» »

Тест на агрессию. Тест агрессивности (Опросник Л.Г

10.01.2024

Выявление склонности к агрессии у учащихся

Пржанова Балауса Айдархановна

Педагог – психолог –

«Средняя школа имени М.Габдуллина»

Алматинская область, село Абай

Агрессия – это психологическая стратегия, в основе который лежат инстинктивные пробуждения. Инстинкт агрессии – один из большой четверки инстинктов, свойственных всем животным: голод, страх и нападение (к которому провоцирует агрессия). Чем в большой степени человек воспринимает ситуацию как несущую ему угрозу, тем он более склонен к агрессивным проявлениям.

Агрессия вполне совместима с высоким уровнем интеллекта, однако она в большинстве случаев свидетельствует о неуверенности человека в себе. Он воспринимает действия окружающих, часто без реального повода к тому, как угрозу собственному «Я», своему благополучию. А дальше действует, исходя из принципа «лучший способ обороны – это нападение» .

Данный тест позволит уточнить, на сколько подростки склонны к агрессии и в каких конкретно формах она проявляется в их поведений.

Тест «Склонности к агрессии»

Инструкция: «В бланке для ответов надо поставить «+» рядом с номерами утверждений, с которыми вы согласны, и «-», с которыми не согласны».

Перечень утверждений:

    Если я разозлюсь, то могу ударить кого – нибудь;

    Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами;

    Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь;

    Если меня не попросять по хорошему, то я не выполню просьбу;

    Мне кажется, что судьба ко мне не спроведлива;

    Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной;

    Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной;

    Если не случилось обмануть кого – нибудь, я испытывал(а) мучительные угрызения совести;

    Мне кажется, что я способен(а)ударить человека;

    Когда я злюсь, то громко хлопаю дверами;

    Иногда люди раздражают меня просто своими присутствием;

    Если мне не нравится установленное правило, мне хочется его нарушить;

    Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю;

    Я думаю, что многие люди не любят меня;

    Если человек мне не нравится, то я прямо говорю ему об этом;

    Нередко мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь;

    Я знаю людей, которые способны довести меня до драки;

    Иногда я выражаю гнев тем, что стучу кулаком по столу;

    Я часто чуствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваттся;

    Если кто – то корчит из себя налальникам всегда поступаю ему наперекор;

    Нет людей, которых я по – ностящему бы нанавидел;

    Довольно много людей мне завидуют;

    Даже если я злюсь, то не прибегаю к «сильным» выражениям;

    Люди, увиливающие от своей работы, должны испытывать чуства вины;

    Я редко даю сдачи, даже если кто – то ударить меня;

    Я могу вспомнить случаи, когд был так зол, что хватал первый попавшийся предмет и ломал его;

    Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся;

    Когда со мной разговаривают командным тоном, мне ничего не хочется делать;

    Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям;

    Иногда мне кажется, что надо мной смеются;

    Если кто – то раздражает меня, я готов сказать ему все, что о нем думаю;

    Меня угнетает то, что я делаю мало хорошего для своих родителей;

    Даже если кто – нибудь первым ударит меня, я все равно не отвечу ему;

    Я не раздражаюсь из – зха мелочей;

    Когда кто – нибудь показывает, что он умный, я делаю все, чтобы он не зазнавался;

    Я не всегда получаю то хорошее, что заслуживаю;

    Думаю, у меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить;

    Я часто угрожаю людям, даже если и не собираюсь приводить угрозы в исполнение;

    Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

Бланк ответов

По одному баллу начисляется за каждый ответ, совпадающий с тем, что приведен в бланке для ответов (там, где перед номером вопроса стоит знак «-», балл начисляется за отрицательный ответ, где не стоит – за положительный). Суммируются баллы отдельно в каждой строке (0-2 балла – пониженный уровень, 3- средний, 4-5 – повышенный). Они свидетельствуют о следующих характеристиках:

Строка 1. Физическая агрессия – склонность проявлять свое недовольство путем физического воздействия на то, что его вызывает: например, ввязаться в драку или пнуть предмет, о которй споткнулся.

Строка 2. Косвенная агрессия – склонность выражать недовольство путем физического воздействия на тех людей или те предметы, которые не имеют к нему отношения, но просто попадаются под руку: например, разозлился на учительницу, а пнул собаку.

Строка 3. Раздражительность – привычка приходить в раздражение даже по незначительным поводам, эмоциональная неустойчивость. Такой подросток напоминает бочку с порохом: достаточно малейшей искры, чтобы он весь «вспыхнул».

Строка 4 Негативизм – склонность сопротивляться любому внешнему воздействию, даже если оно в собственных же интересах этого человека. Например, такому подростку может быть не важно, что именно надеть, отправляясь на прогулку, но одежда непременно должно быть не той, которую предложили родители.

Строка 5. Обидчивость. Обида - это отрицательная эмоция, возникающая тогда, когда чье – то поведение не соответствует ожиданиям человека. Обидчивые подростки считают, что все вокруг должно быть так, как они желают, испытывают негодование и эмоциональный дискомфорт, если это оказывается не так.

