» »

Какое изобретение стало самым. Разное

11.12.2023

Как правильно сжимать текст, что такое микротема и зачем знать, визуал вы или аудиал.

Фоксфорд.Медиа

В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст объёмом около 150 слов из трёх абзацев. Первый раз - для ознакомления, второй раз - чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Между чтениями дают ещё 3–4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.

Типы восприятия

Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.

От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.

Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно - ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.

Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.

Если не можете определить свой тип восприятия - попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.

Этапы работы над изложением

1. Первое прочтение.

Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно.

Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.

2. Перерыв между чтениями.

Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.

Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.

3. Второе прочтение.

Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.

Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.

4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной.

Соедините всё, что написали, и сделайте черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы: они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.

5. Сжатие текста: сократите написанное.

В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.

6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз.

В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема - один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение.

7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию.

Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.

8. Переписывание чистовика на бланк.

На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отсранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа.

Критерии оценивания

За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.

Микротемы. Тема - это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.

Микротема - это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.

Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ

Сжатие текста. Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:

1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.

«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.

«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». «Все жители вышли на охрану родного города».

3. Слияние нескольких предложений в одно.

«Призвание - это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». «Призвание - это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

  • последовательность изложения;
  • три микротемы в трёх абзацах;
  • ключевые слова.

Что можно исключить при сжатии текста:

  • примеры, доказательства, подробности, лирические отступления;
  • обобщающие слова и предложения;
  • однородные члены;
  • повторы;
  • прямую речь - её передаём косвенной;
  • пространное описание природы, чувств и настроений.

Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.

Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ

Разделение абзацев. В каждом абзаце должна быть законченная мысль.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Баллы

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена,
- в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
но допущена 1 логическая ошибка
и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но допущено более 1 логической ошибки
и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста.
0
Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ

Как готовиться

На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.

Например, возьмём этот текст . Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:

Микротемы Ключевые слова
1 Доброта - основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться. Вопрос - ответы, добрый, душевная красота.
2 Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни. Забота, воспитываться в детстве, ценность жизни, поступки во имя добра.
3 Добрые чувства, эмоциональная культура - это средоточие человечности. Путь добра - единственно верный жизненный путь человека. Путь добра. В мире, где много зла. Полезен человеку и обществу.

Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:

  • переданы все три микротемы;
  • все три микротемы сжаты;
  • текст чётко разделён на три абзаца;
  • нет логических ошибок.

Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.

Изобретательность – это способность человека находить нестандартные решения проблем и жизненных задач.
Азбука Изобретательности | http://human-life.narod.ru

Когда кто-то из собравшихся спросил Жака Максимена: "Что такое изобретательность?", последовал ответ: "Это значит никого не копировать".
Дмитрий Воскобойников | Европа, журнал Европейского Союза | www.delrus.ec.europa.eu

  • Изобретательность – это способность мыслить глубоко и небанально, делая выводы, недоступные людям с примитивным мышлением.
  • Изобретательность – это аналитичность ума, быстрота мышления и творчество действий.
  • Изобретательность – это умение находить выход даже из безвыходных ситуаций.
  • Изобретательность – это способ взаимодействия с миром, при котором человек способен в любой ситауции увидеть плюсы и использовать их во благо.
  • Изобретательность – это уверенность в себе, позволяющая самостоятельно разрешать возникающие проблемы в любой жизненной сфере.

Преимущества изобретательности

  • Изобретательность раздвигает границы – делая невозможное возможным.
  • Изобретательность тренирует силу – разума.
  • Изобретательность даёт свободу – полету мысли.
  • Изобретательность даёт радость – от процесса созидания.
  • Изобретательность даёт возможности – для творчества и самореализации.
  • Изобретательность освобождает – от ленности тела и души.

