» »

Избыточные потенциалы. Зеланд

17.01.2024
чУЕ Ч РТЙТПДЕ УФТЕНЙФУС Л ТБЧОПЧЕУЙА. рЕТЕРБД БФНПУЖЕТОПЗП ДБЧМЕОЙС ЧЩТБЧОЙЧБЕФУС ЧЕФТПН. тБЪОЙГБ Ч ФЕНРЕТБФХТБИ ЛПНРЕОУЙТХЕФУС ФЕРМППВНЕОПН. чЕЪДЕ, ЗДЕ ВЩ ОЙ РПСЧЙМУС ЙЪВЩФПЮОЩК РПФЕОГЙБМ МАВПК ЬОЕТЗЙЙ, ЧПЪОЙЛБАФ ТБЧОПЧЕУОЩЕ УЙМЩ , ОБРТБЧМЕООЩЕ ОБ ХУФТБОЕОЙЕ ДЙУВБМБОУБ.

ЧЕУШ НЙТ НПЦОП РТЕДУФБЧЙФШ Ч ЧЙДЕ НБСФОЙЛПЧ, ЛПФПТЩЕ ТБУЛБЮЙЧБАФУС, ХЗБУБАФ Й ЧЪБЙНПДЕКУФЧХАФ ДТХЗ У ДТХЗПН. лБЦДЩК НБСФОЙЛ РТЙОЙНБЕФ ФПМЮЛЙ ПФ УЧПЙИ УПУЕДЕК Й РЕТЕДБЕФ ЙН УЧПЙ. пДОЙН ЙЪ ПУОПЧОЩИ ЪБЛПОПЧ, ХРТБЧМСАЭЙИ ЧУЕК ЬФПК УМПЦОПК УЙУФЕНПК, СЧМСЕФУС ЪБЛПО ТБЧОПЧЕУЙС. ч ЛПОЕЮОПН УЮЕФЕ, ЧУЕ УФТЕНЙФУС Л ТБЧОПЧЕУЙА. чЩ УБНЙ ФПЦЕ СЧМСЕФЕУШ УЧПЕЗП ТПДБ НБСФОЙЛПН. еУМЙ ЧБН ЧЪДХНБЕФУС ОБТХЫЙФШ ТБЧОПЧЕУЙЕ Й ТЕЪЛП ЛБЮОХФШУС Ч ЛБЛХА-ОЙВХДШ УФПТПОХ, ЧЩ ЪБДЕОЕФЕ УПУЕДОЙЕ НБСФОЙЛЙ Й ФЕН УБНЩН УПЪДБДЙФЕ ЧПЛТХЗ УЕВС ЧПЪНХЭЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ РПФПН ПВЕТОЕФУС РТПФЙЧ ЧБУ.

тБЧОПЧЕУЙЕ НПЦОП ОБТХЫЙФШ ОЕ ФПМШЛП ДЕКУФЧЙСНЙ, ОП Й НЩУМСНЙ. й ОЕ ФПМШЛП РПФПНХ, ЮФП ЪБ НЩУМСНЙ УМЕДХАФ ДЕКУФЧЙС. лБЛ ЧБН ЙЪЧЕУФОП, НЩУМЙ ЙЪМХЮБАФ ЬОЕТЗЙА. ч НЙТЕ НБФЕТЙБМШОПК ТЕБМЙЪБГЙЙ ЧУЕ ЙНЕЕФ РПД УПВПК ЬОЕТЗЕФЙЮЕУЛХА ПУОПЧХ. й ЧУЕ, ЮФП РТПЙУИПДЙФ ОБ ОЕЧЙДЙНПН ЬОЕТЗЕФЙЮЕУЛПН ХТПЧОЕ, ПФТБЦБЕФУС ОБ РПЧЕДЕОЙЙ ЧЙДЙНЩИ НБФЕТЙБМШОЩИ ПВЯЕЛФПЧ. нПЦЕФ РПЛБЪБФШУС, ЮФП ЬОЕТЗЙС ОБЫЙИ НЩУМЕК УМЙЫЛПН НБМБ, ЮФПВЩ ПЛБЪЩЧБФШ ЧМЙСОЙЕ ОБ ПЛТХЦБАЭЙК ОБУ НЙТ. еУМЙ ВЩ ЬФП ВЩМП ФБЛ, ЧУЕ ВЩМП ВЩ ОБНОПЗП РТПЭЕ.