Строка 6. Подозрительность. Такие люди склонны приписывать окружающим, зачастую безосновательно, дурные намерения в отношении себя. Порой им кажется, будто весь мир ополчился против них, а все вокруг только и думают, как бы им навредить.

Строка 7. Словесная агрессия - склонность выражать свое недовольство с помощью речи, например, накричав на кого – нибудь или сказав ему нечто обидное.

Строка 8. Чувство вины - склонность мучительно переживать по поводу своих реальных или мнимых ошибок, прошлых неудач. По сути, такие переживания – это тоже агрессия, но направленная – это тоже агрессия, но направленная не на окружающий мир, а на самого себя.

ТЕСТ АГРЕССИВНОСТИ (ОПРОСНИК Л. Г. ПОЧЕБУТ)

Шкалы: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.

Назначение теста : диагностика агрессивного поведения

Описание теста: в этнопсихологических исследованиях особое место занимает проблема изучения агрессивного поведения. Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике межэтнических конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране. Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному.
Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. Психологи Б. Басс и Р. Дарки разработали тест, оценивающий уровень агрессивного поведения человека.

Инструкция к тесту:

Инструкция. «Предполагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно («да» или «нет») оценить 40 приведенных ниже утверждений.

ТЕСТ

1. Во время спора я часто повышаю голос.
2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.
3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.
4. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.
5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.
6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.
7. Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя.
8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.
9. Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.
10. В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.
11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.
12. Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.
13. У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.
14. В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.
15. Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.
16. Когда я сердит, то обычно мрачнею.
17. В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.
18. В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.
19. Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.
20. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.
21. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.
22. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.
23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.
24. Если мне нанесут обиду, то у меня пропадет желание разговаривать с кем бы, то ни было.
25. Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.
26. Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.
27. В детстве я избегал драться.
28. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.
29. Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.
30. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.
31. Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями.
32. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.
33. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.
34. Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.
35. Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.
36. Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.
37. Другие люди мне всегда кажутся преуспевающими.
38. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.
39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.
40. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал.

Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.

Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.

Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.

Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

Ключ для обработки теста:

Тип агрессии номер утверждения
ВА Да: 1,2,9,10,25,26,33 Нет: 17
ФА Да: 3,4,11,18,19,28,34 Нет: 27
ПА Да: 5,12,13,21,29,35,36 Нет: 20
ЭА Да: 6,14,15,22,30,37,38 Нет: 23
СА Да: 7,8,16,24,32,39,40 Нет: 31

Математическая обработка. Вначале суммируются баллы по каждой из пяти шкал.

Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.

Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам.

Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.

Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности.

Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения.

Насколько вы агрессивный человек? Подробный тест на агрессивность поможет вам узнать это, а также, какой особенности ваша агрессия (см. результат теста).

Тест на агрессивность. Тест на агрессию

Прочитайте высказывание, если оно соответствует вашему поведению, т.е. «Да, я такой» – отметьте его. В ином случае, «Нет», — поле оставьте пустым.

1. Иногда, вы настолько раздраженны, что готовы «взорваться».

2. Если замечаете, что ваше раздражение заразно, стараетесь взять себя в руки.

3. Избавиться от накопившейся злости вам помогает: потягать тяжести в спортзале, побить «грушу», максимально физически нагрузить себя.

4. На людях вы стараетесь не показывать, что бурлит внутри. В домашней же обстановке – вы более открыты.

5. Вы отдаете себе отчет, что ваше злое поведение так же вызывает раздражение у других. Но ничего не можете с собой поделать.

6. На грубость вы не ответите грубостью, сдержитесь.

7. Вы можете, иногда, сказать себе: «Я плохой человек».

8. Злость – это полезный «инструмент», чтоб добиться своего.

9. Вы часто оказываетесь в гуще противостояний интересов.

10. Иногда, язык так и «чешется», чтоб кого зацепить.

11. За любую грубость – расплата неизбежна.

12. Любая мелочь может вас разозлить.

13. Находясь в гневе, вы можете ударить другого.

14. Чтоб сбавить пыл вам помогает ломание или разбивание неодушевленных предметов: посуды, мебели, т.п.

15. Вы разрешаете себе погневаться, если рядом нет никого.

16. Вы согласитесь, что вы не такой уж и «белый и пушистый».

17. На критику вы реагируете резким ответом. («Не твое дело», «За собой следи» и т.п.).

18. Иногда, вы ненавидите себя.

19. Часто, злость – спусковой крючок к новому делу, которое без нее не получалось бы начать.

20. Иногда, вас окружают не совсем порядочные люди.

21. После ругани, вы испытываете облегчение.

22. На вас часто обижаются за вашу несдержанность.

23. Вам легко разозлить себя даже в усталом состоянии.

24. Вы легко успокаиваетесь, если разозливший вас попросит прощение.

25. Ваша пилюля от излишней злости: спорт, туризм, иная активность.

26. Вы можете быть необходительным даже с людьми, которые полезны вам.

27. Вас считают острым на язык человеком.

28. Чужая грубость – простой повод вас разозлить.

29. Во всех своих бедах виновны только вы.

