» »

Какие профессии необходимы в помощи людям. Типология характеров как инструмент помогающих профессий

13.01.2024

Целью помогающих профессий является принесение пользы обществу и конкретным его представителям. Поэтому специалисты профессий данной категории добровольно оказывают (либо при необходимости готовы оказать) помощь в независимости от её характера любому обратившемуся человеку. Иными словами, они совершают просоциально мотивированные действия. По определению Я. Рейковского, это действия, направленные на «сохранение, защиту, облегчение функционирования или содействие развитию того или иного «социального объекта» (другого человека, группы, коллектива)» .

Согласно классификации, предложенной Е.А. Климовым , профессии, предполагающие постоянную работу с людьми и регулярное общение в ходе профессиональной деятельности, относятся к системе «человек-человек», то есть, к группе профессий социального типа (классификация Дж. Голланда). Основными сферами деятельности данного профессионального типа чаще всего являются сфера образования (учитель, воспитатель, тренер, гувернер и т.д.), сфера медицинского обслуживания (врач, медицинская сестра и т.д.), сфера правовой защиты (юрист, участковый инспектор и т.д.), сфера бытового обслуживания (официант, продавец, парикмахер и т.д.). Кроме того, существуют отдельные сферы деятельности, которые также можно отнести к «помогающим профессиям», так как они связаны с оказанием помощи человеку и группам людей (психолог, логопед, дефектолог и т.д.).

Неудивительно, что люди, работающие в данной категории профессий больше всего подвержены синдрому эмоционального выгорания (СЭВ), поскольку инструментом работы здесь является непосредственно личность самого специалиста, свойства его характера, его способности. Кроме того, условия деятельности «помогающих профессий», по терминологии Е.А. Климова, связаны с повышенной моральной ответственностью.

В современной литературе нет чёткого определения СЭВ: каждый автор в своей интерпретации делает акцент на более важном для него аспекте. Наиболее точно, на мой взгляд, суть данного явления отражает определение, сформулированное врачом-психотерапевтом, международным тренером по позитивной психотерапии, преподавателем Международной Академии Позитивной Психотерапии и транскультуральной семейной терапии, П.А. Фроловым: «Синдром эмоционального выгорания - собирательное название эмоциональных и поведенческих реакций, возникающих в ответ на нерациональную организацию деятельности и заключающееся в переменах в эмоциональной вовлеченности профессиональной деятельности».

Действительно, работа с людьми почти всегда требует личной заинтересованности специалиста, его полного погружения в деятельность. В этом случае часто могут нарушаться эмоциональные и временные границы специалиста как по собственному желанию, так и по запросу работодателя. При этом специалист не имеет возможности восстановить потерянные ресурсы из-за постоянно возникающих «интересных случаев» и «производственной необходимости». Таким образом, постепенно и последовательно специалист проходит все стадии СЭВ.

Всего существует три стадии синдрома эмоционального выгорания:

Первая - стадия напряжения . Находясь на данной стадии, человек становится тревожным, раздражительным, постоянно чувствует себя утомлённым, быстро истощается, эмоциональное напряжение растёт с каждым следующим рабочим днём и к концу трудовой недели доходит до своего предела. При этом человек часто думает о работе в своё свободное время и в выходные дни, берёт работу на дом.

Как правило, большинство людей относит появившиеся симптомы к сложившемуся ритму жизни. Безусловно, в организациях иногда бывают периоды повышенной загруженности, например, сдача отчётов, аттестация и т.д. Однако длятся они короткое время, и, если работник умеет правильно распределять рабочие часы, организм успевает восстановиться и войти в нормальное русло.

Если же человек не замечает признаков стадии напряжения и находится в ней длительное время, то постепенно он переходит во вторую стадию - стадию сопротивления (резистентности).

Стадия резистентности отличается тем, что у работника снижается эмоциональная вовлеченность в работу. Кроме того,она оказывает влияние на профессиональное мировоззрение человека, ощущение себя, как профессионала. В позитивной психотерапии существует модель формирования личности (концепции «Я», «Ты», «Мы» и «Пра-Мы»), которая помогает нам понять, как человек относится к самому себе и окружающему его миру, как взаимодействует с ним. Перенеся данную модель в сферу деятельности, можно понять, каково профессиональное мировоззрение данного человека. Данная модель выглядит следующим образом.

«Я»-концепция отражает отношение индивида к самому себе как к профессионалу. При нахождении человека в резистентной стадии СЭВ наблюдается невысокая оценка своего труда, а привычка работника полагаться на старый опыт не даёт возможности видеть перспективы своей деятельности, пропадает творческое мышление, специалист отказывается брать на себя ответственность за результаты своей работы.