чРТПЮЕН, ДБЧБКФЕ ОЕ ВХДЕН ЗБДБФШ, ЮФП ФБН ФЧПТЙФУС ОБ ЬОЕТЗЕФЙЮЕУЛПН ХТПЧОЕ, ЮФПВЩ ЧЛПОЕГ ОЕ ЪБРХФБФШУС. дМС ОБЫЙИ ГЕМЕК ЧРПМОЕ ДПУФБФПЮОП РТЙОСФШ ХРТПЭЕООХА НПДЕМШ ТБЧОПЧЕУЙС: ЕУМЙ РПСЧМСЕФУС ЙЪВЩФПЮОЩК ЬОЕТЗЕФЙЮЕУЛЙК РПФЕОГЙБМ, ЧПЪОЙЛБАФ ТБЧОПЧЕУОЩЕ УЙМЩ, ОБРТБЧМЕООЩЕ ОБ ЕЗП ХУФТБОЕОЙЕ.

йЪВЩФПЮОЩК РПФЕОГЙБМ УПЪДБЕФУС НЩУМЕООПК ЬОЕТЗЙЕК ФПЗДБ, ЛПЗДБ ЛБЛПНХ-ОЙВХДШ ПВЯЕЛФХ РТЙДБЕФУС УМЙЫЛПН ВПМШЫПЕ ЪОБЮЕОЙЕ. оБРТЙНЕТ, УТБЧОЙН ДЧЕ УЙФХБГЙЙ: ЧПФ ЧЩ УФПЙФЕ ОБ РПМХ Ч УЧПЕН ДПНЕ, Б ЧПФ ОБ ЛТБА РТПРБУФЙ. ч РЕТЧПН УМХЮБЕ ЧБУ ЬФП ОЙУЛПМШЛП ОЕ ЧПМОХЕФ. чП ЧФПТПН УМХЮБЕ УЙФХБГЙС ЙНЕЕФ ДМС ЧБУ ПЮЕОШ ВПМШЫПЕ ЪОБЮЕОЙЕ - УДЕМБК ЧЩ ПДОП ОЕПУФПТПЦОПЕ ДЧЙЦЕОЙЕ, Й УМХЮЙФУС ОЕРПРТБЧЙНПЕ.

оБ ЬОЕТЗЕФЙЮЕУЛПН ХТПЧОЕ ФПФ ЖБЛФ, ЮФП ЧЩ РТПУФП УФПЙФЕ, ЙНЕЕФ ПДЙОБЛПЧПЕ ЪОБЮЕОЙЕ, ЛБЛ Ч РЕТЧПН, ФБЛ Й ЧП ЧФПТПН УМХЮБЕ. оП, УФПС ОБД РТПРБУФША, ЧЩ УЧПЙН УФТБИПН ОБЗОЕФБЕФЕ ОБРТСЦЕООПУФШ, УПЪДБЕФЕ ОЕПДОПТПДОПУФШ Ч ЬОЕТЗЕФЙЮЕУЛПН РПМЕ. фХФ ЦЕ ЧПЪОЙЛБАФ ТБЧОПЧЕУОЩЕ УЙМЩ, ОБРТБЧМЕООЩЕ ОБ ХУФТБОЕОЙЕ ЬФПЗП ЙЪВЩФПЮОПЗП РПФЕОГЙБМБ.

чЩ ДБЦЕ НПЦЕФЕ ТЕБМШОП ПЭХФЙФШ ЙИ ДЕКУФЧЙЕ: У ПДОПК УФПТПОЩ ОЕПВЯСУОЙНБС УЙМБ РТЙФСЗЙЧБЕФ ЧБУ ЧОЙЪ, Б У ДТХЗПК ФСОЕФ ПФУФХРЙФШ РПДБМШЫЕ ПФ ЛТБС. чЕДШ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ХУФТБОЙФШ ЙЪВЩФПЮОЩК РПФЕОГЙБМ ЧБЫЕЗП УФТБИБ, ТБЧОПЧЕУОЩН УЙМБН ФТЕВХЕФУС МЙВП ПФФБЭЙФШ ЧБУ ПФ ЛТБС, МЙВП УВТПУЙФШ ЧОЙЪ Й РПЛПОЮЙФШ У ЬФЙН. чПФ ЬФП ЙИ ДЕКУФЧЙЕ ЧЩ Й ПЭХЭБЕФЕ.

