» »

Как научить ребенка алфавиту: интересные методики и советы. Как выучить алфавит с ребенком? Как правильно начать учить буквы

07.02.2024

На сегодняшний момент моей дочери уже 11 лет, а ее успехи в обучении начались еще в раннем возрасте. В 2 года она достаточно чисто говорила сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А в 5 лет уже самостоятельно читала книги. Весь период между этими возрастами ушел на то, чтобы научить дочку читать. Много это или мало — судите сами.

Как научить ребенка разговаривать – это отдельная тема, остановимся сегодня только на том, как правильно учить алфавит. Слово «правильно» в данном случае имеет субъективный оттенок, поскольку я поделюсь только личными советами, которые сработали в жизни. Но если вы сторонник научно обоснованных методик, то они тоже есть. Очень кратко перечислю их. А уже затем поделюсь своим опытом.

Методики изучения алфавита

Чаще всего такие разработки называются по фамилии автора. Если у вас появится желание познакомиться с ними поближе и использовать в своей практике, то найти их описание не составит труда – в интернете они все есть.

Методика Бахтиной

Изучение русского алфавита построено на создании зрительного образа или ассоциации. Проще говоря, нужно найти предмет, который похож на букву и при этом начинается с нее. Например, букву «Б» можно связать с бегемотом, у которого большой животик.

Методика Монтессори

Запоминание букв по этой схеме происходит при одновременной работе трех видов анализаторов: тактильных, зрительных и слуховых. То есть ребенок должен видеть букву, слышать ее звучание и держать ее в руках. При этом буквенные макеты рекомендуется делать шершавыми.

Методика Зайцева

Изучение начинается сразу со слогов, которые написаны на игровых кубиках. То есть можно сказать, что этап знакомства с отдельными буквами не является первым. Многие педагоги находят в этом как плюсы, так и минусы.

Методика Полякова

Основной идеей данной разработки является изучение буквенных знаков в созвучных парах. Например, «А – Я», «О — Ё». Сначала рассматриваются гласные, а затем согласные. Последние также рифмуются: «БА — БЯ». Все парные сочетания сведены для удобства в таблицу, а сами буквы нужно не проговаривать, а пропевать.

Когда начинать учить ребенка буквам

Этот вопрос не имеет однозначного и категоричного ответа. Детские психологи и педагоги называют разные возрастные планки. Кто-то считает, что начинать учить следует уже в 2 года, кто-то рекомендует в 5-6 лет. Я помню, когда Лера пошла в первый класс, нашей учительнице на первой встрече кто-то из родителей задал вопрос: «А ребенок обязательно должен уметь читать к 7 годам?» На что наш педагог ответила: «Не переживайте, мы всему научим».

Считается, что чем раньше ребенок осваивает новые знания и умения, тем лучше. Активнее идет развитие мышления, логики, памяти. Позднее ребенку легче учиться в школе и усваивать информацию из разных областей знания.

Однако такая точка зрения разделяется не всеми. Часть психологов считает, что не стоит спешить – получать новые навыки нужно согласно возраста. В частности, учить буквы и начинать читать – в 6-7 лет (как и запрограммировано школьной программой).

На мой взгляд, вывод напрашивается один – в отношении своего ребенка вы вправе выбирать любой путь развития. Если малыш проявляет любознательность, стремление к освоению нового, у него есть потенциал для более активного развития, то, нужно ли его сдерживать и ждать до 5-6-7 лет? И, наоборот, если ребенок еще не готов к добровольному освоению алфавита, не проявляет интереса и у него не хватает усидчивости, то не следует торопить события.

Критерии, по которым определяют, что уже можно начинать учить буквы:

  • Ребенок хорошо разговаривает, четко проговаривает все звуки и правильно произносит слова.
  • Проявляет усидчивость или по-другому — концентрацию внимания.
  • У него выражен интерес к новой для него информации.
  • Ребенок обладает хорошей памятью (в первую очередь зрительной).
  • Любит рассматривать книги и любит, когда ему читают книги.

Если под всеми пунктами вы ставите плюсик, то самое время начинать учить буквы. Хотя в отношении последнего тезиса я не была бы так категорична. Жизнь показывает, что далеко не все дети любят книги. И ждать, когда они их полюбят, бессмысленно. Для таких малышей можно найти другие способы учить буквы, благо их немало.