«Ты»-концепция отражает отношение профессионала к клиентам и к коллегам по работе. Стадия сопротивления СЭВ проявляется в постоянном нахождении работника в состоянии профессионального цинизма, отсутствия включённости в проблемы и эмоциональное состояние клиента (воспитанника, ученика и т.д.). Человек негативно относится к своим клиентам, неосознанно проявляя по отношению к ним свою агрессию, при этом испытывая облегчение, когда клиент не приходит. Специалист может опаздывать на встречу с клиентами, позволить себе обсуждать их со своими коллегами без наличия на то согласия самих клиентов, при этом иметь негативное отношение к большинству из них. Однако специалист может испытывать чувство вины в случае, если осознает, что им была проявлена агрессия по отношению к обратившемуся за помощью. Вместе с тем, такой профессионал испытывает ревность к успехам своих коллег и позволяет себе нарушать корпоративную этику, давая недопустимые оценки своим коллегам при общении с клиентами.

«Мы»-концепция отражает отношение работника к рабочему коллективу. Становится всё более заметным снижение качества работы специалиста, подверженного СЭВ в стадии резистентности, его частые опоздания и ранние уходы с работы. В процессе работы специалист всё больше времени тратит на перерывы, как бы саботируя её, но при этом постоянно ощущая нехватку времени на выполнение своих непосредственных обязанностей. Появляется ощущение, что работник настроен против организации, что он постоянно с ней конфронтирует. В этот период СЭВ со стороны сотрудников возможны интриги на рабочем месте, организация коалиций против кого-то, чаще всего, против более успешных коллег.

«Пра-мы»-концепция отражает отношение работника к значимости собственной деятельности, к тому, насколько она осмысленна и ценна. В стадии сопротивления специалист утрачивает смысл собственной деятельности, он не способен оценить плоды своей работы, из-за чего ему сложно строить планы на будущее, связанные с карьерным ростом или повышением квалификации. Кроме того, единственным мотивом для сохранения места работы является материальное вознаграждение за труд.

Третья стадия синдрома эмоционального выгорания называется истощение. Она отличается оскудением психологических ресурсов специалиста, появляются психосоматические расстройства (человек начинает часто болеть как простудными заболеваниями, так и заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др.). Наряду с подобными симптомами у человека появляются невротические расстройства в виде депрессии, фобий и др. В данный период индивид подвержен различным видам зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и др.).

Синдром эмоционального выгорания можно получить двумя способами: во-первых, благодаря самостоятельной организации невыносимых условий работы, во-вторых, в связи с жёсткой и неразумной политикой руководства предприятия.

Как это не удивительно, но работник в силах самостоятельно довести свою психику до состояния эмоциональной истощённости, он будет проходить все выше описанные стадии одну за одной, если в процессе своей деятельности начнёт организовывать формальные отношения с обратившимися, не сможет соблюдать границы в отношениях с клиентами и коллегами, играть взаимоисключающие роли в общении с ними, станет проявлять чрезмерную активность в труде (либо, наоборот, быть малоактивным), не пытаясь оценить реальные свои возможности и ограничения. Не будет иметь чётких представлений о критериях оценивания своей работы и не станет обсуждать их со своим руководством, а значит, не будет иметь возможности оценивания себя как профессионала.

Помимо внутренних причин появления синдрома профессионального выгорания существуют и внешние, которые чаще всего зависят от построения взаимоотношений руководства компании со специалистами. Нередкое явление - выбор руководителями различных учреждений авторитарного стиля руководства, который проявляется в отсутствии интереса к новым предложениям сотрудников. Также имеет место быть прилюдная жёсткая критика с угрозами и частыми наказаниями при редких поощрениях, поддержание в сотрудниках страха и чувства вины. Кроме того, компания не доверяет своим сотрудникам, делает их объектами манипуляции, разделяя на группы, проявляя в своих требованиях непоследовательность, хаотичность, выходя за границы должностной инструкции, отказывает сотрудникам в признании их положительных черт, достоинств.

Что же делать, если вы заметили себя находящимся на одной из стадии СЭВ?

Весьма ценным ресурсом для специалиста является профессиональное сообщество, поэтому специалистам необходимо посещать различные профессиональные мероприятия, иметь возможность открыто обсуждать как положительные, так и отрицательные моменты профессиональной деятельности.

Кроме регулярного общения с коллегами, для профилактики СЭВ необходимо обладать навыками стресс-менеджмента. Очень важно уметь осознавать, дифференцировать свои и чужие эмоции, владеть приёмами расслабления, понимать свои потребности, ощущать собственную значимость.

