» »

Монахи шаолиня и их здоровый образ жизни. Диета монахов из монастыря шаолинь Едят ли шаолиньские монахи мясо

18.12.2023

Н аверное, нет такого человека, который бы не слышал о ШАОЛИНЬ... только ассоциации будут у каждого свои - у кого-то в воображении всплывают картины из фильмов о боевых искусствах, "летающих" монахах, у кого-то лучшие достижения нетрадиционной медицины, а кто-то просто вспомнит прославленный своей историей и архитектурой буддийский монастырь в центре Китая. Легенд, тайн и загадок, действительно, множество!

О монахах монастыря Шаолинь, в Китае существует много легенд. Они удивляют людей своими мистическими способностями, совершенным владением своим телом, крепким здоровьем и непревзойденной силой воли, а также большой продолжительностью жизни. Исследователи утверждают, что режим и образ жизни монахов является оптимальным для организма человека.

М онахи живут в кельях - просторных комнатах с высокими потолками и окнами, выходящими на солнечную сторону. В кельях мебель только деревянная. В помещении разрешены канонические книги и письменные принадлежности. Однако монахам нельзя иметь никаких лишних вещей, чтобы не загромождать комнату и не собирать пыль и грязь.

С вои комнаты монахи убирают ежедневно по принципу "тройной уборки пыли": со стен, с пола и с одежды. Жители монастыря придерживаются старинной заповеди, согласно которой в храме должно быть чисто, а человеку находиться в нем можно только с чистым сердцем.


Е жедневная уборка обязательно сопровождается разбрызгиванием воды, которая способствует поддержанию нормальной влажности воздуха в помещении и предотвращает его запыление, а, следовательно, препятствует попаданию сухого и грязного воздуха в легкие, исключает заболевание дыхательных путей.

В се эти правила гигиены и жизненный уклад в монастыре положительно отражаются на здоровье монахов, способствуют их долголетию. Они в полной мере отвечают современным научным представлениям и требованиям.


В монастыре монахи занимаются повседневными делами, а в кельях отдыхают. Именно там они проводят две трети своей жизни. Значительная часть жизни любого человека проходит в помещении, потому между условиями проживания и здоровьем есть прямая связь.


О дежда монахов отличается свободным покроем и строгим цветом, она не стягивает кожу, не мешает свободному кровообращению. По мнению современных пропагандистов здорового образа жизни, одежда нужна человеку главным образом для того, чтобы беречь его от холода, защищать от повреждений и инфекции. Здоровый человек должен одеваться легко.


Э то способствует улучшенному обмену веществ и испарению пота, а, следовательно, создает комфортный психологический и физический микроклимат организма, благоприятно влияет на работоспособность и его стойкость к заболеваниям. Скромные цвета одежды монахов тоже играют важную роль в сохранении их здоровья.


Б елый и серый цвета летом отталкивают солнечные лучи и защищают от жары, а зимой сохранить собственное тепло помогут черный и фиолетовый цвета одежды. Шаолинские монахи практически не носят головных уборов, в том числе и долгожители, придерживаясь, правила: «Холод способствует пробуждению положительной энергии».


Е жедневный распорядок жизни монахов, - медитация, чтение молитв, учеба, заготовка дров, робота в поле, занятие боевым искусством. Но, невзирая на большое количество дел, он очень четко организован. Повседневная жизнь обитателей монастыря не только строго регламентирована, но и построена по схеме, которая отвечает наивысшим критериям здорового образа жизни. Все, чем занимается каждый из монахов, - от утреннего пробуждения до отхода ко сну, - четко расписано и имеет научное обоснование. Современные исследователи здорового образа жизни рассматривают организм человека как единый механизм, который состоит из множества деталей.


О тсутствие даже одного «винтика» в этом механизме приводит к его остановке. Включенный же механизм должен работать ритмично из месяца в месяц, из года в год. Только так можно обеспечить нормальное функционирование всех внутренних органов человека, сохранить здоровье и долго жить. А если человек несвоевременно питается, возникают заболевания желудка. Поскольку желудок является емкостью, в которую поступают питательные для организма вещества, его заболевание отражается на состоянии всего организма, приводит к плохому кровообращению, теряются силы. Беспорядочная деятельность человека тоже негативно влияет на кровообращение, нерегулярный сон провоцирует бессонницу и нервное истощение. Поэтому строго регламентированный распорядок жизни монахов, регулярное питание и правильное чередование всех видов деятельности является важными условиями сохранения здоровья и долголетия.

М онахи Шаолиня закаляют свое тело, используя свежий воздух, солнечные лучи и воду, что тоже способствует укреплению их здоровья.


П роснувшись, монахи следуют на высокий горный склон, где, повернувшись на юго-восток, выполняют дыхательные упражнения, наполняя организм энергией. На протяжении всего года они вывешивают и просушивают постельное белье и одежду под прямым солнечным лучами (около 2 часов). Благодаря этой процедуре погибают многие бактерии и микроорганизмы.


Х олодные ванны - один из эффективных способов укрепления организма. В Шаолине всегда практиковалось умывание и обливание холодной водой, которые повышают сопротивляемость организма, улучшают его физическое состояние и закаляют волю. Весной и осенью холодные ванны обычно принимают один раз в неделю, летом - ежедневно, а зимой - один раз в 10 дней, не считая ежедневного умывания холодной водой, а также ополаскивания ног перед сном.


К роме солнечных лучей, свежего воздуха и холодной воды, для закаливания тела и воли монахи Шаолиня всегда использовали неблагоприятные погодные условия: холод, зной, дождь и резкий ветер. Их долголетний опыт свидетельствует: чем хуже погода, тем лучшие условия для закаливания. Зимой монахи устраивают снежные бои между собой. Для этого каждый из них должен слепить по 100 снежных снарядов и приготовиться к битве. Обычно, битва заканчивается дружественным смехом, улучшается настроение и самочувствие.

Кодекс морали вед буддизма, услышанный и записанный:

1. Моя жизнь - это большая драгоценность.

2. Ежедневно делай больше, чем от тебя ожидают.

3. Ты можешь ошибаться. Учись на ошибках, но не сосредоточивайся на них. Иди дальше.

4. Вознаграждай себя за длинный и настойчивый труд. Цени любовь близких людей к тебе. Любимая семья - залог успеха.

5. Все наши достижения и неудачи являются прямым результатом нашего способа мышления. Твой внутренний потенциал бескрайний. Всегда улыбайся!

6. Без избыточной гордости и апломба помогай другим.