оБ ЬОЕТЗЕФЙЮЕУЛПН ХТПЧОЕ ЧУЕ НБФЕТЙБМШОЩЕ ПВЯЕЛФЩ ЙНЕАФ ПДЙОБЛПЧПЕ ЪОБЮЕОЙЕ. ьФП НЩ ОБДЕМСЕН ЙИ ПРТЕДЕМЕООЩНЙ ЛБЮЕУФЧБНЙ: ИПТПЫЕЕ - РМПИПЕ, ЧЕУЕМПЕ - ЗТХУФОПЕ, РТЙЧМЕЛБФЕМШОПЕ - ПФФБМЛЙЧБАЭЕЕ, ДПВТПЕ - ЪМПЕ, РТПУФПЕ - УМПЦОПЕ, Й ФБЛ ДБМЕЕ. чУЕ Ч ЬФПН НЙТЕ РПДЧЕТЗБЕФУС ОБЫЕК ПГЕОЛЕ.

уБНБ РП УЕВЕ ПГЕОЛБ ОЕ УПЪДБЕФ ОЕПДОПТПДОПУФШ Ч ЬОЕТЗЕФЙЮЕУЛПН РПМЕ. уЙДС Х УЕВС Ч ЛТЕУМЕ ЧЩ ПГЕОЙЧБЕФЕ: ЪДЕУШ УЙДЕФШ ВЕЪПРБУОП, Б ЧПФ УФПСФШ ОБ ЛТБА РТПРБУФЙ ПРБУОП. пДОБЛП Ч ДБООЩК НПНЕОФ ЧБУ ЬФП ОЕ ВЕУРПЛПЙФ. чЩ РТПУФП ДБЕФЕ ПГЕОЛХ, ОЕ РТЙДБЧБС ЪОБЮЕОЙС, РПЬФПНХ ТБЧОПЧЕУЙЕ ОЙЛБЛ ОЕ ОБТХЫБЕФУС. йЪВЩФПЮОЩК РПФЕОГЙБМ РПСЧМСЕФУС ФПМШЛП Ч ФПН УМХЮБЕ, ЕУМЙ ПГЕОЛЕ РТЙДБЕФУС ВПМШЫПЕ ЪОБЮЕОЙЕ.

чЕМЙЮЙОБ РПФЕОГЙБМБ ЧПЪТБУФБЕФ, ЕУМЙ ПГЕОЛБ, ЙНЕАЭБС ВПМШЫПЕ ЪОБЮЕОЙЕ, РТЙ ЬФПН ЕЭЕ УЙМШОП ЙУЛБЦБЕФ ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФШ. чППВЭЕ, ЕУМЙ РТЕДНЕФ ЙНЕЕФ ДМС ОБУ ВПМШЫПЕ ЪОБЮЕОЙЕ, НЩ ОЕ НПЦЕН ПВЯЕЛФЙЧОП ПГЕОЙФШ ЕЗП ЛБЮЕУФЧБ. оБРТЙНЕТ, РТЕДНЕФ РПЛМПОЕОЙС ЧУЕЗДБ ЙЪВЩФПЮОП ОБДЕМСАФ ДПУФПЙОУФЧБНЙ, РТЕДНЕФ ОЕОБЧЙУФЙ ОЕДПУФБФЛБНЙ, РТЕДНЕФ УФТБИБ РХЗБАЭЙНЙ ЛБЮЕУФЧБНЙ. рПМХЮБЕФУС, ЮФП НЩУМЕООБС ЬОЕТЗЙС УФТЕНЙФУС ЙУЛХУУФЧЕООП ЧПУРТПЙЪЧЕУФЙ ПРТЕДЕМЕООПЕ ЛБЮЕУФЧП ФБН, ЗДЕ ЕЗП ОБ УБНПН ДЕМЕ ОЕФ. ч ФБЛПН УМХЮБЕ УПЪДБЕФУС ЙЪВЩФПЮОЩК РПФЕОГЙБМ, ЧЩЪЩЧБАЭЙК ЧЕФЕТ ТБЧОПЧЕУОЩИ УЙМ.