Поддержать понимание собственной значимости как профессионала помогает постоянное самообразование, повышение квалификации, проявление интереса к появлению новых технологий, методов и приёмов работы в профессиональной среде.

На самом деле, «помогающие профессии» привлекательны своими разнообразными возможностями в общении с людьми и порой могут занимать внушительную часть жизни специалиста. Тем не менее, во всём нужен баланс, и каждая сфера жизни должна быть примерно одинаково наполнена вашим вниманием. Кроме сферы деятельности , в которой мы стараемся достигать значительных результатов, существует сфера тела , которая, заботясь о которой, мы обеспечиваем себя ресурсом физического тела, сфера контактов даёт нам эмоциональную поддержку друзей и близких, сфера фантазий помогает предать смысл нашему существованию, строить планы на жизнь. Поэтому так важна гармонизация всех четырёх сфер в жизни человека.

Бесспорно то, что забота о себе является профессиональным навыком для работника помогающей профессии, так как предметом труда данных специалистов является непосредственно личность этих специалистов, которая должна быть здоровой и готовой к работе, как острый топор дровосека готов рубить лес.

Список литературы

  1. Гончаров М.А. Операционализация конфликтов в Позитивной Психотерапии. - Хабаровск. ООО «ОМЕГА-ПРЕСС», 2013г.
  2. Климов, Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.
  4. Милакова В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2007 г.
  5. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. — М.: Медицина, 1996. — 464 с.;
  6. Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» / Я. Рейковский // Вестн. Моск. ун-та. - Сер.14. - 1981. - №1. - С. 14-22.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Общаться с клиентами, варить кофе в турке, проводить экскурсии для детишек - сегодня можно выбрать любую профессию и стать по-настоящему счастливым. Но среди огромного списка вакансий существуют должности, которые сильнее остальных влияют на личность и на ее психическое состояние. В этой статье мы расскажем, как понять, что выбранная сфера «токсична», и какие профессии могут изменить нас до неузнаваемости.

Профессия, которая у всех ассоциируется с огромными гонорарами и красными дорожками, на самом деле не так привлекательна. Исследование , проведенное психологами из Лондона, показало, что большинство актеров проживают не свои жизни, а барахтаются в сюжетных перипетиях, прикрепленных к ним персонажей.

Такое явление ученые обозначили как «синдром владения », т.е. артист настолько вживается в свою роль, что даже за пределами сцены продолжает играть.

Также ученые выявили закономерность: люди, работающие в сфере кино или обучающиеся в драматических школах, чаще других страдают расстройством личности и жалуются на нервные срывы. Работа на пределе своих возможностей - участь каждого актера.

2. Художник

На сегодняшний день большинство творческих исполнителей - фрилансеры, потому что устроиться в компанию удается далеко не всем. В 2007 году в Йоркском университете искусств было проведено , касающееся заработка художников. Выяснилось, что творческая сфера не всегда готова баловать исполнителей шикарными гонорарами.

Художники-фрилансеры соглашаются с тем, что непостоянные выплаты держат их в напряжении . Неуверенность в завтрашнем дне неизменно приводит к стрессу и негативным эмоциям.

Работая в студии, художник постоянно вдыхает ядовитые пигменты красок, которые не только могут вызвать раздражение и отравление, но и повлиять на работу мозга. Только подумайте, как страдали гении эпохи Возрождения, когда по несколько лет писали свои «токсичные» полотна!

3. Киберспортсмен

Индустрия игр стремительно набирает обороты. И если раньше никто не знал, что вымышленные игровые персонажи могут участвовать в соревнованиях, то сегодня сражения команд смотрят более 145 млн человек .

Однако, если вы решите начать карьеру киберспортсмена, будьте готовы к тому, что сидеть за компьютером придется около 12 часов в день. Постоянное нахождение в игровом пространстве не только ухудшит состояние здоровья, но и окажет влияние на психику. Отвыкнуть от пиксельной картинки, которая заменила реальность, будет непросто.

4. Адвокат

Долгая карьера адвоката тоже накладывает ощутимый отпечаток на личность. Излишняя осторожность, строгость и дотошность - те факторы , которые необходимы для успешного ведения дела.

Люди обращаются за защитой не от лучшей жизни, и поэтому адвокат должен быть не только хорошим специалистом, но и психологом, а беседы с клиентами не всегда проходят гладко. Участие в частых рабочих конфликтах расшатывает нервную систему и ухудшает иммунную защиту организма.

Иногда адвокаты получают угрозы и гневные письма, а это прямая дорожка к тревожности и даже апатии. Защищая своего подопечного или разбирая громкое дело, специалист не перестает работать даже за пределами офиса.

