» »

Тест Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель)

28.03.2024

Оценочные беседы (собеседования) с работающими сотрудниками еще только начинают входить в арсенал HR-а. В связи с этим каждая компания методом проб и ошибок пытается выработать свой уникальный подход к этому новому виду оценки персонала. Сегодня практическим опытом проведения оценочных бесед делится Руслан МАНСУРОВ, кандидат экономических наук, заместитель генерального директора по управлению персоналом ОАО «Нэфис-Косметикс» (г. Казань).

Вся история человечества это история конфликтов. Одни считают их однозначно негативным явлением, другие вполне естественным и даже в чем-то позитивным фактором, дающим импульс к развитию. В любом случае специалист по персоналу не может себе позволить быть безмолвным свидетелем происходящих в организации неурядиц. Как менеджер, он должен уметь анализировать их и управлять ими и, конечно, научить линейных руководителей держать ситуацию под контролем.

Словарь HR-a

Конфликт (от лат. conflictus столкновение) - противоречие, возникающее между людьми в процессе общения или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.

Организационный конфликт - конфликт, возникающий в пределах одной организации.

Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти конфликты?

Конфликты имеют более разрушительные последствия для организации, чем может показаться на первый взгляд. Давно известно и подтверждено многочисленными психологическими исследованиями мнение о том, что участники конфликтов обращают меньше внимания на качество выполнения своих рабочих обязанностей. А после конфликта оппонентам зачастую так и не удается войти в прежний рабочий ритм и работать с прежней продуктивностью.

Типологий конфликтов в организации достаточно много. Основные из них представлены в схемах на стр. 87-89.Однако в любом случае важную роль в разрешении спорной ситуации играет непосредственный руководитель сотрудников и HR. Но для понимания сущности организационных конфликтов и, главное, для возможности их конструктивного урегулирования нужно осознавать, какова роль руководителя в конфликте. Какую роль он берет на себя? Позволяет ли он втягивать себя в конфликт или пытается разрешить ситуацию?

О природе конфликтов в организации написано очень много. Мы не будем сейчас повторять то, что вы уже наверняка читали. Сосредоточимся на приемах, которые могут помочь нам в деле диагностики, предупреждения и разрешения конфликтов, а именно на методе трансактного анализа*.

Кто ты?

Мы уже писали о Я-состояниях**. Напомним, что Я-состояние это поведенческий стереотип. Давайте рассмотрим все Я-состояния : «Родитель», «Ребенок», «Взрослый». Что же они означают?

«Родитель» - это состояние, в котором находит отражение информация, полученная нами в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы, запреты. Все то, что определяет: как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации. В состоянии «Родителя» мы можем проявлять критическое или заботливое поведение. «Родитель» в критическом состоянии проявляется как набор установленных строгих правил (обычно запретительных), которые могут совпадать или не совпадать с правилами, установленными для себя данной личностью. Критический «Родитель» хранит в себе определенные заповеди, запреты, нормы, традиции, предрассудки. В этом состоянии человек учит, направляет, оценивает, запрещает, проводит границы, все понимает, не сомневается, ищет виновного, иронизирует, за все отвечает и за все требует. Он использует такие формулировки, как «Ты должен», «Это нельзя», «Надо делать так», «Прекрати это немедленно» и т. д. Заботливый «Родитель» выражается также через проявление таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, сочувствие: «Не вешай нос», «Хорошо получилось», «Не ломай себе голову», «Я могу вас понять» и т. п.

«Ребенок» - это импульсивное, не поддающееся контролю начало в человеке. С одной стороны, это доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческая увлеченность, изобретательность. С другой стороны, нежелание принимать решения, инфантильность и другие не очень позитивные для взрослого человека качества. Я-состояние «Ребенок» это как раз голос ребенка, живущий в нас. В этом состоянии мы действуем под влиянием чувств, привычек и моделей поведения, заложенных в нашем детстве. Дети способны выходить за пределы общественных условностей (в отличие от позиции «Родитель») и не любят тратить время на всесторонние логические обоснования (в отличие от состояния «Взрослый»). В этом состоянии проявляются реакции, характерные для детского возраста: люди повинуются, чувствуют себя виноватыми или беспомощными, замыкаются в себе, требуют одобрения, обижаются на кого-либо, опасаются чего-либо, предъявляют повышенные требования к себе. «Ребенок» использует такие выражения, как «Я попробую», «Почему всегда я?», «Я не смогу этого сделать», «Я боюсь», «Я хотел бы». В этом состоянии человек пытается делать то, что, как ему кажется, ожидают от него. Либо переходит в бунтарское состояние протестует против более сильных и авторитетных людей, капризен, своенравен, груб, непослушен и агрессивен: «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое».

«Взрослый» - состояние, в котором человек способен объективно оценивать действительность в соответствии с информацией, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимает независимые, адекватные ситуации решения. Состояние «Взрослый» отличает поведение, чувства, привычки, свойственные собственно взрослому человеку, максимально соответствующие реальности. В состоянии «Взрослый» человек может приспосабливаться, быть разумным, строящим объективные отношения с внешним миром на основе независимого реального опыта. В этом состоянии человек трезво рассуждает, тщательно взвешивает, логически анализирует все свои и чужие поступки, действия, события, свободен от предрассудков, не поддается рассуждениям, открыто задает вопросы, может делить ответственность между собой и другими. Его вопросы начинаются со слов «Как?», «Что?», «Когда?», «Почему?», «Кто?», «Где?». В высказываниях из этого состояния человек использует такие слова, как «возможно», «вероятно», «если сравнить», «по моему мнению», «я думаю», «полагаю», «по моему опыту», «я буду» и т. д. Он выбирает наиболее простые и убедительные решения и старается избежать небрежности и неаккуратности. «Взрослый» умеет быть независимым от предубеждений «Родителя» и первобытных порывов «Ребенка».

Психология спешит на помощь

Итак, мы разобрались в Я-состояниях. Как же это поможет нам научиться управлять конфликтами? Для начала определим, из какого состояния общение будет происходить максимально эффективно. Конечно,это состояние «Взрослый». Оно поможет нам выработать, принять какие-либо отношения, предупредить или конструктивно решить конфликт.

Теперь постараемся научиться выявлять, с позиций какого Я-состояния происходит общение. Например, ситуация 1. Руководитель спрашивает подчиненного: «Почему ты опять не выполнил план в этом месяце?». В этом вопросе руководитель из состояния «Родителя» дает оценку, выражает недовольство подчиненным. При этом он обращается к живущему в подчиненном «Ребенку» (данная коммуникация обозначена на схеме 1 вектором белого цвета). Если же руководитель спрашивает подчиненного: «С чем связано невыполнение плана в этом месяце?», то в данном случае он общается исходя из состояния «Взрослого» к «Взрослому» подчиненного (на схеме 1 вектор обозначен пунктиром). Если же фраза звучит: «Ну и что я теперь буду говорить вышестоящему руководству о том, что ты не выполняешь план?», то руководитель с позиции «Ребенка» передает информацию подчиненному, обращаясь к его Родительскому состоянию (на схеме 1 вектор оранжевого цвета).