уНЕЭЕОЙЕ ПГЕОЛЙ, ЙУЛБЦБАЭЕК ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФШ, ЙНЕЕФ ДЧБ ОБРТБЧМЕОЙС: ОБДЕМЕОЙЕ ПВЯЕЛФБ МЙВП ЙЪМЙЫОЕ ПФТЙГБФЕМШОЩНЙ ЛБЮЕУФЧБНЙ, МЙВП ЙЪМЙЫОЕ РПМПЦЙФЕМШОЩНЙ. пДОБЛП УБНБ РП УЕВЕ ПЫЙВЛБ Ч ПГЕОЛЕ ОЙЛБЛПК ТПМЙ ОЕ ЙЗТБЕФ. еЭЕ ТБЪ ПВТБФЙФЕ ЧОЙНБОЙЕ - УНЕЭЕОЙЕ ПГЕОЛЙ РПТПЦДБЕФ ЙЪВЩФПЮОЩК РПФЕОГЙБМ ФПМШЛП Ч ФПН УМХЮБЕ, ЕУМЙ ПГЕОЛБ ЙНЕЕФ ВПМШЫПЕ ЪОБЮЕОЙЕ. фПМШЛП ЧБЦОПУФШ ЛПОЛТЕФОП ДМС ЧБУ ОБДЕМСЕФ ЧБЫХ ПГЕОЛХ ЧБЫЕК ЬОЕТЗЙЕК.

йЪВЩФПЮОЩЕ РПФЕОГЙБМЩ, ВХДХЮЙ ОЕЧЙДЙНЩНЙ Й ОЕПЭХФЙНЩНЙ, ФЕН ОЕ НЕОЕЕ, ЙЗТБАФ ЪОБЮЙФЕМШОХА Й РТЙФПН ЛПЧБТОХА ТПМШ Ч ЦЙЪОЙ МАДЕК. дЕКУФЧЙС ТБЧОПЧЕУОЩИ УЙМ РП ХУФТБОЕОЙА ЬФЙИ РПФЕОГЙБМПЧ РПТПЦДБАФ МШЧЙОХА ДПМА РТПВМЕН. лПЧБТУФЧП ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ ЪБЮБУФХА РПМХЮБЕФ ТЕЪХМШФБФ, РТСНП РТПФЙЧПРПМПЦОЩК ОБНЕТЕОЙА. рТЙ ЬФПН УПЧЕТЫЕООП ОЕРПОСФОП, ЮФП ЦЕ РТПЙУИПДЙФ. пФУАДБ ЧПЪОЙЛБЕФ ПЭХЭЕОЙЕ, ЮФП ДЕКУФЧХЕФ ЛБЛБС-ФП ОЕПВЯСУОЙНБС ЪМБС УЙМБ, УЧПЕЗП ТПДБ «ЪБЛПО РПДМПУФЙ». нЩ ХЦЕ ЛБУБМЙУШ ЬФПЗП ЧПРТПУБ, ЛПЗДБ ПВУХЦДБМЙ, РПЮЕНХ НЩ РПМХЮБЕН ФП, ЮЕЗП БЛФЙЧОП ОЕ ИПФЙН. рПУНПФТЙН ОБ УМЕДХАЭЕН РТЙНЕТЕ, ЛБЛ ПФ ОБУ ХУЛПМШЪБЕФ ФП, ЮЕЗП НЩ ОБРТПФЙЧ, БЛФЙЧОП ИПФЙН.

уХЭЕУФЧХЕФ ПЫЙВПЮОПЕ НОЕОЙЕ, ЮФП ЕУМЙ ГЕМЙЛПН Й РПМОПУФША РПУЧСФЙФШ УЕВС ТБВПФЕ, ФП НПЦОП ДПВЙФШУС ЧЩДБАЭЙИУС ТЕЪХМШФБФПЧ. у ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ТБЧОПЧЕУЙС УПЧЕТЫЕООП ПЮЕЧЙДОП, ЮФП «ХКФЙ Ч ТБВПФХ» - ЬФП ЪОБЮЙФ РПУФБЧЙФШ ОБ ПДОХ ЮБЫХ ЧЕУПЧ ЬФХ УБНХА ТБВПФХ, Б ОБ ДТХЗХА - ЧУЕ ПУФБМШОПЕ. тБЧОПЧЕУЙЕ ОБТХЫБЕФУС, Й РПУМЕДУФЧЙС ОЕ ЪБУФБЧМСАФ УЕВС ДПМЗП ЦДБФШ. тЕЪХМШФБФ ВХДЕФ РТСНП РТПФЙЧПРПМПЦОЩН ПЦЙДБЕНПНХ.