Проявления изобретательности в повседневной жизни

  • Реклама. Чем большую изобретательность проявляют создатели рекламы – тем легче она запоминается и лучше работает.
  • Технические новшества. В основе каждой технической новинки, предлагающей нечто принципиально новое, лежит изобретение. Таким образом, любые технические достижения являются проявлением человеческой изобретательности.
  • Бытовые ситуации. Человек, умеющий найти нестандартное и при этом полезное применение обычным бытовым предметам – проявляет изобретательность.
  • Собственное дело. Человек, создавший успешную компанию, большую или малую – всегда проявляет изобретательность.

Как достичь изобретательности

  • Обучение. Знания – основа изобретательности. Получая знания, расширяя кругозор, человек создает почву для развития изобретательности.
  • Самосовершенствование. Работа над искоренением таких недостатков, как неуверенность в себе, бездеятельность, лень – помогает человеку в развитии изобретательности.
  • Постановка цели. Человек, твердо знающий, чего он хочет, часто проявляет необыкновенную изобретательность в достижении своей цели. Умение четко ставить цели – одно из необходимых условий для развития изобретательности.
  • Пробуйте! Не бойтесь осваивать новые для себя занятия – вы никогда не сможете изобрести новый способ езды на велосипеде, пока не овладеете уже имеющимся.

Золотая середина

Рутинность, неизобретательность | полное отсутствие воображения

Изобретательность

Маниакальная изобретательность | желание снова и снова изобретать велосипед

Крылатые выражения об изобретательности

Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать. - Гёте - Без дара изобретательности ни в одной области еще не было великих людей. - Николло Макиавелли - Настоящая любовь и изобретательность свойственны иногда вовсе не тем, в ком мы рассчитываем их найти. - Маргарита Валуа - Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами. - Фрэнсис Бэкон - Стивен Страус / Большая идея, или Как бизнес-изобретатели превращали свои идеи в прибыльный продукт. Книга посвящена истории тех изобретений, которые стали привычными элементами повседневной жизни, таким как ксерокс, тефлоновая посуда, микроволновка. Все эти изобретения кроме пользы человечеству принесли богатство изобретателям. Есть идея? Почему бы и Вам не воплотить ее в реальность? Джеймс Л. Адамс / Разблокируй свой разум. Техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей Книга учит мастерству генерации гениальных идей. Она поможет снять блоки, мешающие Вашему разуму использовать заложенный в нем потенциал.

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту».
Учитель: Ерёмина Н.П.
Цели урока:

Научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
- подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля;
- продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге;

Оборудование : дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».
Ход урока.
1. Повторение понятия о сжатом изложении.
Учитель.
На уроке мы будем готовиться к написанию изложения. Изложения сжатого. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?
Ученик.
При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.
Учитель.
Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

2. Постановка целей урока. Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.

Учитель.
Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.
Учитель.
Что такое миктотема?
Ученик.
Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

3. Знакомство с текстом.
Учитель.
Текст слушаете, воспринимаете текст как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.
И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.
Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.
(По материалам энциклопедии) (248 слов)
Учитель.
По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

4. Анализ текста.

Учитель:
Назовите признаки текста.
Ученик:
1. Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (книга, просвещает, слова, записывать, славянская азбука, просветитель Кирилл, на бумаги, прочитанная, накопился опыт, пословица о книге, без чтения книги.)
2. Текст имеет идею.
Ученик.
Идея текста в том, что книга является вечным источником знаний в разных сферах человеческой жизни.
3.Текст можно озаглавить.
Книга – самое значительное изобретения.
Ученик:
4.Текст разделен на четыре абзаца.
- С какой целью это сделано?
Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.
- Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана.
Учитель: Составьте план текста.
Ученик:
План текста.
1. Благодаря книге стали возможны многие изобретения.
2. Книга самый надежный и долговечный аккумулятор знаний.
3. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.
4. Ум ограничен и скован без чтения книг.
Учитель.
Определите тип данного текста. Докажите.
Ученик.
Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что книга является самым значительным за всю историю человечества изобретением. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.
В данном тексте мы ярко видим:
тезис - Ученые из разных стран единодушно решили, что самым значительным изобретением является книга. Далее по тексту идут доказательства: 1.книга по-прежнему самый надежный и долговечный аккумулятор знаний. 2. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти. 3. Ум ограничен и скован без чтения книг.
и вывод - именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью, ум ограничен и скован без чтения книг.
Учитель. Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так:
1) основное положение (тезис);
2) доказательства с привлечением аргументов;
3) вывод.
При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.
Определите стиль данного текста.
Ученик.
Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает людей больше читать.
Учитель.
Обратите внимание на лексику публицистического стиля. Слова громоздкие, тяжеловесные.