Как только мы научимся распознавать то, из какого состояния к нам обращается собеседник, мы получим контроль над ситуацией, так как сможем не только «читать между строк», но и контролировать свою реакцию, а значит, и влиять на то, что происходит.

Трансакции (единицы общения) бывают двух видов: простые (дополнительные и пересекающиеся) и сложные (скрытые) (когда человек по форме обращается к одному состоянию, а по сути – к другому). Давайте подробнее остановимся на простом варианте общения.

Основная особенность дополнительных трансакций в том, что общение между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго, пока они не пересекутся. Это возможно, если общение оправдывает ожидания обеих сторон. При этом, конечно, на них влияет то Я-состояние, в котором происходит общение. Например, руководитель обращается к подчиненному: «Давайте конструктивно обсудим причины своевременного невыполнения вами поставленных задач» (состояние «Взрослого»). Реакция подчиненного: «Есть ряд объективных причин, и они состоят в следующем...» (реакция из состояния «Взрослого»). Такое взаимодействие направлено на конструктивное обсуждение проблемы и не перерастает в конфликт (схема 2).

Пересекающиеся же трансакции возникают, когда на вопрос с одной стороны следует неожиданная реакция. Именно этот вариант является основой большинства конфликтов. Например, человек говорит из позиции «Взрослого» и ждет в ответ того же: «Ты не видела, где мой отчет?». Если человек будет отвечать с позиции «Взрослого», то он может ответить: «Он лежит на моем столе». Однако собеседник может вспылить: «Вечно я у тебя во всем виноват!» (Детский вариант) или «Ищи их там, куда сам положил!» (Родительский вариант). После этого общение прекращается, а начинается позиционная борьба, которая длится до тех пор, пока общение не вернется в конструктивное русло. Для восстановления контакта одному собеседнику или обоим в паре необходимо изменить свое Я-состояние.

Техника «Диссонанс»

Итак, рассмотрим на примерах, как можно разрешить возможный конфликт с помощью техники «Диссонанс». Она состоит из двух шагов. Шаг 1 обращаемся из позиции, к которой адресует вопрос собеседник, к позиции, в которой он пребывает, и сразу же шаг 2 с позиции «Взрослого» обращаемся к «Взрослому» состоянию оппонента.

Пример

Руководитель: «До каких пор вакансия главного бухгалтера будет открыта?» (обращение к состоянию «Ребенок»).

Рекрутер: «Вы правы, я должна была закрыть ее еще две недели назад...» (шаг 1 ожидаемая реакция, то есть обращение к состоянию «Родителя» в ответ из мнимого состояния «Ребенок») «...давайте вместе проанализируем те факторы, которые мешают закрытию вакансии и что мы можем в настоящей ситуации сделать, чтобы ее изменить» (шаг 2 рекрутер переходит из состояния «Ребенок» в состояние «Взрослый» и обращается к «Взрослому» состоянию руководителя (схема 3).

Пример

Первый сотрудник: «Эту работу можно выполнить в пять минут, может, ты недостаточно компетентен, чтобы ее выполнить?» («Родитель» обращается к «Детскому» состоянию коллеги).

Второй сотрудник: «Да, ситуация неприятная» (шаг 1 из якобы «Детского» состояния идет реакция в «Родительское» состояние коллеги), «Качественная и профессионально выполненная работа требует определенного времени на подготовительный этап и ее непосредственное выполнение. Следовательно, я ориентирован на качественное выполнение задач» (шаг 2 второй сотрудник выходит из «Детского» состояния во «Взрослое» состояние и направляет свою реакцию во «Взрослое» состояние первого сотрудника).

Использование техник трансактного анализа позволяет уменьшить количество конфликтных ситуаций. Специалист по персоналу, исходя из ситуации, может обращаться в разные состояния конфликтующих сторон, при этом имея всегда внутри себя состояние «Взрослого». Также очень важно, чтобы подобная работа велась и руководителями подразделений, так как специалист по персоналу не может предотвратить и решить все возникающие проблемы в коллективе. Именно непосредственный руководитель должен выполнять эту работу.

Итак, мы поняли, что управление конфликтом это сознательная деятельность. Главное, не пускать конфликт на самотек, а желательно предупреждать его.

* Подробнее о трансактном анализе см. №1, 2007.

** «Игры, в которые играют HR-ы», №1, 2008.

Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятель­ности, при этом действие является основным содержанием обще­ния. Описывая общение, мы чаще всего используем слова, обозначающие действия. Например: «при решении вопроса мы топ­тались на одном месте» или «он давил на меня, но я не поддался».

В своем собственном общении мы реагируем на действие парт­нера, причем в одном случае нам кажется, что партнер нас толкает на что-то, а мы сопротивляемся, в другом, - что наши действия едины, мы «заодно» и т.д. За словами стоят действия, причем за одними и теми же словами могут стоять разные действия. Поэтому, общаясь, мы задаем себе вопрос: «Что собеседник делает?», отве­чаем на него и свое поведение строим, исходя из полученного от­вета. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?

Одним из возможных способов понимания общения является восприятие положения партнеров, а также их позиций относи­тельно друг друга. В любом разговоре, беседе большое значение имеет статус партнера, причем не постоянный статус, а статус «здесь и сейчас», в момент общения. Важно и то, кто в данном общении ведущий, а кто ведомый.

Позиции в общении рассматриваются в русле трансактного ана­лиза . Данное направление в психологии было разработано в 50-е годы XX века американским психологом и психиатром Эриком Берном (1902-1970). Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Э. Берн выделяет три способа поведения: Родитель, Ребенок, Взрослый. В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрос­лого, либо Родителя, либо Ребенка, и в зависимости от этого состояния ведется разговор, определяются позиция и статус со­беседника. Основные характеристики позиций Родитель, Ребенок, Взрослый приведены в таблице*

(* Крижанская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. - М., 1999. - С. 187).

Каждый тип состояний важен для человека:

Родитель все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует и за все отвечает;

Взрослый трезво, реально анализирует, не поддается эмоци­ям, логически мыслит;

Ребенок эмоциональный, импульсивный и нелогичный.

Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиций ориентации его участников на контроль или на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников общения контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сопровождается желанием до­минировать во взаимодействии. «Контролеры» много говорят, их стратегией является стремление заставить партнера по общению принять свой план взаимодействия и навязать свое понимание ситуации.

Позиции Родителя, Взрослого и Ребенка

Характеристики

Родитель

Взрослый

1. Характерные слова и выра­жения

Все знают что...; Ты не должен никогда...; Ты всегда должен...; Я не понимаю, как это допускают... и т.д.

Как? Что? Когда? Где? Почему? Вероятно; возможно

Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!

2. Интонации

Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие

Связанные с реальностью

Очень эмоцио­нальные

3. Состояние

Надменное, сверхправильное, очень приличное

Внимательность, поиск информа­ции

Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное

4. Выражение лица

Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное

Открытые глаза,

максимум внимания

Угнетенность, удивление

Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди

Наклон вперед к собеседнику, голова повора­чивается вслед за ним

Спонтанная подвижность (сжимают кула­ки, ходят, дер­гают пуговицу)

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и других людей. При этом поведение человека основано на представлении о равенстве партнеров и направлено на дости­жение взаимной удовлетворенности ходом общения. «Понимате-ли» больше молчат в разговоре; им свойственно слушать, наблю­дать, анализировать. Они пытаются понять собеседника, адапти­роваться (подстроиться) к партнеру по общению.

Таким образом, в процессе взаимодействия люди реализовы-вают планы, цели и решают деловые проблемы. В ходе взаимодей­ствия изменяется поведение партнеров, вырабатываются общие мнения для достижения необходимого результата.

Человеческое взаимодействие очень разнообразно, поэтому ученые пытаются упорядочить многообразные типы взаимодей­ствий. Наиболее часто выделяются два типа взаимодействия: коо­перация (от лат. cooperatio - сотрудничество), предусматривающая совместное достижение целей, и конкуренция (от лат. сопсигго - сталкиваюсь), предполагающая создание затруднений и препят­ствий соперникам в достижении целей.

Деловое взаимодействие организуется на основе принятых пра­вил и норм, которые устанавливаются законодательными акта­ми, служебными инструкциями, этическими кодексами, а также определяются принципами делового этикета.

Вопросы для самопроверки

1. Каким образом связаны между собой «действие» и «взаимо­действие»?

2. В чем сущность трансактного анализа процесса взаимодействия по Э. Берну?

3. Охарактеризуйте взаимодействие с позиций ориентации на конт­роль и понимание.

4. Какие формы взаимодействия являются наиболее распространенными?

5. По-вашему мнению, какой тип межличностного общения характе­рен для «контролера» и какой тип для «понимателя» (см. разд. 2.2).

Трансактный анализ Берна помогает понять причины наших проблем , возникающих и проявляющихся на уровне общения. Основа трансакционного анализа – три эго-состояния (Я-состояния. Лат. ego - «я»), взаимодействие которых определяет психологию поведения, качество нашей жизни, общения и здоровья.

Трансактный анализ

Эрик Берн анализировал общение, разбив его на «единицы общения» или «трансакции» . Отсюда и название метода – трансактный анализ.

Теория даёт ответы на вопросы, определяющие качество нашего общения :

  1. Что есть наши эго-состояния?
  2. Какие эго-состояния мы несём с собой в течение всей жизни?
  3. Как убрать «мусор» из нашей головы, на что определить внимание в общении?
  4. Как проявляют себя наши состояния в различных ситуациях и моделях поведения?
  5. Как «сбалансировать» наши эго-состояния так, чтобы они работали на созидание?

Предмет трансакционного анализа в психотерапии – изучение эго-состояний – целостных систем идей и чувств, проявляющих себя в нашем общении через соответствующие модели поведения. Используя «единицы взаимодействия» – трансакции, сложнейший язык человеческих взаимоотношений мы можем представить на языке взаимодействий трех базовых эго-состояний. Научиться понимать язык нашего эго может даже человек, далекий от психотерапевтической практики. Говорить на этом языке – значит овладеть искусством общения в совершенстве.

Эго-состояния

Для многих из нас утро – это привычная последовательность действий: ванная – завтрак – поход на работу. Каждое из них совершается без раздумий, «на автопилоте». В такие моменты мы пребываем в состоянии контролирующего самого себя «Родителя».

В пути мы раскрепощаемся, беспричинно радуемся своему настроению, солнцу и пению птиц, свежести бодрящего воздуха и отличному утру, – мы позволяем проявиться своему внутреннему «Ребёнку».

Вдруг, метро, на котором мы обычно добираемся до офиса – закрыто. Мы вынуждены решать конкретную задачу – выбрать путь: доехать автобусами, поймать такси или поработать дома. Мы переключаемся из состояния «родительского автопилота» на «ручное управление», передавая инициативу «Взрослому».

Всего за несколько минут, по дороге в офис, мы побывали в разных состояниях эго – наших «Я».


В каждый момент жизни наши чувства, мысли, слова, реакции и действия определяются одним из трех возможных эго-состояний:


Трансактный анализ Эрика Берна – это готовый набор инструментов для анализа состояний нашего Я. Каждый из нас может научиться использовать их, не погружаясь в дебри бессознательного.

Внимательно понаблюдайте за мамой/папой минут 10. Заметите, как проявятся как минимум два эго-состояния. Только что она поучала дочь с позиции «Родителя», через доли секунды отреагировала на замечание мужа с позиции «Ребёнка». А спустя несколько минут, задумавшись, заговорила с ним как «Взрослый».

Смена эго-состояний может происходить и происходит быстро и часто , а время от времени все состояния или же два из трех проявляются одновременно.

Я-Родитель

В состоянии «Я-Родитель» человек копирует родительские образы поведения или образы авторитетов . Ощущает, мыслит, ведет беседу и реагирует на происходящее точно так же, как это делали родители в его детстве.

Согласно Берну, контролирующее состояние «Родителя» исполняет функцию совести и воздействует на человека даже в те моменты, когда его внешнее поведение определяют состояния Взрослого или Ребёнка. Зачастую, состояние «Родителя» используется в качестве модели при воспитании собственных детей. Поэтому новоиспечённый родитель, как правило, ведёт себя так же как с ним вели себя его родители. Если его ругали за разбитые тарелки, вскоре и он начнёт ругать своих детей. Эта реакция у него будет автоматическая, ему нужно учиться останавливать себя и включать внутреннего Взрослого.

«Родитель» проявляет себя в нашей способности делать что-то автоматически, в общих фразах и в манерах. Он любит констатировать: «Нельзя», «Необходимо», «Должен».

Что случается, если эго «Я-Родитель» с годами доминирует?