еУМЙ ДМС ЧБУ ТБВПФБФШ ВПМШЫЕ - ПЪОБЮБЕФ ВПМШЫЕ ЪБТБВПФБФШ ЙМЙ РПЧЩУЙФШ УЧПА ЛЧБМЙЖЙЛБГЙА, ФП ЛПОЕЮОП, ОЕПВИПДЙНП РТЙМПЦЙФШ ОЕЛПФПТЩЕ ХУЙМЙС, Й ОЙЮЕЗП УФТБЫОПЗП ОЕ РТПЙЪПКДЕФ. оП ЧП ЧУЕН ОХЦОП ЪОБФШ НЕТХ. еУМЙ ЧЩ ЮХЧУФЧХЕФЕ, ЮФП УЙМШОП ХУФБЕФЕ, ЙМЙ ТБВПФБ УФБМБ ДМС ЧБУ ЛБФПТЗПК, ЪОБЮЙФ ОХЦОП УВБЧЙФШ ФЕНР ЙМЙ ЧППВЭЕ УНЕОЙФШ ТБВПФХ. хУЙМЙС УЧЕТИ НЕТЩ ПВСЪБФЕМШОП РТЙЧЕДХФ Л ПФТЙГБФЕМШОПНХ ТЕЪХМШФБФХ.

рПУНПФТЙН, ЛБЛ ЬФП РТПЙУИПДЙФ. рПНЙНП ТБВПФЩ ЧБУ ПЛТХЦБЕФ ПРТЕДЕМЕООБС УЙУФЕНБ ГЕООПУФЕК: ДПН, УЕНШС, ТБЪЧМЕЮЕОЙС, УЧПВПДОПЕ ЧТЕНС, Й ФБЛ ДБМЕЕ. еУМЙ ЧЩ РТПФЙЧПРПУФБЧЙМЙ ТБВПФХ ЧУЕНХ ЬФПНХ, ФП ЧЩ УПЪДБМЙ ОБ НЕУФЕ ТБВПФЩ ПЮЕОШ УЙМШОЩК РПФЕОГЙБМ. чУЕ Ч РТЙТПДЕ УФТЕНЙФУС Л ТБЧОПЧЕУЙА, ЪОБЮЙФ, ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ ЧБЫЕК ЧПМЙ, ЧПЪОЙЛОХФ УЙМЩ, ЛПФПТЩЕ ВХДХФ ДЕКУФЧПЧБФШ ОБ ХНЕОШЫЕОЙЕ ЙЪВЩФПЮОПЗП РПФЕОГЙБМБ. б ДЕКУФЧПЧБФШ ПОЙ НПЗХФ УБНЩН ТБЪМЙЮОЩН ПВТБЪПН.

оБРТЙНЕТ, ЧЩ ЪБВПМЕЕФЕ, ФПЗДБ ОЙ П ЛБЛПН ЪБТБВПФЛЕ ОЕ ВХДЕФ Й ТЕЮЙ. оБ ЧБУ НПЦЕФ ОБЧБМЙФШУС ДЕРТЕУУЙС. б ЛБЛ ЦЕ, ЧЕДШ ЧЩ РТЙОХЦДБЕФЕ УЕВС ДЕМБФШ ФП, ЮФП ЧБН Ч ФСЗПУФШ. тБЪХН ЧБН ЗПЧПТЙФ: «дБЧБК, ОБДП ЪБТБВБФЩЧБФШ ДЕОШЗЙ!» б ДХЫБ (РПДУПЪОБОЙЕ) ХДЙЧМСЕФУС: «тБЪЧЕ ДМС ФПЗП С РТЙЫМБ Ч ЬФПФ НЙТ, ЮФПВЩ УФТБДБФШ Й НХЮЙФШУС? дМС ЮЕЗП НОЕ ЧУЕ ЬФП?» ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ, ЧЩ РПМХЮЙФЕ ИТПОЙЮЕУЛХА ХУФБМПУФШ, РТЙ ЛПФПТПК ОЙ П ЛБЛПК РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПУФЙ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ Й ТЕЮЙ. вХДЕФ ПЭХЭЕОЙЕ, ЮФП ВШЕЫШУС, ЛБЛ ТЩВБ ПВ МЕД, Б ФПМЛХ ОЙЛБЛПЗП.