7. Не загромождай свой путь ненужным. Каждый твой день - неповторим. Не суетись в пустяковых делах..

8. Каждый день твоей жизни - это Божий подарок. Жизнь временами несправедлива. Не грусти!

9. Каждый день - как последний день в твоей жизни. Забудь о вчерашних поражениях и завтрашних заботах. Сегодня - лучший день в твоей жизни. Это твой день.

10. Рядом с тобой живут люди, которые живут как ты - последний день. В полночь их возможно не станет. Люби их в настоящий момент. И не жди вознаграждения.

11. Смейся над жизнью и над собой. Думай положительно. Не относись к себе слишком серьезно. Ни дня без смеха!

12. Ты - человек особенный и должен вести себя тоже по-особенному.

13. Каждый день встречай улыбкой. Плохого настроения не бывает. Бодрость. Зарядка. Новый день лучше вчерашнего, потому что Бог дал тебе его.

14. Ставь конкретные задания на каждый день. Доводи начатое до конца. Разбивай большие проекты на этапы и добивайся выполнения каждого из них сегодня. Не отвлекайся на несущественное, что не имеет отношения к сегодняшнему плану.

15. Не позволяй никому портить тебе настроение. Твое время слишком дорого, чтобы тратить его напрасно.

16. Не унижай себя гневом. Не унижай себя ненавистью к кому-либо.

17. В любых неурядицах ищи хорошее зерно. Находи эти зерна. Пользуйся ими.

18. Счастливый не тот, кто получает, счастливый тот, кто отдает! Протягивай руку помощи! Улыбайся! Жизнь - прекрасна!

"Артефакты"
©При копировании ссылка на сайт обязательна

ДэЕнь /журнал "Цигун и спорт" , №2 1995г./

Расположенный в живописных горах, покрытых густыми лесами, монастырь Шаолинь является не только колыбелью чань-буддизма, но и одним из очагов развития ушу в Китае. Красота природы, свежий воздух и покой, так необходимые для медитации, активные занятия боевым искусством и медициной представляют собой прекрасные условия для здорового образа жизни монахов, ведения поиска методов «пестования жизни» и ее продления.

1. Постоянное пребывание в чань-состоянии

На протяжении тысячи четырехсот лет, начиная с 495 г. н.э., когда монастырь был основан, его обитатели неукоснительно соблюдали нормы чань-буддизма, завещанные Дамо: ежедневное продолжительное медитирование, «совершенствование сердца и пестование естества», стремление «к пустоте». Человек, занимающийся медитацией, стремится к покою, погрузившись в «состояние покоя», он обретает «пустоту», то есть избавляется от всех посторонних мыслей, забывая обо всем вокруг и не ощущая самого себя.

Посторонние мысли, считает китайская медицина. поро ждают_«семь чувств (эмоций)»: радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь, страх, беспокойство. Бурные эмоции или, наоборот, их полное подавление наносят вред «пяти плотным органам», являются первопричиной различных заболеваний. Чрезмерный гнев отра- жается на печени, радость — на сердце, печаль — на селезенке, скорбь — на легких, страх — на почках. Итак, медитация — первый секрет долголетия шаолиньских монахов.

2. Сочетание ортодоксального буддизма с занятиями боевым искусством

Общеизвестно, что в монастырях существуют строгие правила, согласно которым постригающийся в монахи должен быть милосердным, творить благодеяния, не должен поднимать руку на человека. Поэтому монахам запрещено заниматься боевыми искусствами. Шаолинь пошел другим путем. С первого дня его основания рослые и крепкие монахи демонстрировали свои умения в области кулачного боя, поскольку практика жизни, развития и распространения буддизма требовали знаний боевых искусств, и только здоровые и крепкие монахи были в состоянии сохранить свою обитель в неприкосновенности. Это второй секрет долголетия.

3. Познания в области медицины

Занятия боевыми искусствами сопровождались большим количеством травм. Поэтому настоятелям монастыря волей-неволей приходилось заниматься медицинской практикой, разрабатывать собственные рецепты и способы лечения. Начиная с эпохи династий Суй, монастырь стал направлять представителей в горы к известным врачевателям для изучения премудростей медицины, особенно залечивания ран. Их количество постоянно увеличивалось. Монахи-врачи стали заниматься и терапией и постепенно сформировали полноценный госпиталь при монастыре. В целях улучшения эффективности оказания помощи пострадавшим настоятели требовали, чтобы каждый занимающийся ушу обладал необходимым медицинскими познаниями в четырех областях: причины болезней, лечение, профилактика и лекарственные средства. Обладая знанием медицины, монахи изучали вопросы долголетия, разрабатывали методики продления жизни. Таким образом, медицинские секреты, полученные монахами от своих наставников, способствовали развитию принципов долголетия. Это третий секрет долголетия шаолиньских монахов.

ШАОЛИНЬСКИЙ МЕТОД ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ

Выше мы остановились на трех особенностях шаолиньского метода продления жизни. Однако этот метод имеет много общего с методами «пестования жизни» других школ и направлений. Известный своими исследованиями методов «пестования» и продления жизни монах Сюань Гуй в своих трудах изложил основные направления шаолиньской школы, суть которых сводится к следующему:

  • «пестование жизни» путем медитации;
  • солнечные ванны;
  • закаливание холодом, жарой и ветром;
  • оздоровление селезенки с помощью правильного питания;
  • холодные водные ванны;
  • продление жизни с помощью цигун;
  • сбрасывание веса ходьбой;
  • укрепление тела «жесткими» упражнениями;
  • продление жизни с помощью секретов медицины;
  • прочищение организма с помощью массажа;
  • оздоровление с помощью ушу.

Эти направления составляют комплексный метод «пестования» и продления жизни, вобравший в себя долгую практику Шаолиня, бесценный опыт других школ, метод, доказавший свою эффективность в профилактике болезней и укреплении здоровья.

Принципы питания

Основная пища

Китайская традиционная медицина уже давно подметила тесную связь между питанием и здоровьем человека. В трактате «Линшу» говорится: «Верхний обогреватель включается, пропускает пять вкусов злаков. Ци называется то, что золотит кожу, укрепляет тело, питает волосы, орошает, как туман и роса. С поступлением пищи организм наполняется ци. Попадая в кости, она благотворно влияет на них, делает их гибкими. Слюна — это жидкость, которая питает мозг и увлажняет кожу. Ци поступает в средний обогреватель, соединяется с жидкостью и краснеет. Получается кровь». Эта выдержка из древнего трактата свидетельствует о том, какую важную роль играют продукты питания в функционировании организма человека, которые, попадая в него, способствуют образованию необходимых человеку питательных субстанций — ци, крови и слюны. Эти питательные субстанции поддерживают нормальный обмен веществ, непрерывно циркулируя, обеспечивают жизнедеятельность организма.