Человек, в состоянии которого жестко доминирует эго-родитель, легко впадает в другую крайность: пытается везде и всегда контролировать ситуацию. В случае неудачи, корит и пилит себя по любой причине, во всём, что с ним происходит ищет и находит свою вину.

Если подобный сценарий преобладает годами и десятилетиями, он становится причиной психосоматических расстройств. В этом случае состояние «Я-Родитель» проявляет себя как деструктивное и протекает с тяжелыми последствиями . Пока родитель существует, сбежать от его контролирующего влияния на уровне закладываемых в детстве родительских программ-предписаний личность не сможет. Единственный способ вырваться из оков – переписать устаревшие родительские программы.

Контролирующий и Заботливый Родитель

Заботливый Родитель – «живущий» в вас или в окружающих – это одно из самых счастливых состояний, которые может проявлять и испытывать человек. Он способен помогать, прощая ваши обиды и несовершенства. Он находит в этом удовольствие, поэтому такая помощь всегда окажется вовремя и воспринимается естественно, без напряжения. Всё что требует взамен Заботливый Родитель – это чуточку внимания к своей персоне.

Контролирующий Родитель всегда и везде стремится «Вышибить клин клином». Человек в этом состоянии будет снова и снова обращать внимание на ваши ошибки и слабости, подчеркивать своё превосходство и наставлять на путь истинный по поводу и без повода.

Я-Ребёнок

В каждом из нас до седых волос продолжает жить ребёнок . Время от времени, он проявляет себя в зрелой жизни совершенно по-детски – оперируя теми же чувствами, словами и мыслями, действуя, играя и реагируя так же, как в возрасте 2-6 лет. В такие моменты мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребёнок», вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности. По сути, «Ребёнок» – это тот кусочек детства, который нам удается сохранить до глубокой старости.

Именно эту часть человеческой личности Эрик Берн считает наиболее ценной . Пребывая в этом состоянии в любом возрасте мы позволяем себе счастье оставаться естественными – восторженными и милыми, радостными и печальными или упрямыми и покладистыми – такими же, какими были в своём детстве. Спонтанность, интуицию, искру творчества – ярче всего проявляющиеся в детском возрасте, мы переносим во взрослую жизнь и вновь проявляем в состоянии Ребёнка.

Что случается, если эго «Я-Ребёнок» с годами доминирует?

Жестко доминируя в зрелом возрасте, состояние Ребёнка может стать источником серьезных проблем. Потерпев даже мимолетную неудачу человек в состоянии «Я-Ребёнок» тут же находит козла отпущения – несовершенный мир, неискренних друзей, тупое начальство, вечно жалующуюся на жизнь семью или, за неимением более конкретных объектов, – карму и родовое проклятье. Следствие таких рассуждений – обвинительный приговор, который он выносит людям, миру и самому себе, разочарование жизнью, пренебрежение возможностью использовать полученный опыт для исключения подобных ошибок в будущем.

Как и в случае доминирования позиции «Я-Родитель», растянувшееся во времени постоянное пребывание в состоянии «Я-Ребёнок» и накапливание отрицательных эмоций в виде обид и ожесточения – фундамент для серьезных психосоматических заболеваний. Таких же последствий можно ждать, активно и систематически подавляя в себе «Ребёнка» из состояния «Я-Взрослый».

Свободный и адаптивный Ребёнок

В зависимости от той роли, которые сыграли родители в воспитании человека в его раннем детстве, его Ребёнок может сформироваться Свободным или Адаптивным.

Пока мы сохраняем в себе Свободного Ребёнка , мы способны не только воспринимать жизнь, но удивляться и искренне радоваться её проявлениям. Мы способны забыть о возрасте, до слезинок хохотать над удачной доброй шуткой, испытывать детский восторг от ощущения единства с природой и её энергиями. Мы готовы расплыться в широкой улыбке отыскав единомышленника, беспричинно любить окружающих, находить смысл во всем, что происходит с нами и вокруг нас.

Адаптивный Ребёнок – это постоянные сомнения и комплексы. Его легко определить в окружении по «маске Жертвы» – постоянно озабоченному и тревожному выражению лица. Обычно эта маска полностью соответствует его внутреннему состоянию – напряжения, боязни сделать лишний или неверный шаг, сомнения, борьбы с самим собой по любому, даже самому незначительному поводу. Жизнь для него – это движение по заранее определенной траектории, причем то, какой будет эта траектория чаще выбирает не он.

Я-Взрослый

В состоянии «Я-Взрослый» человек оценивает окружение и происходящее с ним объективно, способен просчитать вероятность и возможность тех или иных событий исходя из накопленного опыта. Находясь в этом состоянии, человек живёт по принципу «Здесь и сейчас», обмениваясь с миром чувственной и логической информацией подобно компьютеру – в режиме реального времени. В состоянии «Я-Взрослый» пребывает пешеход, переходящий улицу, хирург, проводящий операцию, или ученый, делающий доклад. Главные слова у Взрослого: «Это целесообразно», «Могу – не могу», «Давайте посчитаем», «Где польза?».

Что случается, если человек предпочитает руководствоваться эго «Я-Взрослый»?

Состояние «Я-Взрослый» предполагает адекватную оценку действительности и своих поступков, принятие ответственности за каждый из них. В позиции «Я-Взрослый» человек сохраняет возможность учиться на своих ошибках и использовать накопленный опыт для дальнейшего развития. Он не распинает себя за допущенные промахи, а принимает ответственность и идёт дальше.

Вместо того, чтобы тащить за собой тяжкий эмоциональный хвост ошибок и поражений, он использует новый шанс и находит верный путь для их исправления с минимальными энегозатратами. С другой стороны, находясь под постоянным контролем со стороны «Родителя» и «Ребёнка», «Я-Взрослый» теряет способность принимать взвешенные решения. И тогда весь свой заработок за полгода «Взрослый», попавший под влияние «Ребёнка», потратит на пышное празднование Нового Года.

Примеры, когда баланс трех начал нарушен

Педант

Если поле «Взрослого» замусорено хламом предписаний «Родителя», а «Ребёнок» блокирован, без возможности повлиять на «Взрослого» – перед нами классический педант, человек, лишенный умения и желания играть. Сухарь, напоминающий ходячую механическую схему. И тогда хронический дефицит ярких положительных эмоций может спровоцировать взрыв аморального поведения, карать за которое вплоть до психосоматических расстройств будет строгий внутренний «Родитель».

Бессовестный лицемер

Представим ситуацию, когда поле «Взрослого» утопает в неумеренных детских желаниях, а «Родитель» при этом блокирован, без возможности их ограничить. Поступки такого человека в социуме определены целью: полностью удовлетворить потребности своего «Ребёнка», в то время как «Родитель» пытается жестко контролировать окружение.