5. PR-специалист

6. Спортсмен

Профессиональные спортсмены должны справляться не только с ежедневными физическими нагрузками, но и с давлением конкуренции, а также с собственными эмоциями . Выступления на чемпионатах требуют собранности, перфекционизма и моральной устойчивости.

В свою очередь, постоянные соревнования пробуждают в человеке дух соперничества - атлет и в обычной жизни будет всегда стремиться к первенству.

Помимо этого, каждый спортсмен должен поддерживать статус клуба или организации, а это значит, он должен следить за тем, что делает и что говорит. Профессионалы, улыбающиеся с телеэкранов, становятся примерами для подражания , поэтому на плечах любого атлета лежит огромный груз ответственности не только перед собой, но и перед остальными людьми.

Ежедневное поддержание своего статуса, жесткая конкуренция, травмы и стресс рано или поздно приводят к эмоциональному выгоранию и опустошению.

7. Стилист

Химические средства, с которыми ежедневно работает стилист, со временем могут вызвать раздражение или аллергическую реакцию. А после нескольких лет, проведенных на ногах, да еще и в неудобной позе, не только начинает болеть спина, но и локти, колени, а также может разыграться мигрень.

Многие клиенты приходят в салон не только за новой прической, но и за психологической поддержкой , рассматривая кресло стилиста как кушетку терапевта. Такие ежедневные незапланированные «тренинги» могут привести к стрессу и эмоциональной подавленности, потому что не каждый мастер готов постоянно выслушивать чужие жалобы.

Как понять, что место работы пора сменить и как это сделать

  • Ваши предложения и идеи не ценятся в коллективе. Вы не можете быть самим собой. Если на совещаниях и общих собраниях ваше мнение не учитывается, а в конце дня вы получаете плохую обратную связь - есть все шансы, что вы не на своем месте.
  • Вам неумолимо скучно. Пролистывание ленты социальных сетей, залипание в мобильных играх - явно не то, чем нужно заниматься на рабочем месте.
  • Работа не способствует достижению ваших личных амбиций и целей. Например, если вы хотите издать книгу и в это время работаете копирайтером или редактором новостей - это поможет прокачать необходимые скиллы. Но если с той же мечтой написать роман вы занимаете должность бармена - персонального роста можно не ждать.
  • Вы постоянно чувствуете стресс. Если после рабочего дня вы не способны расслабиться и ваше тело живет в ежесекундном напряжении - это знак того, что пора искать новую работу.
  • Если человек не любит детей, но при этом продолжает работать учителем младших классов, он будет постоянно испытывать стресс, что обязательно скажется на общем психическом состоянии.
  • Вы не растете. Отмотать 15 лет без повышения, может, и благородно, но точно не перспективно.
  • Вы не можете представить себя на этой должности больше года. При устройстве на должность задайте себе вопрос, готовы ли вы развиваться вместе с компанией и работать в этой сфере долгое время.

В большинстве случаев нам не нравятся только некоторые аспекты занимаемой должности. Вы можете обожать проводить тренинги, но ненавидеть заполнять отчеты в конце месяца. И это нормально.

Но если вы согласились с половиной (и больше) утверждений из приведенного списка - подумайте о смене работы. На самом деле отказаться от нелюбимой деятельности и шагнуть в неизвестность не так страшно, как кажется на первый взгляд.

Определите сферу, в которой вам хотелось бы получить опыт. Пройдите несколько бесплатных тренингов. Прочитайте книги по интересующей вас теме. Не бойтесь завести новые знакомства - спрашивайте и получайте ответы.

Изучите критерии, по которым кандидатов оценивают работодатели, чтобы в будущем стать тем самым новым, полезным сотрудником. Да, это будет трудно, но если это именно то, что вас зажигает, - дерзайте.

А что вы цените в своей работе больше всего?

С каждым числом связана определенная группа профессий.
Например: дата рождения 25.12.1983
Число: 25=2+5=7
Месяц: 12=1+2=3
Год рождения: 1983=1+9+8+3=21=2+1=3
25.12.1983=(2+5)+(1+2)+(1+9+8+3)=7+3+3=1 3=1+3=4
Если у Вас получается двузначное число, то надо сложить цифры, чтобы получить однозначное.
Например: 10=1+0=1
Число 4- это личный код.
1.Сфера деятельности : Руководители разного ранга.Творческие люди.Организаторы.Подойдет активная, подвижная, разнообразная работа, где виден результат, где можно проявить решительность, ответственность, внедрять новые идеи, новый подход.

Профессии:Банкиры,менеджеры,секретари,вр ачи,государственные служащие, общественные деятели,ювелиры,артисты,художники.

Цель:Стремление найти и реализовать себя.