Переваривание пищи осуществляется, главным образом, желудком и селезенкой. Поэтому древние говорили: «Селезенка — основа послеутробной жизни, источник, порождающий ци и кровь».

Врач-монах эпохи Мин Бэн Юэ, соединив принципы традиционной китайской медицины с собственным опытом, создал свой оригинальный подход к вопросу «пестования жизни», вывел рацион ежедневного питания монахов и питания во время болезни.
Бэн Юэ писал: «Основа питания — пять злаков, овощи и фрукты. Лекарственные травы должны круглогодично приниматься вместе с пищей. Питание должно быть упорядоченным. Питание в одно и то же время позволит прожить сто лет».
Он считал, что питание должно быть регулярным, разнообразным, продукты должны быть свежими, что принимать пищу следует в определенное время и в определенных количествах, что нельзя потреблять большое количество жидкости, переедать или недоедать.

В Шаолине существуют строгие правила, в соответствии с которыми пища принимается три раза в день. Каждый монах обязан строго следовать этим правилам.

Запрещается есть что-либо после третьего приема пищи. Завтрак в монастыре начинается в шесть утра и включает две чашки жидкой каши. Обед бывает в половине двенадцатого и состоит из паровой пампушки или лепешки и жидкой похлебки в неограниченном количестве, в шесть вечера — ужин, включающий одну или полторы чашки сборной солянки с лапшой. Завтрак не должен быть плотным, в обед нужно наедаться как следует, а в ужин — чуть меньше. Пища должна быть разнообразной. Монахам запрещается есть мясо и пить вино. Нарушители наказываются горящими палками и изгоняются из монастыря.

Расписание приемов пищи

ЗАВТРАК Время: 6 часов.
Основная пища: каша из чумизы или кукурузы с добавлением батата или картофеля.
Количество: 2 — 2,5 чашки (объемом 100 г риса или муки).

ОБЕД
Время: 11 часов.
Основная пища: лепешки из смеси пшеничной и кукурузной муки с начинкой из фиников или хурмы.
Количество: 1 лепешка (250 г), а также белая редька, доуфу (соевый творог), лапша из золотистой фасоли.

УЖИН
Время: 6 часов вечера. Основная пища: лайша из бобовой муки.
Количество: 1 — 1,5 чашки с добавлением по сезону: люцерны, сельдерея, пекинской капусты и т.д.

Сезонный рацион монахов

ВЕСЕННИЙ РАЦИОН

Время

Блюда

Количество

Способ приготовления

Каша из чумизы

2 чашки (200 г)

Положить чумизу в кипящую воду. Варить до полуготовности, после чего добавить кусочки таро. Довести до готовности.

Лепешки из коровьего гороха и смешанной муки

1 шт. (250 г)

Смешать равное количество кукурузной и пшеничной муки, добавить дрожжи и дать подойти. Сварить коровий горох и добавить в опару. Готовить на паровой решетке.

Лапша из золотистой фасоли

1,5 чашки (150 г)

Приготовить лапшу из муки золотистой фасоли. Опустить ее в кипящую воду, добавить немного шпината или сельдерея и варить до готовности.

ЛЕТНИЙ РАЦИОН

Лапша из золотистой фасоли

2 чашки (200 г)

В кипящую воду сначала положить золотистую фасоль. Когда фасоль разварится, добавить широкую лапшу.

Лепешки из белой муки

1 шт. (150 г)

Отварить фасоль до готовности и перемешать ее с опарой из белой муки. Готовить на пару.

Жидкая лапша

1,5 чашки (150 г)

Положить лапшу в кипящую воду и варить до полуготовности. Затем добавить пекинскую капусту или другие зеленые овощи. Варить до готовности.

ОСЕННИЙ РАЦИОН

Каша из кукурузной муки

2 чашки (200 г)

В кипящую воду положить кукурузную муку и варить до полуготовности. Затем добавить кусочки батата и варить до готовности.

Лепешки из смешанной муки с японской айвой

1 шт. (250 г)

Смешать кукурузную и пшеничную муку в равных количествах, добавить дрожжи и дать подойти. Смешать с пюре из боярышника. Готовить на пару.

Жидкая лапша

1,5 чашки (150 г)

В кипящую воду положить очищенную кукурузу. Когда она будет готова, добавить лапшу и пекинскую капусту или другие зеленые овощи.

ЗИМНИЙ РАЦИОН

Каша из кукурузной муки

2 чашки (200 г)

В кипящую воду положить муку и мелко нарезанный батат. Варить до кашеобразного состояния.

Лепешки из муки с финиками

1 шт. (200 г)

Смешать кукурузную, соевую муку и муку из батата в равных количествах, поставить опару. Смешать с финиками и готовить на пару.

Жидкая лапша

1 чашка (150 г)

Смешать в равных количествах муку из золотистых бобов, коровьего гороха, батата и пшеницы. Приготовить лапшу. Варить в кипящей воде. После готовности добавить сухие овощи, немного лука и имбиря.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ РАЦИОН

ВЕСЕННИЙ РАЦИОН

Время

Растение

Количество

Способ приготовления

Лилейник лимонно-желтый

Небольшое количество

Вымыть, удалить стебли и варить до готовности в кипящей воде. Мелко нарезать, заправить солью и кунжутным маслом по вкусу.

Пастушья сумка

1 маленькая чашка

Молодые листья вымыть и отварить вместе с соевым творогом или лапшой из золотистой фасоли. Заправить кунжутным маслом и солью по вкусу.

1 тарелка

Ошпарить кипятком и нарезать. Заправить кунжутным маслом и чесноком.

ЛЕТНИЙ РАЦИОН

1 маленькая тарелка

Вымыть и удалить корни, измельчить, добавить соль по вкусу.

Сельдерей

Вымыть, измельчить и жарить с соей или продуктами из сои. Перед едой добавить кунжутное масло.

Угловатая фасоль

1 тарелка

В кастрюлю налить немного масла, положить измельченный лук и фасоль. Жарить до готовности. Можно добавлять в суп с лапшой.

ОСЕННИЙ РАЦИОН

Пекинская капуста

1 тарелка

В кастрюлю налить немного масла, положить вымытую и измельченную капусту, жарить до готовности.

