеты для предотвращения ряда хронических заболеваний, до сих пор весьма популярны среди практикующих (и весьма уважаемых и опытных) врачей.

«Перейдя на вегетарианское питание - я почувствовал прилив сил, стал более гибким и спокойным»,- пишет многоуважаемый и известный «гуру», несколько десятилетий практикующий кундалини-йогу.

«Отказался от мяса - и через полгода почувствовал слабость, стал часто болеть, а в довершение обзавелся новым диагнозом - железодефицитна я анемия», - рассказывает в своей статье другой, не менее известный и популярный инструктор хатха-йоги.

И где же истина? Кто из них прав? Неужели оба?

Конечно, истина посредине. Надо только её найти, нащупать, почувствовать. А мозг и здравый смысл-вам в помощь.

Ведь когда человек становится одержим подсчетом калорий в каждом съеденном куске и смысл всей его жизни –это составление меню на день, а здоровое питание превращается в какую-то «кухонную религию» - с одной стороны, и аллергик, у которого возникает отёк лёгких от одного запаха цитрусовых, бесшабашно вливающий в себя коктейль из водки и апельсинового сока- с другой, явно не вызывают одобрения. Скорее, если и не протест на грани с раздражением (в случае вашей повышенной толерантности), то как минимум недоумение и непонимание (хотя бы из соображений гуманности).

В медицине существует такое понятие- орторексия (патологическая страсть к здоровому питанию). Именно патологическая, т е ненормальная. Хотя границы нормального и ненормального весьма условны. Но они существуют. Когда у молодой женщины, страстно проповедующей веганство, начинают разрушаться зубы и кости, когда маленькие дети в семье преданных вегетарианству родителей буквально доведены до кахексии (крайней степени истощения) и нуждаются в реанимационных мероприятиях - вряд ли у кого-то возникнут сомнения в том, что это ненормально. Другое дело, что и в семьях типичных мясоедов порой наблюдаются не менее дикие случаи доведения собственных детей до тяжелой степени анемии, рахита, гипотрофии (пониженного питания), а у молодых женщин, которые про вегетарианство даже и не слышали, тоже случаются подобные «неприятности» со здоровьем. Тут надо разбираться с каждым конкретным случаем отдельно и помнить, что у каждого в этом мире - свой путь, уникальный и неповторимый. S uum cuique (лат.) – всякому своё, каждому по его заслугам. И это – справедливо.

Все люди разные, неповторимые, уникальные. Во всей Вселенной нет двух одинаковых людей, у каждого свой обмен веществ, свои физиологические процессы, свои предпочтения, увлечения, пристрастия. Свои взгляды на жизнь. Своё видение прекрасного. Это как «Солнце встаёт на Востоке и Волга впадает в Каспийское море».

А ещё есть прекрасное правило – ахимса. Не вреди-ни себе, ни другим! (оно везде кстати, и в решении вопроса о выборе системы питания - тоже).

Спорить о том, что лучше и полезнее- вегетарианство или мясоедение - это то же самое, что доказывать, что бокс лучше, чем плавание, блондинки привлекательнее брюнеток, яблоки полезнее груш!

Не правда ли, вывод напрашивается вполне логичный- вегетарианство (веганство, сыроедение) или мясоедение –личное дело каждого человека. Главное-чтобы человек был разумным и вменяемым.(А если с этим напряг- к доктору! Бегом! Главное, чтоб доктор попался вменяемый…;-)