2.Сфера деятельности: Профессии,связанные с помощью и заботой о других.Подходит работа в социальной и обслуживающей сфере, где есть общение с людьми.

Профессии:Медики,социальные работники,деятели искусства,путешественники,философы,работ ники сферы обслуживания,домохозяйки,фермеры,актеры.

Цель:Развитие чувств и фантазии.Желание быть любимым и популярным.

3.Сфера деятельности: Медицина,технические профессии,умение действовать самостоятельно.Подойдет любое дело, которое требует изобретательности, умственного напряжения.

Профессии:Менеджеры,военные,таможенники,х ирурги,спортсмены,рабочие специальности,бизнесмены,сотрудники МЧС,автогонщики,журналисты,системные администраторы.

Цель:Направить силу и энергию на свою реализацию,а также людей,нуждающихся в помощи и защите.

4.Сфера деятельности: Любое дело,где требуется внимание к деталям,производство чего-то материального,а также работа, связанная с охраной и контролем.
Профессии:Аналитики,журналисты,учителя,а дминистраторы,продавцы,делопроизводители,
целители, работники информационных служб,торговые представители,врачи,строители.
Цель:Сбор,анализ,передача знаний и информации.Поиск новых познаний и новых путей.

5.Сфера деятельности: Профессии,связанные с международным обменом информации,командировками.Работа, где можно проявить себя, свои организаторские способности.
Профессии:Юристы,рекламные агенты,финансисты,государственные чиновники,психологи,писатели,гиды,перево дчики,ученые,учителя,предприниматели,мен еджеры.
Цель:Стремление к истине,к высшему познанию.

6.Сфера деятельности: Все сферы искусства,профессии,требующие общения с людьми.Работа, связанная с учебными заведениями, общественными организациями, медициной.

Профессии:Косметологи,дизайнеры,дипломат ы,адвокаты,врачи,рестораторы,фотографы,б анковские служащие,музыканты,художники,писатели,ар тисты,ювелиры.

Цель:Привносить в мир и сохранять в нем красоту,искусство и гармонию.

7.Сфера деятельности: Все ответственные должности и работа в общественной сфере.Профессии,требующие сосредоточенности,терпения и большой выдержки.

Профессии:Консультанты,стилисты,риэлторы,с троители,юристы,психологи,продавцы,работ ники банка,фермеры,шахтеры,администраторы, работники охраны правопорядка,врачи,историки,чиновники,ди зайнеры.

Цель:Развитие личности,ради обретения самостоятельности и независимости,умение распознавать истину.

8.Сфера деятельности: Профессии,где требуются творческие способности,изобретательность.Имеют талант управителя во всех видах деятельности, особенно в сфере бизнеса и финансовых операций.

Профессии:Маркетологи,финансисты,изобрет атели,специалисты в области атомной энергетики,социальные работники,автомобилисты,механики,инженер ы,учителя,танцоры,медики,рекламщики.

Цель:Демократия,свобода и соблюдение прав человека.

9.Сфера деятельности: Любая деятельность,требующая высшей интуиции и воображения.Работа, где есть возможность продемонстрировать свои способности, знания, где можно делиться знаниями, использовать их для блага окружающих.

Профессии:Фармацевты,химики,ученые,музык анты,поэты,актеры,целители,работники нефтяной промышленности,моряки,частные детективы,социальные работники,психологи,юристы.

Цель:Обретение подлинной духовности,преодоление своего "Я".

Типы характеров можно рассматривать не как бессмысленные ярлыки, а как дорожные знаки, подсказывающие, как правильно вести себя с теми, кто попал в беду. Особенно важным это может быть для тех, кто работает с бездомными, заключенными, алкоголиками и наркоманами, людьми с ограниченными возможностями, пожилыми, мамами-отказницами…

Х.Бидструп, карикатура «Темперамент».

Черная желчь и другие

Что поделать — все мы разные. Но при этом похожи друг на друга. Аккуратисты и скандалисты, лентяи и слюнтяи, молчуны и болтуны – кого только нет среди нас! Психологи на протяжении веков пытаются разделить все многообразие человеческих характеров на группы.

Автором первой классификации традиционно считают Гиппократа, давшего определение различным типам темперамента: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики… Основанием для деления ему служили… жидкости, преобладающие в организме человека. Например, «меланхолия» в переводе с греческого это «черная желчь».

На что только ни опирались исследователи человеческой души впоследствии, чтобы поделить нас всех на группы! Как бы то ни было, с течением веков выкристаллизовались десятка полтора основных видов характеров, которые – с теми или иными вариациями – присутствуют во всех классификациях. Эпилептоид, шизоид, истерик, тревожно-мнительный…

Знак или ярлык?