Что касается моего личного опыта, то мы начали с дочкой знакомство с буквами примерно в 2,5 года. Никакими современными методиками я не пользовалась и даже не тратила время на их прочтение и освоение. И начиналось все очень ненавязчиво – с постепенного чтения азбуки. Не было никаких специальных уроков по 10-15 минут. Я использовала только вот эти вещи и приемы, которые рекомендую и вам:

Порядок освоения букв

Чаще всего встречаются рекомендации начинать изучение с гласных. А в последнюю очередь осваивать буквы, которые считаются трудными — «Щ», «Ц», «Ч» и им подобные. Можете следовать этому правилу, а можете и не следовать Что касается меня, то я не придерживалась такого принципа. Алфавит мы изучали с дочкой вразброс и первыми были как гласные, так и согласные. На финишную прямую были оставлены лишь «Ы», «Ь», «Ъ».

Произношение букв

Ребенку нужно называть звук, который дает буква, а не ее название согласно русского алфавита. То есть отрывистое «Б», а не «Бэ», короткое «М», а не «эМ». Правильно читать алфавит тоже необходимо, но это можно оставить «на потом» (ближе к 7 годам или уже в самой школе), когда ребенок будет учить алфавит строго по порядку.

Повторение

Не просто называйте букву ребенку, а просите ее повторить. Даже пропевайте звук вместе. Те буквенные знаки, с которыми ребенок уже познакомился, для закрепления можно находить где угодно. Например, идете по улице, видите вывеску «Аптека», спросите, какая буква первая. Купили печенье в виде алфавита, попросите ребенка найти знакомые буквы. Гуляете по , спросите между прочим, с чего начинается слово «Павлин» на вывеске.

Постепенность

Ни в коем случае нельзя спешить с изучением алфавита, особенно если вы начали учить рано – с 2-х, 3-х или даже с 4-х лет. Излишний напор с вашей стороны может подавить интерес и стремление к изучению букв. И не забывайте хвалить своего ребенка! Полученный от вас комплимент – это стимул к движению вперед!

Переходите к знакомству и запоминанию следующей буквы только после того, как ребенок твердо запомнил все предыдущие. А чтение и складывание в слоги стоит начинать вообще только после того, как весь алфавит (пусть и не по порядку) ребенок знает, то есть может назвать каждую букву без запинки.

Умеренность

Не стоит перегружать детей подобными занятиями. Все-таки для дошкольников изучение алфавита не является первостепенной задачей. Если вы видите, что малыш через пять минут потерял интерес к освоению новой буквы, переключите его внимание на другое дело. А к алфавиту вернитесь в другой день. Учить буквы с ребенком придется не один месяц, поэтому не торопитесь.

Что нужно для изучения букв

Книги и азбуки

Без этих помощников невозможно обойтись. Купите ребенку несколько разных азбук (хотя бы две). Они должны быть яркими и красочными. Лучше, если каждая буква описывается в стихотворной форме – дети быстрее воспринимают рифму.

Сейчас есть азбуки, в которые монтированы звуковые приложения. То есть нажимаешь на кнопку в книжке и звучит буква. С такими книгами малыш сможет заниматься и самостоятельно.

Читайте ребенку как можно больше, чтобы у него появился интерес к книгам. И начинать чтение нужно с рождения, а не ждать часа Х. И книги должны быть разными по дизайну и качеству. Например, в нашей домашней библиотеке было несколько красочных книг с CD-дисками, на которых был записан текст сказки из книжки. Я включала диск, а дочка сидела с книгой в руках, слушала и «читала», вовремя перелистывая страницы. Читать она тогда еще не могла, но, думаю, что стремление и желание подстегивалось хорошо.

Игры

Учить буквы проще всего в игре. А этот вид деятельности у детей постоянно, поэтому вам остается только подыгрывать своему малышу. Существует много готовых игр и творческих принадлежностей, которые можно приспособить для изучения букв:

  • лото;
  • мозаика;
  • раскраски;
  • цветные мелки;
  • конструктор;
  • пластилин.

Дидактический материал

Сюда относятся различные карточки с написанными буквами, магнитная доска, кубики, плакаты с алфавитом (в том числе звуковые). Многие из этих вещей пригодятся и потом, когда придется складывать слоги и слова. У нас магнитными буквами, а в последствие словами из них был облеплен даже холодильник – с детской точки зрения, оказывается, так интереснее, чем на доске.