30. Злость – не помеха, злость – помощь в трудную минуту.

31. Вас злят: длинные очереди, пустые ожидания, глупая спешка.

32. Вы не злой, вы просто, слишком эмоциональный.

33. Излишний гнев здоровье убавляет, портит.

34. Иногда, заводитесь, вообще, без причины.

35. Легко вспылил, легко остыл.

36. Успокоительное для вас: просмотр ТВ, работа по дому, чтение книги, или любая не сложная деятельность.

37. В рабочей атмосфере вы более сдержанны, чем в общественных местах.

38. Вы часто весьма категоричны в суждениях, резки в разговоре.

39. Злитесь, когда шутят над вами.

40. Вы можете вспылить даже из-за своих действий, поступков, из-за себя.

41. В общении со своими у вас серьезное, строгое выражение лица.

42. Революцию делают подобные вам.

43. Злость делает вас более живым.

44. Вы переживаете (мучает совесть) за склонность к своей несдержанности.

Шкалы : вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.

Назначение теста: Диагностика агрессивного поведения.

Описание теста

В этнопсихологических исследованиях особое место занимает проблема изучения агрессивного поведения. Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике межэтнических конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране. Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному.

Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. Психологи Б. Басс и Р. Дарки разработали тест, оценивающий уровень агрессивного поведения человека.

Инструкция к тесту

«Предполагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно («да» или «нет») оценить 40 приведенных ниже утверждений».

Тест

  1. Во время спора я часто повышаю голос.
  2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.
  3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.
  4. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.
  5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.
  6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.
  7. Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя.
  8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.
  9. Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.
  10. В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.
  11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.
  12. Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.
  13. У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.
  14. В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.
  15. Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.
  16. Когда я сердит, то обычно мрачнею.
  17. В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.
  18. В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.
  19. Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.
  20. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.
  21. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.
  22. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.
  23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.
  24. Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать с кем бы то ни было.
  25. Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.
  26. Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.
  27. В детстве я избегал драться.
  28. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.
  29. Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.
  30. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.
  31. Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями.
  32. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.
  33. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.
  34. Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.
  35. Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.
  36. Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.
  37. Другие люди мне всегда кажутся преуспевающими.
  38. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.
  39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.
  40. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.

Обработка и интерпретация результатов теста

Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал.

  • Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.
  • Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.
  • Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.
  • Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.
  • Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

Ключ для обработки теста:

Тип агрессии номер утверждения
Да Нет
ВА 1, 2, 9, 10, 25, 26, 33 17
ФА 3, 4, 11,1 8, 19, 28, 34 27
ПА 5, 12, 13, 21, 29, 35, 36 20
ЭА 6, 14, 15, 22, 30, 37, 38 23
СА 7, 8, 16, 24, 32, 39, 40 31

Математическая обработка. Вначале суммируются баллы по каждой из пяти шкал.

Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.

Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам.

Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.

Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

Шкалы : вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.

Назначение теста: Диагностика агрессивного поведения.

Описание теста

В этнопсихологических исследованиях особое место занимает проблема изучения агрессивного поведения. Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике межэтнических конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране. Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному.

Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. Психологи Б. Басс и Р. Дарки разработали тест, оценивающий уровень агрессивного поведения человека.

Инструкция к тесту

« Предполагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно («да» или «нет») оценить 40 приведенных ниже утверждений ».

Теста

Тест

  1. Во время спора я часто повышаю голос.
  2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.
  3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.
  4. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.
  5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.
  6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.
  7. Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя.
  8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.
  9. Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.
  10. В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.
  11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.
  12. Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.
  13. У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.
  14. В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.
  15. Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.
  16. Когда я сердит, то обычно мрачнею.
  17. В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.
  18. В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.
  19. Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.
  20. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.
  21. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.
  22. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.
  23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.
  24. Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать с кем бы то ни было.
  25. Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.
  26. Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.
  27. В детстве я избегал драться.
  28. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.
  29. Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.
  30. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.
  31. Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями.
  32. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.
  33. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.
  34. Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.
  35. Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.
  36. Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.
  37. Другие люди мне всегда кажутся преуспевающими.
  38. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.
  39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.
  40. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.

Обработка и интерпретация результатов теста

Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал.

Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.

Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.

Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.

Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

Ключ для обработки теста:

Тип агрессии

номер утверждения

да

нет

ВА

1, 2, 9, 10, 25, 26, 33

ФА

3, 4, 11,1 8, 19, 28, 34

ПА

5, 12, 13, 21, 29, 35, 36

ЭА

6, 14, 15, 22, 30, 37, 38

СА

7, 8, 16, 24, 32, 39, 40

Математическая обработка. Вначале суммируются баллы по каждой из пяти шкал.

Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.

Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам.

Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.

Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности.

Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения.

В результате проведенных исследований валидность теста проверена на 483 испытуемых. Внутришкальные коэффициенты корреляции превышают 0,35 и значимы на 5%-ном уровне.

Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003, с. 383-385.

Протокол

Опросник Л.Г. Почебут

Ф.И._____________________________________________________

Группа______ Возраст_______ Дата_____________

Вам необходимо однозначно («да» или «нет») оценить 40 утверждений