Мы имеем дело с лицемером – человеком, лишенным совести. Получив власть, такой человек легко преображается в садиста, пытающегося удовлетворять потребности за счёт интересов своего окружения. Со временем, конфликт на уровне социума проецируется на внутренний мир с трагическими последствиями для психического и физического здоровья.

Неуправляемый

Если поле «Взрослого» пребывает под постоянным контролем «Родителя», и при этом отягощено страхами «Ребёнка» – мы имеем дело с человеком, лишенным возможности управления. Его позиция «Я понимаю, что поступаю неверно, но поделать ничего не могу» .

В зависимости от того, какая составляющая эго берёт верх в данный момент, человек, не управляющий собой может проявлять себя то святошей, то законченным развратником. Такой внутренний расклад – идеальная питательная среда для невроза и психоза.

Расставим акценты

Зрелой личностью можно назвать человека, в поведении которого доминирует позиция «Я-Взрослый». Если с годами позиции «Я-Родитель» или «Я-Ребёнок» остаются доминантными, мироощущение и поведение человека в социуме перестают быть адекватными. Личности, претендующей «на зрелость», следует сбалансировать все три исходных состояния и сознательно сместить акцент на позицию «Я-Взрослый».

Вместе с тем, как считает Эрик, даже развив в себе конструктивную доминанту «Взрослый», и достигнув искусства сдерживать свои эмоции, полностью и жестко изолировать в себе «Ребёнка» и «Родителя» не продуктивно. Время от времени они должны проявляться хотя бы для того, чтобы в нашем «жизненном супе» всегда хватало соли, перца и здоровой самокритики.

Чтобы избежать стойких неврозов в будущем, «Взрослому» не стоит слишком часто и надолго передавать инициативу «Родителю» или «Ребёнку». А чтобы навсегда забыть о таком печально известном продукте цивилизации, как неврозы, нам предстоит:

  • Восстановить нормальный баланс отношений между всеми тремя аспектами своего эго.
  • Избавиться от родительских программ.
  • Узнать и переписать сценарий своей жизни.

В той или иной форме мы принимаем участие в общении в роли Взрослых, Детей или Родителей, поскольку надеемся обрести желаемое. Каждая трансакция, составленная из единичного стимула и единичной вербальной/невербальной реакции – не что иное, как единица социального действия.

Зная, от имени какого из наших «Я» мы ведём беседу и на какую реакцию собеседника можем рассчитывать, мы можем влиять на конечный результат и качество общения. А психологическая гибкость, состоящая в умении адекватно оценивать ситуацию и передавать управление какой-либо одной стороне личности – залог нашего психического и физического здоровья.

Умение правильно использовать свои мысли, интонации, слова, выражения в повседневных диалогах – это величайшее искусство налаживать обратную связь с собеседником, слушать и слышать то, что он хочет донести или, напротив, скрыть. Овладеть этим редким умением, необходимым в сбалансированной и счастливой жизни поможет трансактный анализ Эрика Берна.

«Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди» – книги американского психотерапевта Эрика Берна , ставшие бестселлером и практическим руководством для нескольких поколений практикующих психологов. Берн впервые сформулировал базовые принципы трансакционного или трансактного анализа, составляющие основу межличностных отношений.

Наблюдайте за собой, учитесь различать свои «Я» .

1. Амбивалентный внутриличностный конфликт - это:

конфликт связанный с выбором объекта, в котором одновре­менно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;

2. Благодаря деятельности, какой международной организации глобальные проблемы современности получили активное изу­чение и широкую известность: Римского клуба;

3. Витальный внутриличностный конфликт - это:

аконфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере непривлекательными объектами;

4. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:

Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;

5. Внутриличностный конфликт - это:

столкновение противоположно направленных мотивов лич­ности;

6. В рамках какой стратегии в переговорном процессе ставится основная цель - выигрыш за счет проигрыша оппонента? «Выигрыш-проигрыш»;

7. В классификации управленческих конфликтов по источнику вы­деляют:

структурные конфликты, инновационные конфликты, пози­ционные конфликты, ценностные конфликты;

8. В рамках какой стратегии в переговорном процессе ставится основная цель - уход от конфликта, уступая оппоненту? «Проигрыш-выигрыш»;

9. Второе правило самоконтроля эмоций заключается в:

10. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из 3 позиций) трансакции «Родителя»:

требует, осуждает, учит.

11. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из 3 позиций) в трансакции «Ребенка»:

проявляет чувство обиды, подчиняется, шалит;

12. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из 3 позиций) в трансакции «Взрослого»:

работает с информацией, анализирует, разговаривает на равных;

13. В России центр по разрешению конфликтов был создан:

в Санкт-Петербурге в 1993 г.; в)в Сочив 1995 г.;

14. Гарвардский метод «принципиальных переговоров» разработали;

Р. Фишер и У. Юри.

15 .Главным фактором, определяющим экономические конфликты являются:

отношение собственности;

16. Групповая атрибуция - это:

объяснение позитивного поведения своей группы и негатив­ного поведения чужой группы внутренними причинами, и, со­ответственно, негативное поведение своей группы и позитив­ное поведение чужой группы внешними обстоятельствами;

17 .Для каких конфликтов характерны следующие причины: неудов­летворительные коммуникации; нарушение правовых норм; не­выносимые условия труда; низкая заработная плата:

конфликт между руководством организации и персоналом;

18. Дезорганизация - это:

такое состояние управленческого взаимодействия, при котором существующие административно-бюрократические правила приходят в несоответствие с новыми условиями и факторами;

19. Динамические конфликты в организации - это:

конфликты, в основе которых лежат причины, отражающие ста­новление и этапы развития коллективов внутри организации;

20. Для каких конфликтов характерны следующие причины: взаимная зависимость по выполненным задачам; распределение ресурсов; не­удовлетворительные коммуникации; структурная перестройка:

конфликт между подразделениями внутри организации;

21. Для каких конфликтов характерны следующие причины: про­тивоположность интересов; целей; амбиции лидеров; неудов­летворительные коммуникации:

конфликт между микрогруппамив коллективе;

22. Для каких конфликтов характерны следующие причины: новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность); стиль управления; низкая компетентность руководителя; сильное влияние отрица­тельно направленных микрогрупп и их лидеров:

аконфликт между руководством и коллективом;

23. Для каких конфликтов характерны следующие причины: про­явление компромата против лидера; превышение полномочий лидерства; изменение группового сознания:

конфликт между лидером и микрогруппой;

24 .Для каких конфликтов характерны причины: конфликтная лич­ность; нарушение групповых норм; низкая профессиональная подготовка; неадекватность внутренней установки статусу:

гконфликт между рядовым сотрудником и коллективом;

25 . Институциализация конфликта - это-

создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

26. Инцидент - это:

стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;

27. Инновационные конфликты в организации - это:

конфликты, связанные с изменением организационной струк­туры;

28.Конфликтология как относительно самостоятельная теория возникла:

г) в конце 50-х годов XX века; д)в 70-е годы XX века.