Нарезать полосками и отварить вместе с соевым творогом или лапшой из золотистой фасоли. Добавить немного пряностей. Перед едой полить кунжутным маслом.

Листья батата

Умеренное количество

Добавляются в суп с лапшой.

ЗИМНИЙ РАЦИОН

Бобовые ростки

Ростки золотистой фасоли или сои вымыть, в кастрюлю налить масло, жарить ростки до готовности.

Доуфу (соевый творог)

Отварить вместе с лапшой из золотистой фасоли, редькой и пекинской капустой. Перед едой добавить кунжутное масло.

Сухие овощи

Умеренное количество

Добавлять в суп с лапшой.

Чайный рацион

Монахи Шаолиня регулярно пьют лекарственный чай, заваривая его из трав в зависимости от погодных условий, связанных со сменой времен года. Употребление такого чая способствует оздоровлению желудка, подъему «духа» и продлению жизни.

  1. Весенний чай: 30 г полевой мяты, 30 г корневища камыша, 10 г лакрицы, 30 г горечавки Лоурера заварить кипятком и пить вместо чая 4 — 5 раз в день по одному стакану, ежедневно заваривая новую порцию. Этот настой обладает противоинфекционным и дезинтоксикационным действием, хорошим профилактическим средством против кожных заболеваний, например, фурункулеза.
  2. Летний чай: 18 г платикодона крупноцветного, 10 г лакрицы, 30 г жимолости японской заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой обладает дезинтоксикационным действием, снимает жар, полезен для горла, является хорошим профилактическим средством против гриппа. В летний период также в небольших количествах можно пить сок свежей золотистой фасоли, полученный путем отжатия заваренных кипятком и растолченных зерен с добавлением сахара.
  3. Осенний чай: 20 г форцизии свешивающейся, 10 г листьев бамбука, 10 г лакрицы, 3 г одуванчика, 10 г корня наперстянки заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой способствует образованию слюны, обладает дезинтоксикационным, жаропонижающим, мочегонным и ветрогонным свойствами.
  4. Зимний чай: 3 г сырого имбиря, 3 финика, 30 г листьев черного чая, 3 стебля лука отварить и пить вместо чая. Этот отвар способствует улучшению функций кишечника и селезенки.
  5. Чай долголетия для любого времени года: 30 г гореца многоцветкового, 30 г ромашки китайской, 35 г боярышника, 250 г густого меда. Первые четыре ингредиента варить в глиняном горшке в течение 40 минут, слить отвар, из полученной твердой массы отжать сок. В горшок налить воды, переложить выжимки и отварить, отвар слить. Процедуру повторить 3 раза. Все отвары слить вместе (должно получиться 500 мл). Добавить мед и размешать до однородной массы. Полученный продукт поместить в фарфоровый сосуд и плотно закупорить. Употреблять ежедневно после еды по 1 столовой ложке, разведенной в половине стакана кипяченой воды. Этот напиток можно употреблять круглый год. Он способствует пополнению ци, питанию крови, улучшению функций желудка и селезенки.

Дикие растения в рационе монахов

  • Лилейник лимонно-желтый, или одуванчик обыкновенный. Его собирают весной, когда он расцветает. Выкапывают целиком, моют и режут на мелкие части. Затем добавляют соль и слегка разминают. Его можно добавлять в другие блюда. Лилейник способствует устранению жара и обладает дезинтоксикационным действием. Как говорят монахи, употребление этого растения в пищу в течение одного месяца избавляет от нарывов на коже и фурункулеза на целый год.
  • Пастушья сумка. Весной это растение покрывает большие пространства вокруг монастыря. В пищу употребляют свежие молодые листья. Их можно непосредственно добавлять в суп с лапшой, а можно есть, заварив кипятком, с добавлением соли, уксуса и небольшого количества кунжутного масла. Пастушья сумка очень питательна, приятна на вкус. Она способствует пополнению крови и оздоровлению селезенки. При длительном употреблении устраняет желтизну лица, избавляет от худобы, слабости в конечностях, головокружения и помутнения в глазах.
  • Мята полевая. В изобилии растет вблизи монастыря, наполняя воздух приятным ароматом. Монахи весной и летом собирают ее стебли с листьями, моют, режут на кусочки, подсоливают и слегка разминают. Употребление мяты способствует улучшению зрения, просветлению в голове, устранению жара.
  • Портулак. Сбор портулака производится летом и осенью. Его выкапывают целиком, моют и обдают кипятком. Употребляют в пищу, добавляя соль и масло.

Состав наиболее часто употребляемых продуктов (на 100 г продукта)

Таблица

Наименование

Белки,
г

Жиры,
г

Углеводы,
г

Калорий
ность,
ккал.

Каротин,
мг

Тиамин
(вита-
минВ1),
мг

Рибофлавин, мг

Ниацин (витамин РР),
мг

Аскорбиновая кислота, мг

Кальций, мг

Углерод, мг

Железо, мг

Калий, мг

Натрий, мг

Йод, мкг

Рис (неочищенный)

Рис (очищенный)

Пшеничная мука

Кукурузная мука

Соевая мука

Соевый
творог — доуфу (южный)

Соевый
творог — доуфу
(северный)

Соевый
творог — доуфу (прессованный)

Желатиновая вермишель

Бобы индийские

Коровий горох

Зеленый горошек

Картофель (клубни)

Красная редька

Пекинская капуста

Китайская капуста

Кочанная капуста

Сельдерей

Цветная капуста

Лилейник лимонно-желтый

Тыква восковая

Баклажаны

Помидоры

Древесный гриб

Морская капуста

Из него также готовят блины с добавлением муки и пампушки, смешивая с дрожжевым тестом. Портулак укрепляет желудок, нормализует работу кишечника, рекомендуется при расстройствах желудка и дизентерии.