5. Работа над сжатием текста.
Учитель.
По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.
Учитель.
Какими способами мы можем сжимать текст?
Ученик.
Первый способ называется исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.
Ученик.
Второй способ – обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами.
Ученик.
Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием.
Учитель.
Мы будем сжимать текст способом исключения.
Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться?
Ученик.
К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.
1. Замены:
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
замена прямой речи косвенной.

2. Исключения:
исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
исключение повторов;
исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
3. Слияния:
образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
Учитель. Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.
Памятка «Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
Учитель.
Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Ученик.
ПЕРВОЕ СЖАТИЕ ТЕКСТА
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Потому что достижения науки и техники стали возможны благодаря изобретению книги.
И сегодня в век электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым стабильным хранителем информации. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей, делает их светлее, ведет к добру.
Многие думают, что изучать можно и устно. Можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал создатель славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, уходит из памяти. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились обобщить свои наблюдения и знания. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен без чтения книг.

Учитель.

Ученик.
1.замена однородных членов обобщающим наименованием;
2.замена фрагмента предложения синонимичным выражением

4. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Второе сжатие текста.
Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые единодушно решили, что это – книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.
И сегодня книга не утратила первостепенного значения. Она остается стабильным хранителем информации. Потому книга - самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей.
Многие думают, что изучать можно и устно. Можно. Но это то же самое, что писать вилами на воде. Так сказал просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, уходит из памяти. Услышанное, а затем прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.
Люди стремились обобщить свои наблюдения и знания. И в книгах накопился опыт десятков поколений. Наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». Это означает: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен без чтения книг.

Учитель.
Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?
Ученик.
1. образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
2. исключение повторов;
3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
Учитель.
Третье сжатие сделайте самостоятельно, хочу предупредить вас и напомнить о логических ошибках.
Логические ошибки

1. Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
2. Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений.
3. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности.
4. Неудачная концовка (дублирование вывода).
6. Самостоятельная работа.
Третье сжатие текста.
Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые решили, что это – книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.
Сегодня книга не утратила значения. Она остается хранителем информации. Потому книга - аккумулятор знаний. Она просвещает людей.
Многие думают, что изучать можно устно. Можно. Но услышанное, не закрепленное на бумаге слово уходит из памяти, а прочитанное сохраняется в памяти.
Люди стремились обобщить знания. В книгах накопился опыт поколений. Наши предки говорили: « Ум без книг как бескрылая птица». Это означает: птица без крыльев взлететь не может, а ум ограничен без чтения книг. 90 слов

7. Подведение итогов.
Учитель.
Проверьте написанное используя памятку и критерии оценивания.