Если с выбором азбуки и другой печатной продукции по изучению букв есть проблемы, то можете поискать подходящее вот на этой витрине . Здесь много замечательных красочных азбук и пособий, поэтому выбрать нужные для ребенка материалы не составит труда. Многие их этих вещей были и у нас дома.

Мультфильмы

Детскую жизнь сложно представить без мультяшек. И замечательно, когда их можно совместить с домашним обучением. В качестве закрепления новой буквы включайте малышу нужную серию мультфильма.

Сейчас очень много разных мультипликационных сериалов на данную тему. Это серии с Лунтиком, с тетушкой Совуньей, с грузовичком Левой. Есть и другие, менее знаменитые мультики. Вот один из них. Посмотрите, как происходит знакомство с буквой «А» в этом мультфильме:

Надеюсь, что у вас не будет проблем, как учить буквы с ребенком. И вы сделаете это правильно, ориентируясь не только на советы, но также на темперамент и способности своего малыша.

Успехов вам! Надежда Горюнова

Доброго дня, уважаемые родители! Как часто мы, желая дать своим детям все самое лучшее, считаем своим долгом прививать любовь к чтению с самых пеленок. Идея хорошая, но не стоит вокруг этого нагнетать обстановку и превращать в «пунктик». Важнее превратить чтение в приятное времяпровождение. А для этого, давайте узнаем, как научить ребенка азбуке легко и непринужденно?

Приступать к изучению алфавита имеет смысл начинать, когда малыш самостоятельно интересуется или его необходимо подготовить к школе. Это не должно быть продиктовано личными амбициями родителей: «Моему Пете 2 года, а он уже знает алфавит!»

Во сколько лет учить буквы? «В 3-4 года ребёнок и не должен запоминать буквы» – говорит директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. – «В этом возрасте в мозге ещё не сформированы структуры, ответственные за различение буквенных знаков». В лучшем случае получится лишь выработать условный рефлекс.

Если родители не торопят естественный ход событий, дают на каждом этапе то, что необходимо в данный момент, то и интерес к чтению будет гармоничным продолжением его развития. Основным способом познания мира для дошкольника является игра, поэтому занятия должны проходить в увлекательной форме, а не в форме учебного процесса.

Напротив, попытки форсировать события дают обратный эффект. У них появляются тики, логоневрозы и нарушения координации. Наверное, вы слышали про карточки Домана и другие методики раннего развития. Опыт показывает, что раннее обучение не гарантирует в будущем высоких результатов. Годам к 5-6, иногда к 4 дети сами интересуются вывесками и надписями на улице, что является признаком физиологической зрелости мозга, его готовности воспринимать данную информацию.

Чтение прежде всего

Родителям важно помнить, что обучение чтению начинается раньше запоминания алфавита. Важно заложить интерес, чтобы малыш сам захотел научиться читать. Для этого мы много с ним разговариваем, учим потешки, расширяем кругозор.

На первом этапе, когда «гав-гав», «му-му», закладываются основы его фонематического слуха. Затем он повторяет стишки и пересказывает сказки.

Начинаем учить буквы с гласных. Затем можно переходить к согласным, только не забываем про важное правило: учим звуки, а не названия. Как только выучили гласные и приступили к согласным, начинайте учить слоги. Объясняем малышу, что буква «к» петь не умеет, а только с друзьями – гласными буковками: «ка», «ко», «ку». Затем добавляем еще одну и начинаем читать простые слова – «кот», «сок», «кар».

7 способов знакомства с алфавитом

Электронный плакат «Говорящая азбука»

Стоит малышу дотронуться до буквы, как он ее произнесет. Здесь есть один секрет. Чтобы услышать звук, нажимайте не на букву, а на номер кнопки. Например, чтобы услышать «К», нажимает на цифру «12». Волшебный плакат также пропоет песенку и расскажет стихотворения.

Магниты на холодильник

Приобретите несколько наборов с алфавитом на магнитах. Начинайте изучение с самого важного для малыша слова – его имени. Если зовут Тимофеем, первое время он может обращать внимание только на «Т». После этого он может перейти на другие важные для него слова, как «мама», «папа», имена братьев и сестер. Торопиться осваивать буквы не нужно, достаточно 3-4 за несколько дней.