ч ФП ЦЕ ЧТЕНС, ЧЩ НПЦЕФЕ ЪБНЕФЙФШ, ЮФП ТСДПН ДТХЗЙЕ МАДЙ ДПВЙЧБАФУС ВПМШЫЕЗП, ЪБФТБЮЙЧБС РТЙ ЬФПН ЗПТБЪДП НЕОШЫЕ ХУЙМЙК. рПМХЮБЕФУС, РПУМЕ ДПУФЙЦЕОЙС ПРТЕДЕМЕООПК УФЕРЕОЙ, ЪОБЮЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ ЧЩ РТЙДБЕФЕ УЧПЕК ТБВПФЕ, ОБЮЙОБЕФ ЪБЫЛБМЙЧБФШ. юЕН ВПМШЫЕ ЪОБЮЙФ ДМС ЧБУ ТБВПФБ, ФЕН ВПМШЫЕ ВХДЕФ ЧПЪОЙЛБФШ ЧУСЛЙИ РТПВМЕН - ЛБЛ ОБ ТБВПФЕ, ФБЛ Й ЧОЕ ЕЕ. чБН ВХДЕФ ЛБЪБФШУС, ЮФП ЧУЕ ЬФЙ РТПВМЕНЩ ЧПЪОЙЛБАФ ОПТНБМШОП, ФБЛ УЛБЪБФШ, «Ч ТБВПЮЕН РПТСДЛЕ». оБ УБНПН ДЕМЕ ЙИ ВХДЕФ ЗПТБЪДП НЕОШЫЕ, ЕУМЙ ЧЩ УОЙЪЙФЕ УЧПА «РМБОЛХ ЧБЦОПУФЙ».

чЩЧПД ПФУАДБ ПДЙО: ОХЦОП УПЪОБФЕМШОП РЕТЕУНПФТЕФШ УЧПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ТБВПФЕ (ХЮЕВЕ), ЮФПВЩ ХУФТБОЙФШ ЙЪВЩФПЮОЩК РПФЕОГЙБМ. пВСЪБФЕМШОП ДПМЦОП ВЩФШ УЧПВПДОПЕ ЧТЕНС, ЛПЗДБ ЧЩ НПЦЕФЕ ЪБОЙНБФШУС ФЕН, ЮФП ЧБН ОТБЧЙФУС РПНЙНП ТБВПФЩ. лФП ОЕ ХНЕЕФ ПФДЩИБФШ, ПФЛМАЮБФШУС, ФПФ ОЕ ХНЕЕФ ТБВПФБФШ. рТЙИПДС ОБ ТБВПФХ, УДБКФЕ УЕВС Ч БТЕОДХ . пФДБКФЕ УЧПЙ ТХЛЙ Й ЗПМПЧХ, ОП ОЕ УЕТДГЕ. нБСФОЙЛХ ТБВПФЩ ОХЦОБ ЧУС ЧБЫБ ЬОЕТЗЙС, ОП ЧЩ ЦЕ РТЙЫМЙ Ч ЬФПФ НЙТ ОЕ ФПМШЛП ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ТБВПФБФШ ОБ НБСФОЙЛ? чБЫБ ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФШ Ч ТБВПФЕ ЪБНЕФОП ЧПЪТБУФЕФ, ЛПЗДБ ЧЩ ХУФТБОЙФЕ УЧПЙ ЙЪВЩФПЮОЩЕ РПФЕОГЙБМЩ Й ПФЧСЦЕФЕУШ ПФ НБСФОЙЛПЧ.