Типы темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Статуи, украшающие дворец в Версале, рисунок 17 века.

Зачем нам знать об этих типах? Зачем впадать в искус наклеивания ярлыков, а значит, вольного или невольного осуждения? Расставлять клейма на живых людей (чем грешат, к слову сказать, многие психологи) – безусловно, плохо. Но стремиться понять человека, а, возможно, обзавестись инструментом помощи – и хорошо, и полезно. Одна очень мудрая и немолодая женщина, сказала: «Если бы я раньше познакомилась с типологией характеров, в моей жизни было бы значительно меньше проблем». И в жизни окружающих, возможно, тоже.

Знание характерологических особенностей может стать не бессмысленным ярлыком, а дорожным знаком, подсказывающим, как правильно вести себя на пути. Особенно важным это может быть для людей помогающих профессий, для волонтеров, работающих, с бездомными, заключенными, алкоголиками, людьми с ограниченными возможностями, пожилыми, мамами-отказницами…Быть может, эти слезы ненастоящие, а с этой болезненной аккуратностью бороться бесполезно, и с этой постоянной тревогой надо смириться? Конечно, дать точный совет может только профессионал, но знания помогут задуматься и нередко – оставаться спокойным в ситуациях, где это сделать нелегко.

Кстати, знакомство с типологией характеров может вместо того, чтобы привести к осуждению («истеричка, что с нее взять!»), помочь именно его и избежать, поняв и приняв немощь другого или его уникальность. В чем разница?

Норма-норма-болезнь

Фрагмент лепного декора стены дома. Франкфурт — на — Майне, Германия. 20 век. Изображение с сайта wikipedia.org

Характер есть у всех. И каждый из нас обладает тем или иным «характерологическим радикалом» – то есть, набором черт, которые и позволяют отнести человека к той или иной группе.

Иногда определить, к какому типу человек относится, непросто, а то и невозможно — настолько «гладкий» у него характер. По мере приближения к святости, стяжания добродетелей, сглаживаются уникальные черты, обречены на неудачу любые попытки классификации.

Чаще черты характера сразу бросаются в глаза и делают общение с такой личностью очень непростым. Именно выраженность качества позволяет провести границу между уникальностью и немощью, нормой и патологией. Акцентуация – крайняя степень нормы. Автор термина Карл Леонгард считал, что акцентуированных среди нас – половина.

Если черты заострены еще сильнее, речь идет уже о болезни. Болезни характера прежде называли психопатиями, сейчас грубое и неприятное слово отменено и специалисты говорят о «личностных расстройствах».

Как болезнь отличить от здоровья? Есть три критерия, которые разработал в свое время профессор Ганнушкин. Во-первых, весь склад личности оказывается пронизан этими качествами, во-вторых, эти черты почти не меняются — ни с течением времени, ни в зависимости от ситуации, в-третьих, они уже мешают не просто общению, а адаптации человека в обществе.

Не претендуя на полную классификацию, перечислим некоторые типы характеров и личностных расстройств.

Стекло и дерево

Шизоид не шизофреник. Это – тип характера. Такой человек замкнут, нелюдим, стеснителен. По-настоящему хорошо ему лишь с самим собой. Он редко создает семью и, как правило, остается одиноким в старости.

Не стоит навязывать шизоиду общество, пытаться развеять его «уныние» веселыми праздниками и уж тем более пытаться разговорить и заставить плакать в вашу жилетку. То, что мы принимаем за уныние, – нормальное состояние шизоида, а веселиться в многолюдной толпе и уж тем паче изливать кому-то душу для него – мука мученическая. При всем при том, он – натура весьма чувствительная, хрупкая как стекло, когда речь идет о его собственных чувствах. Что до остальных, то здесь его трудно, почти невозможно тронуть, к их страданиям он остается глух, словно деревяшка и нельзя обижаться на это, так он устроен. Шизоид не заботится о внешности и бытовых удобствах. Его вполне может устроить жизнь на улице, вдали от назойливых людей.