Коврик-пазл «Русский алфавит»

Он станет приятной игровой площадкой, по нему мягко ползать и падать. Благодаря теплоизоляционным свойствам материала, малышу будет заниматься на нем тепло и уютно, независимо от времени года.

Лакомство

Какой ребенок не любит иногда печенье? Ваш малыш может учиться, пока кушает. Испеките партию печенья в форме букв, используя формочки алфавита и ваш любимый рецепт. Он может помогать смешивать ингредиенты и наносить глазурь на лакомство.

Обсуждайте алфавит, пока вы печете: «Мы кладем масло в печенье, Аня. На какую букву начинается «масло»?» Сделайте «П»-печенье для папы, «М» для мамы, и для имени каждого родственника. Не забудьте про своего начинающего маленького пекаря!

Онлайн обучение

В Интернете можно найти множество обучающих видео для освоения азбуки с персонажами мультфильмов, такие как, «Лунтик учит буквы», «Веселая азбука для детей» или «Азбука для малышей».

Приложение «Говорящая азбука»

Его можно скачать из Google Play Market или из App Store. Интерактивный способ выучить буквы, где каждую из них представляет жизнерадостное животное в пластилиновом стиле. Всего 6 игр, направленных на развитие памяти и навыков чтения.

Детский обучающий компьютер

Он поможет выучить не только азбуку, но и содержит множество других развивающих игр. Экраны у них черно-белые и небольшого размера, поэтому они более безопасные для малышей.

Не волнуйтесь слишком рано о том, умеет ли ваш кроха читать. Лучше покажите ему, как много интересного есть в книгах, рассказах, песнях и частушках. Обсуждайте прочитанные сказки и истории. Используйте разные голоса и интонации, чтобы ему хотелось повторять за вами. В конце, спросите, какой эпизод ему понравился больше всего. Опирайтесь не на свои ожидания, а на его возможности, и тогда в будущем у него не возникнет сложностей с чтением.

Если предложенные советы вам понравились, поделитесь информацией с друзьями!

Всего вам хорошего, дорогие читатели!

Практически все родители понимают, что обязательно придет то время, когда нужно будет учить вместе с ребенком буквы русского алфавита. И перед ними возникает очень много вопросов. Например, в каком возрасте обучение будет наиболее успешным? Или как сделать занятия интересными для детей? И, вообще, как его изучать?

Дети лучше обучаются в игровой форме

К ознакомлению с алфавитом можно приступить в любом возрасте. Некоторые родители начинают изучение алфавита , когда маленькому человечку даже не исполнился год. А многие не задумываются над этим до школы. Конечно, это крайности. В первом случае еще рано, во втором - уже поздно. Оптимальный возраст для изучения букв - это 4,5–5 лет. В этот период у детей развивается способность анализировать, сильно расширяется интерес к окружающему и повышается способность поглощать информацию. Именно в это время у ребенка может появиться желание научиться читать .


Методики, помогающие обучению

Различных методик, способов и упражнений, с помощью которых изучение букв русского алфавита дается для детей легко, очень много. Это могут быть и специальные раскраски, и компьютерные игры, и вырезание букв, лепка их из пластилина и даже выпечка.


Оригинальный способ запоминания букв

Можно попробовать такую методику: сначала нужно запомнить 10 гласных букв, они идут парами и в рифму, поэтому выучить их будет просто: А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е, Ы-И. А затем уже перейти к согласным, которые тоже можно разбить по парам, например, глухие – звонкие. А еще существует метод изучения звуков, а не букв.

Одним из самых результативных способов является пение. Нужно просто выучить песенку с азбукой и постоянно напевать ее. А также популярен такой вариант: изучение букв русского алфавита для детей в возрасте 5 лет не буквами, а сразу словами.

Лучше всего идет обучение и запоминание, если задействована зрительная память. Поэтому очень эффективным будет вырезать большие буквы и расположить их в зоне постоянной видимости, чтобы ребенок мог к ним привыкнуть и запомнить. Хорошо, чтобы они были красные, так как этот цвет привлекает внимание. Вообще, все инструменты, карточки, материалы, используемые при обучении, должны быть очень яркими, красочными, красивыми и привлекать своим видом.


Доказано, что дети быстрее и легче запоминают алфавит, если буквы изображены в виде животного. Или когда рядом с буквой нарисована какая-либо картинка. И тогда буквы будут ассоциироваться у детей с определенным образом. Например, А с арбузом или аистом, Б с барабаном и т. д.