29. К групповым конфликтам относятся конфликты:

личность - группа и группа - группа;

30 .Конфликт в обществе - это:

конфликты в различных сферах общественной жизни (эко­номической, политической, социальной и духовной);

31. Какая из тактик в переговорном процессе характеризуется со­вокупностью таких приемов как: критика конструктивных по­ложений партнера, использование неожиданной информации, обман, угроза, блеф? «Дезориентации партнера»;

32 . Конфликты в духовной среде - это:

противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных интересов и взглядов в процессе производства, распределения и потребления духовных цен­ностей;

33 .Кому из ученых принадлежит разработка учения о борьбе меж­ду эросом и танатосом, как природной основе внутриличност-ных конфликтов? 3. Фрейду;

34. Конфликт в организации - это:

конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации;

35. Кому из ученых принадлежит разработка учения об экстравер­сии и интроверсии, как объективной природе внутриличност-ных конфликтов? К. Юнгу;

36. Кому из ученых принадлежит разработка «Теории комплекса неполноценности»?

А. Адлеру;

37 .Кому из ученых принадлежит разработка теории «экзистенци­альной дихотомии»?

Э. Фромму;

38. Кому из ученых принадлежит разработка теории «мотивацион-ных конфликтов»?

К. Левину.

39. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Лин-кольну связан с такими формами их проявления как: стремле­ние к превосходству; проявление агрессии; проявление эгоиз­ма; нарушение обещаний: поведенческие факторы;

40 .Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Лин­кольну связан с такими формами их проявления как: неполные и неточные факторы; слухи, невольная дезинформация; преж­девременная информация или информация, переданная с опоз­данием; ненадежность источников информации; посторонние факторы; неадекватные акценты: информационные факторы;

41 .Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Лин­кольну связан с такими формами их проявления как: дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения в общении; различие в образовательном уровне; классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; уровень доверия и авторитетности:

факторы отношений;

42. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Лин­кольну связан с такими формами их проявления как: верование и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); при­верженность к групповым традициям, ценностям, нормам; ре­лигиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о доброте и зле, справедли­вости и несправедливости и т. п.):

поведенческие факторы;

43 .Какие из перечисленных ниже конфликтов являются глобаль­ными:

конфликт между развивающими и развитыми странами; ми­ровая термоядерная война; демографический кризис; эколо­гический кризис; энергетический кризис.

44. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Лин­кольну связан с такими формами их проявления как: власть, система управления; право собственности; нормы поведения, «правила игры» и т. п.; социальная принадлежность:

структурные факторы?

45. К какой модели поведения в переговорном процессе относится следующее поведение: «Утверждает, что проблема неактуаль­на, конфликтная ситуация разрешится сама собой. Не проявля­ет усилий для достижения соглашения...»? «Отрицающий»;

46. К какой модели поведения в переговорном процессе относится следующее поведение: «Отказывается приступать к обсуждению конфликтной проблемы; стремится уйти от обсуждаемой проблемы, изменить предмет обсуждения» ? «Избегающий»;

47 .Какой из приведенных методов относится к группе методов управления конфликтами:

метод картографии;

48. К причинам семейных конфликтов относятся:

ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партне­ров в браке;

49. К факторам микросреды, обусловливающих семейные конф­ликты относятся:

ухудшение материального положения семьи; чрезмерная за­нятость одного или обоих супругов на работе; невозможность нормального трудоустройства супругов или других членов семьи; длительное отсутствие жилья;

50 .К факторам макросреды, обусловливающим семейные конфлик­ты, относятся:

рост социального отчуждения; ориентация на культ потребле­ния; девальвация моральных ценностей; кризисное состояние экономики и социальной сферы; деформация норм сексуаль­ных отношений; изменение положения женщин в обществе.

стремитесь к овладению инициативой в общении, добивай­тесь, чтобы вас больше слушали, постарайтесь показать свою эрудицию;

52 .Какие из перечисленных ниже способов избавления от гнева разработаны Д. Скотт:

визуализация, «заземление», проецирование, очищение ауры;

53 где- субъекты конфликта; П - посредник (медиатор).

дизъюнктивный;

54 .К какому варианту посредничества относится взаимодействие, представленное на схеме:

конъюнктивный;

55 .К какому варианту посредничества относится взаимодействие, представленное на схеме:

где: S,h S2 - субъекты конфликта; П - посредник (медиатор).

смешанный;

56 .Какое из сочетаний приводимых понятий имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте:

уступка, уход, сотрудничество;

57 .Конфронтация как форма управленческого конфликта - это:

самая острая форма управленческого конфликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей системы управления;

58. Какие поведенческие характеристики присущи конструктив­ной модели поведения в конфликтном взаимодействии:

доброжелательно относится к сопернику; стремится уладить конфликт; ведет себя открыто и искренне;

59 .Какие поведенчнские характеристики присущи конфликтной личности ригидного типа:

обладает завышенной самооценкой, подозрителен, прямоли­неен и негибок;

60. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще кон­фликтной личности «бесконфликтного типа»: неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению.

61. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще кон­фликтной личности «неуправляемого типа»: импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен;

62. Кто из отечественных ученых один из первых обратился в сво­их исследованиях к глобальным проблемам в начале 20 века: Вернадский В. И.;

63. Какое основание положено в выделение такого типа региональ­ных конфликтов как конфликты между коалициями государств: масштаб;

64 .Какое сочетание поведенческих характеристик присуще кон­фликтной личности «сверхточного типа»: скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тре­вожностью;

65 .Коммуникативный аспект общения отражает стремление парт­неров по общению к:

обмену информацией;

66. Интерактивный аспект общения проявляется в:

необходимости соблюдения партнерами установленных норм общения и стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

67. К какому типу конфликтогенов относятся следующие действия: «Приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка»? негативное отношение;

68. К какому типу конфликтов относятся следующие действия: унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивания? снисходительное отношение;

69 .Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации: только предупреждение (стимулирование);

70 .Конфликт - это:

противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений;

71. Кто из нижеперечисленных ученых разработал двухмерную мо­дель стратегий поведения личности в конфликте: Д. Скотт и Ч. Ликсон;

72 .Конфликтная ситуация - это:

накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;

73. Легитимизация конфликта - это:

достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте;

74. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал:

Ч. Освуд;

75. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он способствует развитию соответствующей социальной системы? межличностному, конструктивному;

76. Кто из нижеперечисленных ученых разработал модель применения власти по разрешению конфликта: Х. Корнелиус и Ш. Фейр;

77 .Конфликтогены - это:

слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;

78 .Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:

наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;

79. Несогласие как форма управленческого конфликта - это:

отказ определенных субъектов или объектов управления от предписанных шаблонов и норм;

80. Напряженность как форма управленческого конфликта - это:

более острая форма управленческого конфликта, чем несо­гласие, которая характеризуется резким ростом сознательным нарушением в управленческих действиях со стороны различ­ных субъектов управления;

регрессивное поведение.