уДБЧБС УЕВС Ч БТЕОДХ, ДЕКУФЧХКФЕ ВЕЪХРТЕЮОП. оЕ ДПРХУЛБКФЕ НЕМЛЙИ ПРМПЫОПУФЕК, ЪБ ЛПФПТЩЕ ЧБУ УНПЗХФ ПВЧЙОЙФШ Ч ЬМЕНЕОФБТОПК ИБМБФОПУФЙ. вЕЪХРТЕЮОПУФШ ЛБУБЕФУС ЧБЫЙИ ПВСЪБООПУФЕК. уДБЧБФШ УЕВС Ч БТЕОДХ ЧПЧУЕ ОЕ ПЪОБЮБЕФ ДЕКУФЧПЧБФШ ТБУИМСВБООП, ВЕЪПФЧЕФУФЧЕООП. ьФП ПЪОБЮБЕФ ДЕКУФЧПЧБФШ ПФТЕЫЕООП, ОЕ УПЪДБЧБС ЙЪВЩФПЮОЩИ РПФЕОГЙБМПЧ, ОП РТЙ ЬФПН ЮЕФЛП ЧЩРПМОСФШ ФП, ЮФП ПФ ЧБУ ФТЕВХЕФУС. ч РТПФЙЧОПН УМХЮБЕ, ЧБУ ЦДХФ ОЕРТЙСФОПУФЙ.

оБРТЙНЕТ, Х ЧБУ ОБ ТБВПФЕ ЧУЕЗДБ ОБКДХФУС МАДЙ, ЛПФПТЩЕ, Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ЧБУ, РПЗТХЦБАФУС Ч ТБВПФХ У ЗПМПЧПК. пОЙ ОБ РПДУПЪОБФЕМШОПН ХТПЧОЕ РПЮХЧУФЧХАФ, ЮФП ЧЩ УДБЕФЕ УЕВС Ч БТЕОДХ, ФП ЕУФШ ОЕ РТЙМБЗБЕФЕ ПУПВЩИ ХУЙМЙК, ОП Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС ДЕКУФЧХЕФЕ ЬЖЖЕЛФЙЧОП. ьФЙ УФБТБФЕМШОЩЕ ПУПВЩ ЙОФХЙФЙЧОП ОБЮОХФ ЙУЛБФШ РПЧПД, ЮФПВЩ РПДМПЧЙФШ ЧБУ ОБ ЛБЛПК-ОЙВХДШ ПРМПЫОПУФЙ. лБЛ ФПМШЛП ЧЩ УПЧЕТЫЙФЕ ПЫЙВЛХ, ПОЙ УТБЪХ ОБВТПУСФУС ОБ ЧБУ. пЫЙВЛБ ВХДЕФ ЬМЕНЕОФБТОПК, Й РПФПНХ ДПУБДОПК. оБРТЙНЕТ, ЧЩ ПРПЪДБЕФЕ, ЮФП-ОЙВХДШ ЪБВХДЕФЕ ЙМЙ РТПЪЕЧБЕФЕ. еУМЙ ВЩ ЧЩ ВЩМЙ У ЗПМПЧПК РПЗТХЦЕОЩ Ч ТБВПФХ, ПЫЙВЛБ ВЩМБ ВЩ РТПУФЙФЕМШОПК. оП ФЕРЕТШ ЧБУ ПВЧЙОСФ Ч ФПН, ЮФП ЧЩ ПФОПУЙФЕУШ Л ТБВПФЕ У РТПИМБДГЕК.

рПДПВОЩЕ УЙФХБГЙЙ НПЗХФ ЧПЪОЙЛБФШ ОЕ ФПМШЛП ОБ ТБВПФЕ, ОП Й Ч УЕНШЕ, Ч ЛТХЗХ ЪОБЛПНЩИ. рПЬФПНХ ОЕПВИПДЙНП Ч МАВПК УЙФХБГЙЙ, ЗДЕ ЧЩ УДБЕФЕ УЕВС Ч БТЕОДХ, ЧЩРПМОСФШ УЧПЙ ПВСЪБООПУФЙ ЮЕФЛП, ЮФПВЩ ЧБУ ОЕ УНПЗМЙ ХРТЕЛОХФШ. ъБ ВЕЪХРТЕЮОПУФША ДПМЦОЩ УМЕДЙФШ ОЕ ЧЩ, Б ЧБЫ ЧОХФТЕООЙК ОБВМАДБФЕМШ - уНПФТЙФЕМШ . йОБЮЕ ЧЩ УОПЧБ РПЗТХЪЙФЕУШ Ч ЙЗТХ У ЗПМПЧПК. чОХФТЕООЙК уНПФТЙФЕМШ ОЕ ЙНЕЕФ ОЙЮЕЗП ПВЭЕЗП У ТБЪДЧПЕОЙЕН МЙЮОПУФЙ. чЩ РТПУФП Ч ЖПОПЧПН ТЕЦЙНЕ РПДНЕЮБЕФЕ РТП УЕВС, ЮФП Й ЛБЛ ЧЩ ДЕМБЕФЕ.