  1. Полынь волосовидная. Молодые побеги полыни собирают ранней весной, моют, перемешивают с солью и мукой и готовят на паровой решетке. Полынь способствует устранению жара.
  2. Ива. Ранней весной собирают молодые побеги ивы, проваривают в кипящей воде, вынимают и употребляют в пищу, добавляя соль и масло. Молодые побеги ивы также можно смешать с мукой и готовить на пару.
  1. Бодяк японский. Молодые листья бодяка собирают, моют и едят сырыми с солью и маслом или отваривают в супе с лапшой. Бодяк обладает кровоостанавливающим действием.
  2. Китайский ямс. Это растение способствует «пополнению» почек, останавливает кровотечения, укрепляет селезенку и легкие. Монахи собирают его поздней осенью и употребляют в пищу в вареном виде.
  3. Таро. Его выкапывают ранней весной и поздней осенью и отваривают с белой редькой. Таро способствует «пополнению» почек и крови.
  1. Боярышник. Плоды боярышника собирают в конце осени, моют, отваривают и готовят из них пюре. Пюре из боярышника кислое на вкус, богато витаминами, укрепляет желудок и улучшает пищеварение.
  2. Каштан. Монахи собирают и едят каштаны в отваренном виде осенью. Они сладкие на вкус, укрепляют желудок и пополняют селезенку.
  3. Гинго. Это растение нормализует дыхание, укрепляет легкие и почки. Его собирают по 3 — 5 штук в день, очищают и отваривают с колотым сахаром. В пищу употребляются и плоды, и отвар.
  4. Чеснок. Монахи часто едят чеснок по 3 — 4 зубка в день, добавляя его в пищу. Чеснок является хорошим профилактическим средством против кишечных заболеваний.

Витамины и долголетие

Продукты, употребляемые монахами Шаолиня в пищу, с точки зрения современной диетологии можно разделять на злаки, корнеплоды, бобовые и орехи, фрукты и овощи.

Злаки являются одним из основных продуктов, постоянно употребляемых человеком в пищу. Они богаты углеводами, способствующими выработке организмом тепловой энергии, а также белком. Злаки употребляются в пищу в смешанном виде или вместе с бобовыми, что позволяет им дополнять друг друга и в какой-то степени компенсировать недостаток в них аминокислот. Количество белка в злаковых приблизительно одинаково, они являются важным источником для организма человека. Злаки содержат также большое количество витаминов, кальция, железа, грубых волокон.

Корнеплоды снабжают организм человека тепловой энергией, содержат много витаминов и минеральных веществ.
Бобовые и орехи содержат большое количество белка и жиров, особенно соя. Содержание белка в них больше, чем в овощах и злаках. Они богаты ненасыщенными жирными кислотами, фосфатидами, аминокислотами, витаминами и минеральными веществами.

Овощи и фрукты богаты микроэлементами, необходимыми организму человека. Листовые овощи, например, содержат много витаминов группы В и каротина, а также кальция, железа и неорганических солей. Кроме того, содержащиеся в них влага и клетчатка способствуют пищеварению (см. табл.).

Монахи Шаолиня употребляют в пищу различные злаки, главным образом, грубообработанные, а также продукты из бобов, овощей и орехи. Свой рацион они устанавливают в зависимости от времени года и собственного состояния, что позволяет им получать полный набор питательных веществ, хорошо сочетающихся между собой. Это основной способ сохранения здоровья и долголетия. Особенно важно то, что монахи воздерживаются от мяса.

Перевод С. Сергеева

Диета монастыря Шаолинь сохранилась и дошла до нас из самой глубины веков. Если веровать слухам, перед ответственными соревнованиями монахи придерживались конкретно ее. Диетическое питание, кроме того, что помогало им в совершенствовании собственного тела, также позволяло достигнуть более полного сосредоточения. Шаолиньские советы, которые дошли до наших времен, способны посодействовать также и обычным мещанинам.

Базы системы питания монахов Шаолиня

Монахи из монастыря Шаолинь, если веровать разным показаниям, выглядели всегда сухими и поджарыми. Они всегда побеждали в схватках и соревнованиях с командами из других монастырей. И все это благодаря не только лишь тому, что они обладали в совершенстве различными видами восточных единоборств, но также и из-за того, что они вели всегда здоровый стиль жизни. И почти во всем это заключалось в их умении верно приготовить еду. Принцип их питания отличался особенной сбалансированностью и рациональностью. И это беря во внимание тот момент, что монахи строго придерживались вегетарианского меню в питании. Все белки и жиры животного происхождения у их были изменены на растительные аналоги.

Рацион питания у монахов изменялся зависимо от того, какой наступал сезон, другими словами время года. Совместно с тем, база их меню всегда оставалась постоянной. Она состояла из бобовых, злаковых, также масличных культур. В качестве дополнений служили сезонные овощи. Также необходимо подчеркнуть таковой принципиальный факт: повара Шаолиньского монастыря уделяли большущее внимание полезности собственных блюд, также вкусовой политре и даже эстетической стороне. Благодаря этому ставшие известными за стенками родного монастыря рецепты постоянно воспользовались большой популярностью и имели довольно огромное число поклонников. В неотклонимом порядке в этих блюдах использовались такие продукты, как разные травки и коренья.

Рацион диеты монастыря Шаолинь

Шаолиньская диета по сути достаточна ординарна. Состоит она всего-навсего из 3-х главных правил:
1. Днем, сходу после пробуждения и отойдя ото сна, по совету шаолиньских монахов, натощак нужно съесть такое количество рисовых зерен в сыром состоянии, сколько полных лет вам уже исполнилось. Монахи кропотливо прожевывали рис, не запивая его, а только мало смачивая собственной своей слюной. Маленькую часть этих рисинок позволяется просто проглотить полностью.
2. Обед и ужин стопроцентно состоит только из вегетарианского меню. В принципе, на этом шаге можно есть полностью любые вегетарианские блюда, обычные вам. Принципиально только смотреть за тем, чтоб размеры ваших порций были умеренными.
3. После 6 часов вечера монахи Шаолиньского монастыря употребляли в еду только разные фрукты и овощи.

Подсчет калорий

Спецы говорят, что всего только за 10 дней, при условии придерживания данной методики похудения, может быть утратить приблизительно от 3-х до 5 кг избыточного веса.
Использовать такую диету позволяется каждые два либо полтора месяца, чтоб всегда оставаться в форме и повсевременно поддерживать стройность собственного тела.

Скрытый ингредиент системы похудения монастыря Шаолинь

Рис обладает способностью прекрасного насыщения, также обеспечения организма человека различными полезными микроэлементами. В собственном составе этот уникальный продукт содержит углеводы, белки, также малость жиров. Кроме этого, из микроэлементов, содержащихся в нем, в особенности выделяют кальций, магний и фосфор, а из витаминов – группу В и РР. Не тайна, что рис прекрасно помогает в обеспечении правильной работы кишечного тракта, а, не считая того, связывает и выводит из организма человека шлаки и лишнюю ненадобную жидкость.
Таким макаром, насыщенные полезностью для организма человека рисовые зерна, употребляемые в сыром виде, способны провоцировать процесс очищения и похудения.