82. Наиболее распространенными и острыми конфликтами духов­ной среды являются:

религиозные конфликты; идеологические конфликты; конф­ликты в сфере искусства;

83 .Назовите главный фактор, определяющий характер региональ­ных конфликтов:

национально-этнические и религиозные интересы и традиции;

84 .Образ конфликтной ситуации - это:

субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта;

85 .Определите тип конфликта в следующей ситуации: «В общественном транспорте один пассажир нечаянно толкнул другого, не извинившись за причиненное неудобство. Второй пассажир в ответ на толчок нагрубил первому пассажиру... В конечном итоге между ними возникла драка...»:

тип А;

86. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «Между двумя сотрудниками не сложились отношения. По ошибке письменное задание, предназначенное первому сотруднику, было адресовано второму. Второй расценил данный факт как попытку первого «свалить» свою работу на него. Между ними возник открытый конфликт...»: тип Б

87. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «Начальник принял на работу сотрудника в одно из подразделений, не согласовав этот вопрос с руководителем данного подразделения и без соответствующей проверки его профессиональной подготовки. Вскоре обнаружилось, что вновь принятый сотрудник оказался не способным выполнять обязанности по должности... Руководитель подразделения в служебной записке докладывает о профессиональной непригодности новичка и требует его увольне; ия. Между начальником и руководителем подразделения возник конфликт...»:

тип В;

88. Основными моделями поведения личности в конфликте явля­ются:

конструктивная, деструктивная, конформистская;

89 .Определите тип конфликтной личности по следующим пове­денческим характеристикам: хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирова­ние своей деятельности осуществляет ситуативно; кропотливой, систематической работы избегает.

демонстративный тип;

90. Основным предметом политических конфликтов является:

политическая власть в различных социальных структурах;

91.

взаимно-положительный;

92. Определите тип межличностного конфликта по модели меж­личностных отношений:

взаимно-отрицательный;

93. Определите тип межличностного конфликта по модели меж­личностных отношений:

односторонне положительно-отрицательный;

94. Определите тип межличностного конфликта по модели меж­личностных отношений:

односторонне противоречиво-положительный;

95. Определите тип межличностного конфликта по модели меж­личностных отношений:

взаимно-противоречивый.

96. Основными измерениями социальной сферы являются:

комплекс условий труда, быта, досуга, степень доступности культурных благ и услуг, гарантии жизнеобеспечения и безо­пасности, возможности социальных перемещений и жизнен­ного самоопределения;

97 .Организация - это: социальная группа; объединяющая людей на основе общей цели, деятельность которых сознательно координируется и направляется в интересах достижения этой цели;

98 .Основной формой проявления социальных конфликтов явля­ется:

недовольство граждани их протест;

99. Основными явлениями, характеризующими типичное субъек­тивное содержание конфликтной ситуации межгруппового кон­фликта являются:

неадекватное групповое сравнение, групповая атрибуция, «де-индивидуализация» взаимного восприятия.

100. Основными причинами конфликта между руководителем и воз­главляемым им коллективом являются: стиль управления, низкая компетентность руководителя;

101. Основным противоречием в сфере управления является:

противоречия между бюрократическими правилами системы управления и потребностью к свободе действий субъектов управления.

102 .Определите типы конфликта в организации (основание тип фун­кциональной системы) по следующим причинам: рассогласова­ние формальных организационных начал; несбалансированность рабочих мест; нарушения технологических процессов.

организационно-технологичесие конфликты;

103. Определите типы конфликта в организации (основание тип фун­кциональной системы) по следующим причинам: нарушение до­говорных обязательств; неполная информация о реальном состо­янии дел в организации; инновация без учета интереса работни­ков; нарушения трудового законодательства.

конфликты в административно-управленческой системе;

104 .Определите типы конфликта в организации (основание тип функ­циональной системы) по следующим причинам: задержка и не­выплата заработной платы за производственный труд; увеличе­ние норм выработки или снижение тарифов в оплате; несовер­шенная система стимулирования.

конфликты в социально-экономической системе организации;

105. Принципами управления конфликтами являются:

гласность, объективность и адекватность оценки конфликта, опора на общественное мнение, комплексное использование способов и приемов воздействия;

106.. Первые учебные заведения по подготовке специалистов-медиаторов появились:

в США(70-80-х годах); 6)вСША(60-х годах);

107 .Первый международный центр разрешения конфликтов был создан:

в 1986 г. в Австралии;

108 .Предметом конфликтологии являются:

закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими;

109 .Перцептивный аспект общения выражает потребность субъек­тов общения в:

сопереживании, во взаимной эмпатии;

110.Противоборство - это: в) нанесение взаимного ущерба; г)борьба мнений;

111 .Причина конфликта - это: явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;

112. Признание реальности конфликтующими сторонами, легитимизация конфликта и институциализация конфликта входят в содержание: регулирования конфликта;

113 .Политические конфликты - это: противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, ценноетей, взглядов и целей, обусловленных их положением и ро­лью в системе власти;

114. Позиционные семейные конфликты - это: конфликты, основанные на борьбе за лидерство в семье.

115 .Под глобальными конфликтами понимают: конфликты, обусловленные глобальными проблемами совре­менности, затрагивающие интересы всего человечества и не­сущие угрозу существованию цивилизации;

116. Первый кризисный период семьи происходит: в первый год супружеской жизни;

117. Под региональными конфликтами понимают: конфликты между отдельными государствами, коалициями государств или отдельными региональными субъектами со­циального взаимодействия внутри государства, с охватом больших географических и социальных пространств;

118. Правовую базу управления региональными конфликтами со­ставляют:

все правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов социального взаимодействия.

119 .Под конфликтами в сфере управления понимают:

конфликты, которые возникают в системах социального вза­имодействия субъектов и объектов управления;

120. Первое правило самоконтроля эмоций заключается в:

спокойной реакции на эмоциональные действия партнера;

121 . Предпосылками разрешения конфликта являются:

достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта.