Если одновременно научить свое чадо писать изучаемые буквы, то эффект многократно возрастет.

Только никаких экзаменов и насильственного навязывания! Это все должно быть интересно крохе. Информация пусть поступает медленно, чтобы ребенок не запутался и не отказался от обучения. Просто замечательно, если малыш самостоятельно начинает интересоваться буквами. А если нет, то нужно пробудить в нем это любопытство. И временно отложить занятия, если все-таки заинтересованность не возникнет.

От букв к алфавиту

Нельзя не согласиться с тем, что каждый ребенок индивидуален. Один малыш все схватывает на лету, а к другому нужно найти особый подход, чтобы научить даже самому простому. Начинать можно уже с двух лет – в этом возрасте малыши любознательны и быстро запоминают все новое. Но учеба должна быть организована в игровой форме.

Ребенок полюбит чтение в будущем, если регулярно соблюдать простые правила:

  • Каждый день с малышом читать на выбор стишки, сказки, книги. Хорошо, если он сам пожелает выбирать литературу на сегодня;
  • Во время чтения внимание к буквам будет больше привлечено, если водить по строчкам пальцем;
  • Позже можно обсудить с ребенком прочитанное, спросить его мнение, пересказать содержание самим или попросить пересказать его.

Так малыш будет заинтересован в возможности читать самостоятельно и будет расспрашивать, где какая буква. А чтобы процесс изучения был интересен, на помощь придут различные вспомогательные инструменты:

  • магнитная азбука;
  • цветной букварь;
  • интерактивный плакат;
  • кубики с литерами.

Уделяя ежедневно определенное время изучению букв, очень скоро малыш сможет рассказать весь алфавит.

Но в школе недостаточно знать, как звучит та или иная буква. Дети должны знать весь алфавит наизусть в правильном порядке. Часто ребенку, которому хорошо известны все буквы, бывает сложно выучить последовательность их размещения и то, как буква правильно называется. Да и родителям, обучивших малыша всем литерам, кажется, что выучить их в правильной последовательности занятие не из простых.

Это не совсем так. Если дошколенок уже знает все буквы и понимает, что это не просто знаки, а нужны они для чтения и письма, то при правильном подходе алфавит ему будет выучить совсем несложно.

Методы запоминания букв в алфавитном порядке

Для того, чтобы быстро выучить алфавит с ребенком, существует множество способов. К примеру, можно взять те же карточки, магнитную доску или кубики, которые были использованы на этапе изучения букв. Несколько раз в день нужно проговаривать вместе с ребенком всю последовательность. Если он быстро устает или ему надоедает занятие, можно разделить алфавит на две части.

Очень простой, но действенный метод – алфавит нужно петь. Записать готовую, наиболее понравившуюся крохе песенку и петь ее вместе с ним. Можно также скачать любимую песенку без слов и вместо куплетов напевать буквы в правильном порядке.

Занятие может стать любимым, если азбуку изготовить с малышом своими руками. Ребенок с удовольствием примет участие в таком серьезном деле. Для этого нужно вместе с мамой вырезать из картона все буквы и приклеить их в алфавитной последовательности. По желанию работу можно декорировать картинками и рисунками. Малыш будет с гордостью показывать родным и друзьям свое произведение и ему захочется быстрее выучить и рассказывать, какая буква идет за какой.

Успех в этом деле придет быстро, если занятия проходят с соблюдением следующих условий:

  • ребенок не голоден;
  • он в хорошем настроении;
  • он хорошо выспался, не утомлен.

В любом случае, малыш должен заниматься с удовольствием. Нельзя ругать его, если не сразу удается запомнить материал, этим можно надолго отбить желание учиться. Если у крохи все получается, если есть первый результат, нужно обязательно его хвалить. Тогда он с радостью продолжит обучение и вскоре, быстро и без ошибок, будет рассказывать весь алфавит от «А» до «Я».

Что делать, если алфавит дается тяжело?

Все дети совершенно разные, к каждому нужно найти свой подход. Если ребенок категорически отказывается учить алфавит, то с занятиями стоит повременить и вернуться к ним позже, когда он будет готов. За этот период стоит испробовать несколько методов обучения. Хорошо, когда родители с детьми вместе ходят по развивающим магазинам, ведь новая азбука с объемными буквами и красочными картинками или коврик-паззл может очень понравиться крохе и станет хорошим помощником для занятий.