ПАМЯТКА Как проверить написанное
1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.
2.Первый раз читай с целью проверки содержания.
Ответь на вопросы:
Передано ли основное содержание исходного текста?
Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?
3.Второй раз читай с целью корректировки текста.
Ответь на вопросы:
*Можно ли текст назвать связным?
*Правильно ли выделены абзацы?
*Нет ли грамматических ошибок?
*Нет ли речевых ошибок?
*Выразительна ли речь?
4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!
5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

ИКЗ Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
-логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
-в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но допущена 1 логическая ошибка,
и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но допущено более 1 логической ошибки,
и/или имеются 2 случая нарушения членения текста 0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3 7

Список использованных источников

1. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сжатое изложение: 9-й класс»/Е.В. Корчагина, Е.С. Симакова.-М.:АСТ:Астрель: Полиграф-издат., 2010
2. Новая форма итоговой аттестации в 9 классе: рекомендации и опыт.-Казань: РИЦ «Школа», 2009
3. Русский язык.9-й класс. Подготовка к ГИА -2011: учебно-методическое пособие/под ред. Н.А. Сениной.-Ростов н/Д: Легион –М., 2010

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Учёные из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолёт, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолёта и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и ещё многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остаётся самым надёжным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведёт к добру.

Многие думают, что обучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, всё равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закреплённое на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем ещё и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.

(По материалам энциклопедии)

История изобретений включает в себя всё, что было создано человеком за тысячи лет существования, но мы хотим выделить самые выжные изобретения человечества. Вместе с физиологией человека эволюционировал и его интеллект. Конечно, из огромного количества и разнообразия изобретений человека очень трудно выбрать самые важные и нужные, но мы все-таки составили свой рейтинг 12-ти самых важных изобретений в истории человечества.

12

Существуют устойчивые многочисленные мнения, что порох был изобретён в Китае. Его появление привело к изобретению фейерверков и ранних образцов огнестрельного оружия. С начала времён люди делили территории и защищали их, и для этого им всегда было нужно какое-то оружие. Сначала были палки, потом топоры, затем луки, а после появления пороха и огнестрельное оружие. Сейчас для военных целей создано много видов оружия, от простых пистолетов, до новейших межконтинентальных ракет, которые запускаются с подводной лодки. Помимо армии оружие используется и гражданскими лицами как для своей защиты и охраны чего бы то ни было, так и для охоты.

11

Сложно представить современный мир без автомобилей. Люди ездят на них на работу, на дачё, в отпуск, за продуктами, в кино и рестораны. Разные виды автомобилей используют для доставки грузов, постройки сооружений и для множества других целей. Первые автомобили напоминали кареты без лошадей и двигались с не очень большой скоростью. Сейчас же существуют как простые автомобили для среднего класса, так и , стоящие как дом, разгоняющиеся до 300 километров в час. Современный мир просто нельзя представить без автомобиля.

10

К созданию Интернет человечество шло долгие годы, изобретая новые и новые средства связи. Ещё 20 лет назад интернет был у чуть более 100000 человек, а сейчас он есть практически во всех более или менее больших населённых пунктах. Через интернет можно общаться как письмами, так и визуально, в интернете можно найти практически любую информацию, через интернет можно работать, заказывать продукты, вещи и услуги. Интернет – это окно в мир, через которое можно не только получать информацию, общаться и играть, но и зарабатывать деньги, совершать покупки и читать этот сайт. ;)

9

Ещё каких-то 15 лет назад для того что бы с кем-то пообщаться на расстоянии нужно было идти домой и звонить по стационарному телефону или искать ближайшую телефонную будку и монетки или жетоны для звонка. Если вы находились на улице, а вам срочно нужно было вызвать “скорую” или пожарных, необходимо было кричать в надежде, что кто-то из ближайших домов услышит и позвонит куда надо или быстро бежать и искать телефон, что бы позвонить. Даже детям всегда приходилось обходить друзей и лично узнавать, пойдут они гулять или нет, так как даже дома у многих не было телефона. Сейчас же практически из любого места можно позвонить куда угодно. Мобильный телефон – это свобода общения, где бы вы ни находились.

8

Компьютер сегодня заменил для многих такие предметы как телевизор, видео или DVD плеер, телефон, книги и даже шариковую ручку. Сейчас при помощи компьютера можно писать книги, общаться с людьми, смотреть фильмы, слушать музыку, находить нужную информацию. Да что я вам рассказываю, вы и сами всё знаете! Помимо бытового применения, компьютеры используют для различных исследований и разработок, облегчения и улучшения работы множества предприятий и механизмов. Современный мир просто невозможно представить без компьютеров.