Не только слезы

«Обойдемся без истерик!» — вот первое, что приходит на ум, если завести речь об истероидном радикале характера. Однако обладатели его не только бурно плачут. Они смеются, поют, рассказывают интересные истории, любят и мечтают… Все, что они делают, всегда бывает громко, ярко и, главное, напоказ. Спросишь: «Как дела?» Получишь в ответ либо звонкое «Фантастика!» либо сдавленное «Катастрофа…» Полутонов здесь не бывает. Истериков часто называют «театром одного актера». Впрочем, слово «истерик» вышло из употребления, и в современных справочниках вы найдете упоминание о «гистрионном» типе характера или личностном расстройстве. Работать с такими людьми, большинство из которых – женщины, непросто, пытаться их исправить, перевоспитать — бесполезно. В одной психологической статье, посвященной истерической психопатии я прочитала, что единственное, что может им помочь – это Церковь, исповедь, постепенное стяжание смирения. А так мучаются сами, мучают окружающих. Жалеть их трудно, но как без этого? Только лучше делать это так, чтобы сами истерики об этом не догадывались, проявляя в общении спокойную твердость. Если говорить о социальной работе, то больше всего шансов столкнуться с ними у тех, кто занимается реабилитацией алкоголиков или наркоманов.

Он не болен эпилепсией

Об эпилептоидах можно писать долго и навзрыд. В этом характере намешано столько, что многие исследователи делят его на несколько разных типов. Он властолюбив, «напряженно-авторитарен», мелочен, ревнив, болезненно аккуратен и педантичен, суеверен, упрям, подвержен вспышкам гнева… На мой взгляд, больше всего он похож на паровоз: мощный, крепкий, не способный свернуть с пути, не терпящий чужаков на своем маршруте, требующий порядка во всех своих внутренних деталях, приходящий точно по расписанию, способный взорваться, не выпустив пар. Заболев и став (пусть на время) беспомощным, он испытывает ужасные моральные муки. Ведь среди эпилептоидов немало начальников (как ни прискорбно для их подчиненных) – трудоголиков, перфекционистов, для которых безделье смерти подобно. А вот в старости многие черты характера этих людей сглаживаются, и они уже не так подавляют собой окружающих, ограничиваясь брюзжанием на «нонешние нравы» и молодежь.

Подозрительный тип

Параноик не синоним слова «шизофреник». Паранойяльный радикал характера, так же, как и любой другой – просто особенность личности. Основные ее черты – упорство, целеустремленность, уверенность в себе. Другое дело, когда подозрительность, присущая ему, станет всеобъемлющей, когда в каждом встреченном – ближнем или дальнем – видится враг и предатель. Тогда речь уже идет о параноидном расстройстве личности. Иметь дело с таким человеком, ухаживать за ним, стараться каким-то образом помочь – весьма непросто, а порой и невозможно. Даже памперс поменять тому, кто в каждом видит злодея – миссия почти невыполнимая.

Нет — нормам

«Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества», — считал один революционно настроенный классик. Люди с диссоциальным расстройством личности с ним не согласились бы – и не только потому, что его идеи сегодня не слишком популярны. Эти люди не желают (не могут) иметь ничего общего с установленными обществом правилами и нормами. Работа, семья, дружба, правила приличия – все это не для них. Наказания они приемлют с тем же отвращением, что и весь остальной мир и, что самое главное, не выносят из них никакого урока. Само собой, больше всего таких людей – среди заключенных.

Отнюдь не лень

Тех, кто подвержен пассивно-агрессивному личностному расстройству, часто считают просто лодырями. Но это не совсем так. Им, как и описанным выше социопатам, свойственно презрение к социальным нормам, только выражают они ее несколько более пассивно. Они вечно опаздывают, тянут время, не сдают работу в срок, все откладывают на потом, не обращают ни малейшего внимания на требования и критику начальства. Заставить их сделать что-то помимо их воли – очень сложно. Если слишком настаивать, агрессия может перестать быть пассивной. Понятно, что они нередко принадлежат к категории малообеспеченных граждан, нуждающихся в материальной помощи и всяческой поддержке.

Покой им только снится

Люди тревожно-мнительного типа боятся всего на свете: медицинских обследований, полетов на самолете, поездок в метро, вечерних прогулок, экзаменов, биодобавок, нелегальных мигрантов… Если в данный момент их жизни и спокойствию ничто не угрожает, живущая в таком человеке тревога, подобно спруту, выпустит щупальце и найдет к чему присосаться. Они постоянно сомневаются в себе и поэтому часто не способны к быстрым и решительным действиям. Такой человек, как замечает известный психотерапевт М.Бурно, «не предложит вовремя помощь знакомой женщине с тяжелой сумкой, не спохватится сказать вовремя доброе слово нуждающемуся в нем – с последующим внутренним раскаянием. И тут ему также ничего не остается, как заранее дрессировать в себе готовность действовать, дабы не мучиться потом угрызениями совести».