Противопоказания к применению диеты монастыря Шаолинь

Диета монастыря Шаолинь – это довольно обычная в использовании методика похудения. Для того чтоб применить ее на для себя, вам не будет нужно идти на какие-либо суровые жертвы. У этой уникальной системы питания и похудения фактически нет никаких противопоказаний к применению. А, как следует, полностью хоть какой человек, который желает привести себя в форму, приготовить свое тело к новенькому летнему и пляжному сезону, также избавиться от нескольких излишних кг, которые уже издавна ему мешают услаждаться жизнью полностью, может начинать использовать приведенное выше меню прямо с будущего дня. И совсем не непременно откладывать дело, как это нередко случается, «на понедельник» либо «первое число последующего месяца» и т.д., и тому схожее. Ведь не стоит опровергать, что хороший результат совершенно точно стоит неких усилий.

Расположенный в живописных горах, покрытых густыми лесами, монастырь Шаолинь является не только колыбелью чань-буддизма, но и одним из очагов развития ушу в Китае. Уши или Кунфу – это далеко не все, чем славил Шаолинь. «Буддизм, ушу и медицина» -- это три основные части шаолиньской культуры. Как говорят, «медицина и буддизм спасают от бедности, приносят пользу». Именно в этом заключается шаолиньский дух.

Красота природы, свежий воздух и покой, так необходимые для медитации, активные занятия боевым искусством и медициной представляют собой прекрасные условия для здорового образа жизни монахов, ведения поиска методов «пестования жизни» и ее продления.

На протяжении более 1500 лет, начиная с 495 г. н.э., когда монастырь был основан, его обитатели неукоснительно соблюдали нормы чань-буддизма, завещанные Дамо: ежедневное продолжительное медитирование, «совершенствование сердца и пестование естества», стремление «к пустоте». Человек, занимающийся медитацией, стремится к покою, погрузившись в «состояние покоя», он обретает «пустоту», то есть избавляется от всех посторонних мыслей, забывая обо всем вокруг и не ощущая самого себя.

Посторонние мысли, считает китайская медицина, порождают «семь чувств (эмоций)»: радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь, страх, беспокойство. Бурные эмоции или, наоборот, их полное подавление наносят вред «пяти плотным органам», являются первопричиной различных заболеваний. Чрезмерный гнев отражается на печени, радость - на сердце, печаль - на селезенке, скорбь - на легких, страх - на почках. Итак, медитация - первый секрет долголетия шаолиньских монахов.

Общеизвестно, что в монастырях существуют строгие правила, согласно которым постригающийся в монахи должен быть милосердным, творить благодеяния, не должен поднимать руку на человека. Поэтому монахам запрещено заниматься боевыми искусствами. Шаолинь пошел другим путем. С первого дня его основания рослые и крепкие монахи демонстрировали свои умения в области кулачного боя, поскольку практика жизни, развития и распространения буддизма требовали знаний боевых искусств, и только здоровые и крепкие монахи были в состоянии сохранить свою обитель в неприкосновенности. Это второй секрет долголетия.

Занятия боевыми искусствами сопровождались большим количеством травм. Поэтому настоятелям монастыря волей-неволей приходилось заниматься медицинской практикой, разрабатывать собственные рецепты и способы лечения. Начиная с эпохи династий Суй, монастырь стал направлять представителей в горы к известным врачевателям для изучения премудростей медицины, особенно залечивания ран. Их количество постоянно увеличивалось. Монахи-врачи стали заниматься и терапией и постепенно сформировали полноценный госпиталь при монастыре. В целях улучшения эффективности оказания помощи пострадавшим настоятели требовали, чтобы каждый занимающийся ушу обладал необходимым медицинскими познаниями в четырех областях: причины болезней, лечение, профилактика и лекарственные средства. Обладая знанием медицины, монахи изучали вопросы долголетия, разрабатывали методики продления жизни. Таким образом, медицинские секреты, полученные монахами от своих наставников, способствовали развитию принципов долголетия. Это третий секрет долголетия шаолиньских монахов.

Врач-монах эпохи Мин Бэн Юэ, соединив принципы традиционной китайской медицины с собственным опытом, создал свой оригинальный подход к вопросу «пестования жизни», вывел рацион ежедневного питания монахов и питания во время болезни.

Бэн Юэ писал: «Основа питания - пять злаков, овощи и фрукты. Лекарственные травы должны круглогодично приниматься вместе с пищей. Питание должно быть упорядоченным. Питание в одно и то же время позволит прожить сто лет».

Он считал, что питание должно быть регулярным, разнообразным, продукты должны быть свежими, что принимать пищу следует в определенное время и в определенных количествах, что нельзя потреблять большое количество жидкости, переедать или недоедать.

В Шаолине существуют строгие правила, в соответствии с которыми пища принимается три раза в день. Каждый монах обязан строго следовать этим правилам.

Запрещается есть что-либо после третьего приема пищи. Завтрак в монастыре начинается в шесть утра и включает две чашки жидкой каши. Обед бывает в половине двенадцатого и состоит из паровой пампушки или лепешки и жидкой похлебки в неограниченном количестве, в шесть вечера - ужин, включающий одну или полторы чашки сборной солянки с лапшой. Завтрак не должен быть плотным, в обед нужно наедаться как следует, а в ужин - чуть меньше. Пища должна быть разнообразной. Монахам запрещается есть мясо и пить вино. Нарушители наказываются горящими палками и изгоняются из монастыря.

При строгом питании монахи Шаолиня также регулярно пьют лекарственный чай, заваривая его из трав в зависимости от погодных условий, связанных со сменой времен года. Употребление такого чая способствует оздоровлению желудка, подъему «духа» и продлению жизни.

Стоит отметить, что при монастыре Шаолинь работает специальное бюро, которое отвечает за развитие буддийской медицины. Оно было создано еще в 1217 году в качестве лебечницы для монахов Шаолиня и местных жителей.

Бюро медицины Шаолиня прилагает многосторонние усилия для распространения буддийской медицины. Шаолинь бережно хранит древние манускрипты по традиционной буддийской медицине, создает медикаменты с помощью новых технологий, совершенствует лечебно-санитарную практику.

Сегодня Бюро медицины Шаолиня разработало и производит более десятка серий медикаментов, включая лекарства наружного применения, «буддийский чай» и др. Все эти медикаменты пользуются популярностью.