7

Изобретение кинематографа было началом того кино и телевидения, что мы имеем сегодня. Первые были черно-белые и без звука, они появились всего через несколько десятилетий после фотографии. Сегодня кино – это невероятное зрелище. Благодаря сотням людей, работающим над ним, компьютерной графике, декорациям, гриму и множеству других способов и технологий кино сейчас может быть похоже на сказку. Телевидение, портативные видеокамеры, камеры наблюдения и вообще всё, что связано с видео существует благодаря изобретению кино.

6

Простой стационарный телефон стоит в нашем рейтинге выше мобильного потому, что для того времени, когда телефон был изобретён, это был огромный прорыв. До телефона общаться можно было только письмами по почте, телеграфом или почтовыми голубями. :) Благодаря телефону людям больше не нужно было ждать несколько недель ответа на письмо, не нужно было куда-то ехать или идти, что бы что-то сказать или узнать. Создание телефона не только экономило время, но и силы.

5

До изобретения электрической лампочки люди сидели в темноте по вечерам или зажигали свечки, лампы на масле или какие-нибудь факелы как в древние времена. Изобретение лампочки позволило избавиться от опасности, которую представляли собой осветительные “приборы” использующие огонь. Благодаря электрической лампочке помещения стали освещаться хорошо и равномерно. Сейчас мы понимаем какое большое значение имеет лампочка только тогда, когда нам отключают электричество.

4

До изобретения антибиотиков некоторые болезни, которые сейчас лечатся в домашних условиях, могли убить человека. Разработка и производство антибиотиков активно началась в конце XIX века. Изобретение антибиотиков помогло человеку победить множество болезней, которые раньше считались неизлечимыми. Ещё в 30-х годах 20 века каждый год дизентерия уносила десятки тысяч человеческих жизней. Также не существовало лекарства от воспаления лёгких, сепсиса, тифа. Человек никак не мог победить лёгочную чуму, она всегда приводила к летальному исходу. С изобретением антибиотиков многие тяжёлые болезни стали нам не страшны.

3

На первый взгляд не скажешь, что колесо очень важное изобретение, однако благодаря именно этому приспособлению были созданы многие другие изобретения вроде автомобиля или поезда. Колесо существенно уменьшает затраты энергии на перемещение груза. Благодаря изобретению колеса совершенствовался не только транспорт. Человек приступил к строительству дорог, появились первые мосты. Всё, от тележек до , движется благодаря колесу. Даже лифты и мельницы работают благодаря колесу. Если немного призадуматься, то можно понять весь масштаб использования этого нехитрого древнего изобретения и всю его важность.

2

На втором месте нашего рейтинга находится второй по древности и частоте использования способ передачи информации. Благодаря письменности мы можем узнавать историю, читать книги, писать смс-ки, узнавать новую информацию и учиться. Древние письмена, найденные в египетских и мексиканских пирамидах, позволяют понять образ жизни древних цивилизаций. Сейчас письменность нужна нам практически для всего. Работа в офисе, отдых с интересной книгой, развлечения за компьютером, обучение – всё это возможно благодаря письменности.

1

Первое место занимает самый древний и часто используемый способ передачи информации. Без языка не было бы ничего. Люди просто не могли бы понимать друг друга, как это было много тысяч лет назад, когда человечество ещё было на первых этапах своего развития. Сегодня существуют с десятками диалектов в каждом. Большинство из них уже не используются, многие употребляются в далёких уголках мира разнообразными племенами. Благодаря языку мы понимаем друг друга, благодаря ему мы развиваемся как цивилизация и благодаря ему вы можете узнать о 12 самых важных изобретениях человека! ;)