Никакие отношения между людьми нельзя полностью уложить в формулы и схемы. Отношения родителя и ребенка, учителя и ученика, психотерапевта и клиента, врача и больного содержат в себе массу неклассифицируемых и неизмеряемых явлений: сочувствие, личная вовлеченность, намерения, интуиция, человечность… В исследовательских целях приходится упрощать и приземлять реальность, но помощь друг другу всегда будет независимой от классификаций основой человеческих отношений.
Для некоторых из нас помогать становится профессией.
В последнее время понятие "помогающая профессия" встречается все чаще, обозначая весьма широкий круг специальностей. К спектру "помогающих" иногда относят не только профессии, связанные с медициной, психологией, преподаванием и социальной работой, но и такие, как полисмен, юрист, экскурсовод. Может сложиться впечатление, что помогающими называют практически все профессии типа "человек-человек". С другой стороны, в контексте помогающей деятельности часто говорится об особых явлениях, характерных только для определенных профессий, например, об эмоциональном выгорании. В этом случае помогающая профессия выступает как специфический вид деятельности, по самой своей сути отличающийся от всех остальных. В настоящей статье представлена попытка уточнить понятие помогающей профессии как в научных, так и в практических целях.
Прежде всего установим соотношение понятий "помогающая профессия" и "помогающая деятельность". Самый общий признак помогающей деятельности (необходимое, но недостаточное условие) - взаимодействие с другим человеком. Но это не субъект-объектное взаимодействие, а особого рода отношения. Возьмем за отправную точку определение помогающих отношений, данное К.Роджерсом. Помогающими он называет такие отношения, в которых "…по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, в умении ладить с другими" [цит. по 1].
Таким образом, помогающая деятельность - это взаимодействие между людьми, в основе которого лежат помогающие отношения. Понятно, что элементы помогающей деятельности могут быть включены во многие в целом "непомогающие" занятия - например, когда руководитель фирмы заботится о своих подчиненных, продавец консультирует клиента, пассажир объясняет другому, как добраться до места. Помощь универсальна и присутствует везде, где люди вступают друг с другом в отношения.
Lawrence M. Brammer и Ginger MacDonald выделяют структурированную и неструктурированную помогающую деятельность. К структурированной относится помогающая деятельность как профессия и волонтерская работа. К неструктурированной - дружба, семья, общество (например, в форме групп самопомощи) . Оба вида помощи остаются основанными на все тех же помогающих отношениях. Неструктурированная помощь становится структурированной (иначе говоря, помогающая деятельность становится помогающей профессией), когда субъект помогающей деятельности начинает осознанно и целенаправленно применять специальные знания и навыки.
Само собой разумеющимся считается, что помогающие отношения осуществляются при непосредственном контакте "помогающего" с "помогаемым". Однако в этом случае некоторые виды деятельности автоматически попадают в список помогающих, таковыми при этом не являясь. Например, писатель через свои произведения может намереваться способствовать своим читателям "в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими людьми". Но отсутствие непосредственного контакта с принимающей стороной, неотъемлемого для "классических" помогающих профессий, не позволяет причислить профессию писателя к числу помогающих, несмотря на формальное соответствие определению К.Роджерса. Следовательно, в определение помогающей профессии следует ввести указание на непосредственный характер взаимодействия (общение человека с диспетчером на телефоне доверия можно считать непосредственным, поскольку оба они одновременно присутствуют в помогающем процессе).
Суммируя все вышесказанное, можно предложить следующую схему соотношения обсуждаемых понятий:


Рис.1. Схема соотношения понятий помогающие отношения, помогающая деятельность и помогающая профессия


Следует подчеркнуть, что улучшение функционирования человека является основной целью деятельности для помогающего профессионала, а не побочным эффектом какой-либо другой деятельности. Это ограничение исключает из списка помогающих значительную часть профессий типа "человек-человек" - продавцов, библиотекарей и т.д., которые могут, как и профессия писателя, формально оказаться помогающими.
Итак, можно дать следующее определение профессиональной помощи: это деятельность, при которой профессиональные знания и навыки осознанно используются для непосредственного взаимодействия с человеком - объектом помогающей деятельности, с целью способствовать ему в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, в умении ладить с другими.
В соответствии с предложенным определением можно ввести классификацию помогающих профессий.



Рис.2. Классификация помогающих профессий по основаниям направленности воздействия и основной цели воздействия


Пояснение к рисунку: воздействие помогающего специалиста может быть направлено главным образом на тело или на психику; основной целью может стать либо сохранение здоровья, либо психическое и психологическое развитие. В соответствующих квадрантах приведены примеры помогающих профессий.

Литература
1. Н.В.Гришина. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы//Проблемы самореализации личности, под ред. Е.Ф.Рыбалко, Л.А.Коростылевой, выпуск 1, СПбГУ, 1997.
2. Lawrence M. Brammer, Ginger MacDonald, Helping Relationship, The: Process and Skills, изд-во Allyn and Bacon, 1998.