Создайте в детской комнате соответствующую среду для обучения. Яркий плакат-алфавит или декоративные подушки с буквами всегда будут на глазах малыша, и ему будет легче освоить последовательность литер. А еще психологи считают, что материал усваивается эффективнее, если он выделен красным цветом.

К сожалению, часто случается так, что у родителей нет возможности или не получается выучить алфавит с ребенком самостоятельно. В таких случаях стоит присмотреться к хорошим пособиям для обучения. На помощь придут серии развивающих мультфильмов на дисках. При этом не стоит забывать, что время перед компьютером или телевизором для детей должно быть строго дозированным. Формат обучения в виде мультика задержит внимание юного ученика надолго. А это значит, что материал будет усвоен хорошо.

Выбор таких уроков сейчас огромен, к примеру, развивающий курс «Учимся читать», автор Роберт Саакянц. На протяжении урока ребенок с интересом следит за тем, как мудрая сова обучает последовательности букв алфавита и учит читать маленького зайчика. Как показывает практика, такой вид обучения очень интересен и эффективен для ребенка.

Разновидностью онлайн-занятий являются всевозможные алфавитные тренажеры.

Нередко запомнить буквы в алфавитной последовательности ребенку помогает их написание под диктовку. Конечно, при условии, что ребенок буквы знает и писать их может вообще. Приятнее будет писать их цветными карандашами, фломастерами или красками. Во время прогулки также можно заниматься: для этого вполне сгодится палочка, песок или цветные мелки. Подходы и методы обучения лучше чередовать, так малыша не будут утомлять занятия.

В желании помочь ребенку как можно раньше освоить все буквы и выучить алфавит, не стоит забывать, что обучение можно начинать тогда, когда:

  • ребенок хорошо выговаривает звуки;
  • его словарный запас позволяет в достаточной мере выражать мысли и потребности;
  • в разговорной речи использует полные распространенные предложения;
  • любит слушать, когда ему читают взрослые и самостоятельно пытается «читать».

Если ребенок любит музыку, то для хорошего запоминания алфавитного ряда ему поможет песенка:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ —
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О —
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха —
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я —
Все теперь мои друзья.
Пять сестренок опоздали -
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними незнаком.

Запоминать алфавит лучше, играя. Для этого можно испробовать разные уроки-игры:

  • Детям, которые любят играть в пантомиму, понравится обучение в виде любимой игры. Для этого они должны интересно и смешно изобразить каждую букву по порядку.
  • Пользуясь азбукой, ребенок должен отыскать предмет из окружения, название которого начинается на каждую последующую букву.
  • Любителю порисовать понравится игра в «живые буквы». Ребенок с помощью родителей создает свою азбуку, где нарисована каждая буква по порядку. При этом буквы разные: у каждой свой «характер».
  • Можно подарить маленькому ученику интерактивную игру «Буквы русского алфавита». Когда ребенок в правильном порядке соединяет буквы одну за другой, в конце «оживает» картинка. При этом, нажимая на каждую букву, ребенок быстрее запомнит, как правильно она произносится.
  • Помочь выучить алфавитную последовательность может игра «Охота на букву». В нее интересно играть нескольким детям одновременно. Для этого нужны старые газеты или журналы, а также ножницы и альбом. Побеждает тот ребенок, который первый нашел, вырезал и приклеил все буквы в правильном порядке. Если дети знают алфавит еще не очень уверенно, то можно позволить им подсматривать.

Алфавит – фундамент грамотности. Поэтому детям нужно помочь освоить буквы, звуки, а также называть их в последовательности алфавитного порядка. И для этого совсем необязательно покупать недешевые учебные пособия или специальные программы. Выучить алфавит с ребенком, а заодно освежить его в памяти самим — вполне по силам каждому родителю.

Когда приходит время отправлять малыша в школу, его жизнь вступает в совершенно новую фазу, с которой заканчивается беззаботность и за всё приходится отвечать по-взрослому. А вот как ребёнок воспримет наступившие перемены: с радостью или страхом, — зависит от настроя, который смогут обеспечить родители, имеющие своё представление относительно образования. Здесь очень важно не дать начинающему школьнику растеряться, утонуть в пока ещё незнакомом море классных работ, домашних заданий и школьных требований. Первым шагом к решению создавшихся проблем, будет предварительное изучение алфавита. Но как это сделать правильно, чтобы напрочь не отбить желание учиться?