122 .Позиционные конфликты в организации - это:

конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри орга­низации;

123 .Реальная возможность возникновения глобальных конфликтов появилась:

в середине 20 века;

124 .Ресурсные конфликты в организации - это: конфликты, возникающие на основе нарушения принципа спра­ведливости или целесообразности в распределении ограничен­ных ресурсов.

125. Становление конфликтологической практики происходит:

в 70-е годы XX века;

126. Сексуальные семейные конфликты - это: конфликты, основанные на психосексуальной несовместимо­сти супругов;

127 .Сколько кризисных периодов в развитии семьи выделяют со­циологи: 4

128 .Содержание управления конфликтами включает:

прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение,

129 .Стороны конфликта - зто: субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих;

130. Сколько стратегий поведения личности в конфликте выделяет­ся в двухмерной модели: 5

131. Сколько моделей поведения партнеров в переговорном процес­се выделяют в литературе по конфликтологии? 4

132. Структурные конфликты в организации - это: конфликты между структурными подразделениями;

133 .Семейный конфликт - это: конфликт между любыми членами семьи.

134. Социальные конфликты - это: особая форма противоборства граждан с властями, обуслов­ленная ущемлением интересов граждан, а также нарушением прав и гарантий в социальной сфере;

135 .Сколько основных стратегий поведения в переговорном процес­се выделяют зарубежные и отечественные исследователи дан­ной проблемы: 4

136 .То, из-за чего возникает конфликт - это: предмет конфликта;

137 .Технологии рационального поведения в конфликте это:

совокупность способов психологической коррекции, направ­ленной на обеспечение конструктивного взаимодействия кон-фликтантов на основе самоконтроля своих эмоций;

138. Технологии эффективного общения в конфликте сводится к та­ким способам, приемам и средствам общения, которые позволя­ют достичь следующих целей: добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с сопер­ником;

139. Третье правило самоконтроля эмоций заключается в:

поддержании высокой самооценки в процессе общения у себя и у партнера;

140. Управление конфликтами - это: целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;

141. Ценностные семейные конфликты - это: конфликты, возникающие на основе противоположных инте­ресов и ценностей;

142. Что относится к форме разрешения конфликта:

уступка, компромисс, уход, сотрудничество;

143. Формами проявления внутриличностных конфликтов являют­ся:

неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, раци­онализация;

144.

несогласие, напряженность;

145. Формами проявления управленческих конфликтов являются:

несогласие, конфронтация;

146. Формами проявления управленческих конфликтов являются:

конфронтация, напряженность;

147. Формами разрешения региональных конфликтов являются:

консенсус, подавление одной из сторон, взаимное примире­ние, перевод борьбы в русло сотрудничества;

148. Эквивалентный внутриличностный конфликт - это: конфликт, связанный с выбором 2 или более в равной степе­ни привлекательных и взаимоисключающих объекта;

149 .Экономические конфликты - это: противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных экономических интересов, обус­ловленных их положением и ролью в системе общественных отношений;

150 .Эмоциональные семейные конфликты - это: конфликты, в основе которых лежат неудовлетворенные по­требности в положительных эмоциях;

Часто на тренингах мы задаем вопрос участникам: «Чем отличается взрослый от ребенка?» Как правило, мы приходим к ответу: ответственностью.

Позиция ребенка

Действительно, позиция ребенка – это позиция человека, не отвечающего за свою жизнь полностью.

Когда мы говорим, что причина нашего плохого настроения –

это погода,
мы расстроены,
начальник накричал,
чувствуем себя виноватыми,
в очередной раз опоздали из-за пробок.

Все это примеры «детского» поведения, характерного для позиции Ребенка.

Когда у нас что-то не получается, когда мы снова откладываем дело до лучших времен, когда говорим «ну я не знаю…» или «я постараюсь…» – все это именно из этой роли. И в ней нет ничего плохого: мы все с ней хорошо знакомы.

Важно просто не увлекаться этой ролью. Потому что если мы постоянно находимся в этой ипостаси – у окружающих нет выбора, кроме как становиться в позицию Родителя по отношению к нам.

Кто такой Родитель?

В первую очередь – это контролирующий орган, занимающийся воспитанием младшего товарища. Он всегда знает, как занять ребенка, какие указания ему дать, чему научить. И, что немаловажно, у него всегда наготове критические замечания.

Вспомните свое детство: скорее всего, мама или папа (а то и оба) частенько давали вам домашние поручения, проверяли правильность выполнения заданий, контролировали «собран ли портфель» и так далее.

Лично в моем детстве всегда наготове были следующие пункты «родительского меню»: помыт ли пол, чиста ли посуда. И, что больше всего меня удручало, – проверка скрипичного домашнего задания.

Мои музыкальные экзерсисы регламентировались временем, по истечении которого мне нужно было обязательно сыграть «контрольный раз». Иногда этих контрольных разов было несколько, ибо с первого раза проверка не была пройдена.

Каковы последствия того, что ребенок не выполнил задания или выполнил его некачественно? Как правило – наказания, лишения чего-либо. Телевизора (сейчас уже компьютера), гуляний, каких-то подарков и так далее.

Что интересно: вырастая, мы время от времени все равно попадаем в эти две позиции.

Жены контролируют мужей (что покушал, где деньги, почему не пришел вовремя с работы) – и тем самым включаются в роль Родителя. Мужья, оправдываясь, – попадают в роль Ребенка. Делают заначки, не говорят всей правды.

Последствия: у мамочки в семье на одного малыша больше. И если всех это устраивает – то у такой семьи отличные шансы на долгое существование. Иногда бывает и наоборот: вместо мужа и жены под одной крышей живут «папа» и «дочка».

Позиция Взрослого

Принципиально другая позиция – это позиция Взрослого.

Это – когда на равных, это – когда есть доверие, это – когда ответственны за свою жизнь и за свой вклад в отношения. В этой роли мы не включаемся в чужие проблемы и не решаем их вместо другого (как Родитель). Мы не жалуемся сами и не смакуем подробности чужой «несчастной жизни, потому что вокруг одни придурки» (как Ребенок).

Здесь мы видим реальность такой, какая она есть. И если нас что-то не устраивает – исправляем это. Рядом со Взрослым может быть только Взрослый. Это возможно лишь тогда, когда Ребенок стал ответственным и когда Родитель выключил тотальный контроль.

Поэтому – выбирайте. Решайте, из какой роли вы хотите строить отношения с близкими вам людьми.

Первый шаг – определите существующую позицию. И если она вас не устраивает – меняйте ее (это будет второй шаг). И помните: в жизни всегда есть место игре! Не относитесь всегда и ко всему слишком серьезно.

Взрослые люди очень даже умеют шалить!