В центральном Китае на горе Суншань стоит буддийский монастырь Шаолинь, окутанный многочисленными легендами и мифами. Храм был основан индийским монахом Бхадра в 495 году. В начале VI века патриарх чань-буддизма Бодхидхарма передал послушникам свои знания о медитации, тайные методы религиозных практик, а также ряд приемов, направленных на поддержание физического здоровья. Как центр боевых искусств монастырь прославился в VII веке, когда монахи Шаолинь помогли удержаться на престоле Ли Шиминю.

Секретные техники

В XII веке монах Цзюэюань отправился искать настоящих мастеров боевых искусств. После продолжительных странствий он познакомился с тремя воинами, которые поддержали его стремления изучить секретные знания. Будущие монахи Шаолинь перерабатывали уже имеющиеся техники, внося свои изменения. Например, «18 рук архатов» переродился в комплекс «72 руки», который был дополнен 170 приемами. Один из четверых мастеров Бай Юнфэн создал систему «кулак пяти составляющих». Данная техника соотносилась с движениями пяти животных - леопарда, дракона, тигра, журавля и змеи.

Храм Шаолинь сейчас

Благодаря СМИ и развитому туризму популярность монастыря достигла огромных высот. Государственные деятели Китая вложили большие средства в благоустройство региона и формирование индустрии туризма. В расчете на привлечение иностранцев, вокруг Шаолиня был построен ряд коммерческих школ боевого искусства.

В 1994 г. в США был основан шаолиньский храм. В нем широкому кругу желающих преподается философия чань-буддизма посредством освоения медитативных техник и боевых искусств кунг-фу, цигун, тайцзицюань.

В 2006 году в России открылась школа цигун и кунг-фу (основатель - воин-монах Ши Янбин). Здесь могут обучаться основам боевых искусств и дыхательной гимнастике как взрослые, так и дети.

Утро в храме

Монахи монастыря Шаолинь просыпаются в пять утра. После подъема все ученики и мастера собираются у главного храма во дворе. Здесь два часа они предаются медитации. Это обязательное правило, которое соблюдают все послушники, независимо от возраста и погодных условий. В помещениях могут медитировать только настоятель и старейшины совета. Рядом с монахами стоят надзиратели, которые будят ударами палок тех, кто начинает засыпать. Послушники должны поблагодарить за бдительность, тем самым прививается уважение к старшим.

После медитации монахи переходят к гимнастическим упражнениям, направленным на развитие гибкости тела. Нагрузки тяжелые, неподготовленный человек с ними не сможет справиться. Тренировки монахов Шаолинь начинаются с самого детства. К гимнастике добавляются дыхательные упражнения. По окончании первых занятий проводятся водные процедуры и массаж. Обливание осуществляется холодной водой из горных рек. Массаж проводится по специальным методикам с использованием мазей.

Далее монахи идут на легкий завтрак, а затем приступают к изучению канонов. Воины, размещаясь в главном храме, слушают лекции о жизненном пути, религии, просветлении, знакомятся с текстами священных книг. Также в это время проводится обучение основам права, медицины, красноречия, философии. В заключение настоятель распределяет обязанности между новичками.

Тренировки монахов Шаолинь

После обучения воины выполняют упражнения, направленные на совершенствование физического тела, включая техники для развития сухожильной и мышечной силы. Монахи Шаолинь отличаются фантастической выносливостью. Ее секрет заключается в ежедневных и планомерных изнурительных тренировках, к которым организм пытается адаптироваться.

После физических упражнений монахи переходят к занятиям боевыми искусствами. Новички изучают пять стилей Шаолинь цюань: тигр, дракон, змея, леопард, богомол. Каждое направление развивает определенное индивидуальное качество ученика. После трехлетнего обучения пяти стилям послушник получает статус монаха-воина и надевает специальный пояс. После этого начинаются более суровые тренировки, все они проходят согласно древним традициям храма.

Основы питания

После окончания утренних тренировок, около двух часов дня, начинается обед. Воины не употребляют мяса. Основное питание монахов Шаолиня подразумевает употребление злаков, бобовых и масличных культур, овощей и фруктов. Меню варьируется в зависимости от времени года. Обязательными добавками к блюдам являются лекарственные коренья и травы. После обеда монахам дается один час личного времени.

Вечерние тренировки

По окончании свободного часа монахи Шаолинь вновь занимаются совершенствованием своего тела и разума. В это время они находятся в специальных залах, где их обучают старшие воины. Здесь происходят спарринги в полную силу, с использованием разного оружия. Старшие мастера обучают не только правилам ведения боя и владению орудиями, они показывают техники воздействия на болевые точки, а также знакомят с медицинскими приемами. Упражнения монахов Шаолинь включают отработку основных ударов, стоек и блоков. Новички должны не меньше трех лет тщательно их осваивать. Например, нужно совершенствовать «искусство пальца», которое дает возможность пробивать любую преграду одним лишь пальцем. Данное умение начинается с монотонных ударов в пшено, затем в песок и гравий. Нужно нанести 3800 тычков. После этого удары наносятся уже в железные опилки. Число тычков составляет 9 тысяч. Итог освоения навыка - образование мозоли и атрофирование нервных окончаний. Палец теперь носит название «железный». Еще одним из многочисленных упражнений является способность наносить удары энергией. Те монахи, которые освоили азы мастерства, объединяются в группы по четыре человека, во главе которых стоит наставник. Так воины совершенствуют свои навыки еще несколько лет.

После изнурительных тренировок в семь вечера послушников ожидает ужин, после которого можно немного отдохнуть или заняться своими делами. Чаще всего все воины совершенствуются до глубокой ночи.

Через 10-15 лет изучения искусства Шаолиня монахи сдают экзамен, который включает в себя теоретическую и практическую части. На первом этапе послушники демонстрируют свои знания по истории храма, каноническим книгам, воинскому искусству. Далее проводятся спарринги с использованием разных видов оружия. Предания рассказывают об испытании, которое заключается в прохождении темного коридора со ста восемью манекенами. Последние приводились в действие специальными механизмами. Манекены наносили удары, идущий должен был уклониться или ответить. Двигаться по коридорам нужно было очень быстро. У выхода стоял большой треножник с углями, который нужно было переставить. При успешном прохождении всех испытаний на предплечьях монаха выжигались изображения дракона и тигра. Они являлись доказательствами мастерства владельца.