В этом деле нет рекомендаций, одинаково действенных для всех случаев жизни. Здесь требуется индивидуальный подход, когда приходится обращать внимание на особенности развития каждого отдельного ребёнка. Бывают случаи, когда малыш опережает своих сверстников в плане умственного развития, а потому осваивает алфавит в 3 года, а то и раньше. Если одни детишки справляются с заданием легко и быстро, то иные могут оказаться не готовыми к трудностям обучения. Ответить на подобные вопросы поможет только практика.

Независимо от возраста начала обучения, имеется ряд правил, обязательных к соблюдению:

  1. учёба с удовольствием;
  2. занятия, приносящие радость и хорошее настроение;
  3. регулярность обучения.

Учитывая возраст малыша, на серьёзное отношение к процессу обучения алфавиту рассчитывать вряд ли приходится. Объединить весёлое настроение и радость с учебой никак не получится, если сделать ставку на скучное просиживание за азбукой. Спасти дело сможет только игра, в которую необходимо трансформировать уроки, ведущие к заинтересованности дошкольника. В этом деле важно коснуться именно той тематики, которая наиболее интересна конкретному малышу и во многом напоминает его хобби. В этом задании не может быть ограничений для фантазии, проявленной родителями, знающими все нюансы поведения и интересов своих чад.

Изучение алфавита посредством игры «Карточки»

Подобный подход к изучению алфавита порадует не только простой, но и эффективностью. Вся суть этого метода заключается в любви малышни к ярким рисункам, дополняющим буквы и слова, помещённые на карточки с затейливым и красочным дизайном. Через привлекательность рисунка, дошкольник проявляет чудеса зрительной памяти, вместе с которой в действие вступает запоминание на слух. Именно этот тандем и позволяет прийти к ожидаемым результатам.

А что касается покупки этих самых карточек, так их можно найти в любом книжном магазине или торговой точке, специализирующейся на товарах для детей. При желании и наличии некоторых навыков, можно заняться изготовлением карточек с алфавитом своими силами, а то и с участием ребёнка.

Полезным при использовании алфавита может оказаться и использование игрушек, которые особенно любит конкретное чадо. В этом случае, надо научить ребёнка подставлять карточки с буквами к игрушкам, ориентируясь на их названия. Чтобы вызвать повышенный интерес малютки, не стоит бояться разнообразить подобные занятия.

Способ обучения с помощью азбуки

Ввиду многообразия равноценных вариантов всё той же азбуки, всегда можно выбрать аналог, наиболее подходящий для юной индивидуальности. Малыш питает пристрастие к музыке? В продаже имеется масса предложений с музыкальным уклоном, разнообразие которых заключается в разнице набора составляющих соответствующего направления. При повышенном интересе своего потомка к автомобильной или, какой другой тематике, также не придётся испытывать особые затруднения с поисками.

Помимо предотвращения скуки занятий, родители должны избегать чрезмерной строгости и серьёзности. Правильнее будет подыгрывать своему ребенку, что даёт ему возможность не только чувствовать комфорт, но и видеть в родителе не строгого учителя, а наилучшего друга. Во избежание быстрой утомляемости, взрослым нужно учиться мастерству чередования учёбы и отдыха. Не хотите намертво связать обучение с ненавистью к нему? Не заставляйте своих детей заниматься вопреки их воле.

Материалы, служащие укреплению интереса к учёбе


Существует много разных способов внести зерно интереса в почву изучения алфавита. Нужно только быть готовым отбросить заскорузлые старые методы и дать волю фантазии, разнообразящей учебный процесс. К примеру: ребёнку обязательно понравится сочинение стишков и песенок. А может быть он будет заинтересован разыгрыванием всевозможных сценок?

Хорошие результаты также принесёт игра с применением посторонних предметов. К примеру: поиск той или иной вещи, название которой начинается с изучаемой буквы. Поработать на изучение алфавита может и внешнее сходство предметов с очертаниями отдельных букв.

Независимо от эффективности применяемых методов или игр, помогающих достичь нужных результатов, на первое место ставится регулярность занятий. Отсутствие последовательности в планировании уроков, неизбежно ведёт к потере интереса и забыванию уже освоенных премудростей.

10 советов, которыми стоит воспользоваться при изучении алфавита