Выступления и бои монахов Шаолиня

Воины монастыря не так часто демонстрируют обычным людям искусство владения телом, которое основано на старинных духовных практиках. В основном выступление монахов Шаолиня можно наблюдать на территории самого храма. Их проводят для привлечения внимания к искусству боя. Но иногда ученики Шаолиня выезжают в другие страны. Так, в 2015 году в Латвии проводилась демонстрация уникальных навыков буддистских воинов. В Москве также периодически выступают мастера легендарного храма, показывая умелое владение разным оружием и боевыми стилями.

Монахи Шаолинь на ринге тоже периодически появляются. Битвы проводятся между учениками разных боевых школ. Древние традиции не поощряют показные бои, но современный мир требует более плотного ознакомления с тайнами искусства. Так, одним из известных воинов является Лю Илун, который был участником ряда соревнований со спортсменами разных стилей. Но принадлежность мастера к настоящему искусству Шаолинь не доказана, скорее всего, он проходил обучение на территории монастыря в одной из множества школ. После боя выигранные деньги должны быть переданы монастырю.

Заповеди мастеров

Составленные некогда Цзюэюанем правила жизни для воинов соблюдают до сих пор все монахи Шаолиня. Возможности человека, посвятившего себя развитию и совершенствованию в этом монастыре, запредельны. Какие же это заповеди? Перечислим некоторые из них:

Секреты долголетия, которыми обладают мастера, основаны на соблюдении данных заповедей. Существуют еще внутренние запреты храма. Например, нужно избегать нерадивости и лени, зависти и гнева и обязательно пройти все ступени обучения.

Как стать истинным монахом Шаолиня?

Воины монастыря рассказывали об огромной работе над совершенствованием своего тела и разума. Нужно доказать мастерам, что у ученика светлая душа и выносливое тело. Послушника никто не торопит в усвоении знаний и навыков, наставник будет ждать, сколько потребуется. Когда начинающий воин будет готов, мастер ему сообщит и отправит на экзамен.

Истинными монахами Шаолиня заведомо являются основатели монастыря и учений в нем. Так, первый патриарх Бодхидхарма после себя оставил два труда: «Канон об очищении костного мозга» и «Канон об изменении мышц», а также боевой стиль «Кулак архатов раннего неба». Мастер Цзэ Хунбэй, живший во времена династии Тан, внес в ушу «обманный стиль». Наставник Фу Ю разработал искусство коротких ударов на ближних дистанциях. Бай Юйфэн вместе с монахом Цзяо Юанем создал новый стиль, который включал приемы школ Леопарда, Тигра, Змеи, Журавля и Дракона.

При династии Цин жил известный мастер Чжэнь Цзюнь. Монах в совершенстве владел «искусством легкости». Он без труда запрыгивал на крыши домов и перелетал со скалы на скалу. «Живой легендой» был Хай Дэн, который родился в провинции Сычуань. Во время занятий он достиг совершенства в управлении внутренней энергией и мог, например, заставить забурлить в тазу воду. Мастер принимал участие в написании книг и пособий по боевым искусствам, был известен как знаток нетрадиционной медицины. Хай Дэн был способен исполнить сто комплексов Шаолиня, владел 18 видами оружия, а в возрасте 75 лет мог стоять на двух пальцах в течение часа. Несмотря на небольшой рост, сила его удара достигала 500 килограмм. Имена монахов Шаолиня, оставивших неизгладимый след в истории монастыря, достойны того, чтобы их помнили. Все мастера отличались преданностью своему делу и верой в боевое искусство.

Секреты и мифы о жизни воинов Шаолиня

Сущность невероятных способностей мастеров заключена в использовании энергии Ци. Ее применение, например, помогает контролировать болевые ощущения. Неотъемлемой частью в освоении чань-буддизма является полное развитие пяти чувств ученика, а также улучшение его мышления, памяти и интуиции. Конечная цель боевого искусства - постижение себя и слияние с Абсолютом. Обретение душевного равновесия дарует ученику способность быть непоколебимым в любых ситуациях. Длительные медитации и развитие мудрости способствуют приобретению уникальных способностей, например таких, как ясновидение.

Второй из распространенных 10 мифов о монахах Шаолиня - это заимствование основных черт у индийских животных в некоторых видах боевых техник. По словам историков, все приемы формировались внутри группы воинов, которая изначально исполняла роль частной армии. Существует легенда о том, что тринадцать мастеров Шаолиня победили стотысячную армию солдат, чтобы спасти императора Тан Тэйзонг. Однако сведения были несколько искажены. Монахи действительно сыграли важную роль в исходе битвы, но появились они только в решающем сражении.

Воинов наделяли сверхъестественными способностями. Например, существует сказание о битве с японскими пиратами, когда трое монахов закопали себя при помощи тростника и уползли под землей, тем самым сохранив себе жизнь.

Финальные испытания в монастыре тоже обросли множеством легенд. Так, до сих пор не доказано существование учебного лабиринта-ловушки с деревянными манекенами.

Уход из монастыря, по преданиям, тоже был нелегким. Желающему покинуть стены обители нужно было объединиться с тремя монахами и сразиться против 18 воинов. В случае победы монастырь лишался сильнейших бойцов.

До сих пор существует легенда о поваре храма, который тайно развивал в себе физические и духовные умения. Звали его Цзи Нау Лоу. Он смог обратить в бегство группировку "Красные тюрбаны", напавшую на монастырь.

Почитаемый в храме Шаолинь Бог Вапрапни тоже окутан мифами. Так, он заставил съесть запретный кусок мяса монаха Шенгчоу, над которым в монастыре издевались. В награду за содеянное воин получил силу и возможность расправиться с обидчиками. Такая легенда противоречит заповедям монастыря.

Многие бойцы и обычные люди хотели обучиться боевому искусству Шаолиня. Так, один из мифов повествует об индийском принце Бодхидхарма, осуществившем свою мечту путем заточения себя в пещере, где он медитировал девять лет. Настоятели монастыря были впечатлены и предоставили ему отдельную комнату.

Но этим сказание не ограничивается. Существует продолжение легенды о принце. Так, рассказывают, что на седьмом году заточения Бодхидхарма уснул. Чтобы больше этого не повторилось, он обрезал веки. Упав на землю, они превратились в чайные кусты.

В сети можно найти видео, в котором буддийский монах пробивает броском иглы шарик, находящийся за стеклом. Однако и это чудо оказалось не более чем мифом. Его удалось развенчать команде "Разрушителей легенд".

Еще много невероятных историй рассказывают о знаменитом месте - храме Шаолинь. Это только поддерживает интерес к жизни в монастыре и привлекает все больше туристов в Китай.