нПЦОП ЧПЪТБЪЙФШ: Б ЛБЛ ЦЕ РТЙОСФП «ЧЛМБДЩЧБФШ ДХЫХ Ч УЧПЕ ДЕМП»? ьФП, УНПФТС ЛБЛПЕ ДЕМП. «хИПД Ч ТБВПФХ» ПРТБЧДБО ФПМШЛП Ч ПДОПН УМХЮБЕ - ЕУМЙ ТБВПФБ СЧМСЕФУС чБЫЕК ГЕМША. п ФПН, ЮФП ФБЛПЕ чБЫБ ГЕМШ, НЩ РПЗПЧПТЙН РПЪЦЕ. ч ЬФПН УМХЮБЕ ТБВПФБ УМХЦЙФ ФПООЕМЕН, ЧЕДХЭЙН ЧБУ Л ХУРЕИХ. фБЛБС ТБВПФБ ОБПВПТПФ, ОБЛБЮЙЧБЕФ ЧБУ ЬОЕТЗЙЕК, ДБЕФ ЧБН ТБДПУФШ, ЧДПИОПЧЕОЙЕ Й ХДПЧМЕФЧПТЕОЙЕ. еУМЙ ЧЩ ЙЪ ФЕИ ТЕДЛЙИ УЮБУФМЙЧЮЙЛПЧ, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ У ХЧЕТЕООПУФША УЛБЪБФШ ФБЛ РТП УЧПА ТБВПФХ, ЪОБЮЙФ, ЧБН ОЕ П ЮЕН ВЕУРПЛПЙФШУС.

чУЕ ЙЪМПЦЕООПЕ Ч РПМОПК НЕТЕ ПФОПУЙФУС ФБЛ ЦЕ Й Л ХЮЕВЕ. дБМЕЕ НЩ ТБУУНПФТЙН РТПЮЙЕ ЦЙЪОЕООЩЕ УЙФХБГЙЙ, ЛПЗДБ УПЪДБАФУС ЙЪВЩФПЮОЩЕ РПФЕОГЙБМЩ, Й ЛБЛЙЕ ЧТЕДОЩЕ РПУМЕДУФЧЙС ОЕУХФ У УПВПК ДЕКУФЧЙС ТБЧОПЧЕУОЩИ УЙМ.

Важность

Важность возникает там, где чему-то придается излишне большое значение. Это избыточный потенциал в чистом виде, при устранении которого равновесные силы формируют проблемы для того, кто этот потенциал создает. Существует два типа важности: внутренняя и внешняя.

Внутренняя, или собственная важность, проявляется как переоценка своих достоинств или недостатков. Формула внутренней важности звучит так: «я важная персона», или «я выполняю важную работу». Когда стрелка важности зашкаливает, за дело берутся равновесные силы — и «важная птица» получает щелчок по носу. Того, кто «выполняет важную работу», тоже ждет разочарование: либо работа будет никому не нужна, либо будет выполнена очень плохо. Существует еще обратная сторона, а именно, принижение своих достоинств, самоуничижение. Величина избыточного потенциала в обоих случаях одинакова, разница только в знаках.

Внешняя важность также искусственно создается человеком, когда он придает слишком большое значение объекту или событию внешнего мира. Формула внешней важности: «для меня большое значение имеет то-то», или «для меня очень важно сделать то-то». При этом создается избыточный потенциал, и все дело будет испорчено. Представьте, что вам необходимо пройти по бревну, лежащему на земле. Нет ничего проще. А теперь вы должны пройти по тому же бревну, перекинутому через крыши двух высотных домов. Это для вас очень важно, и вам не удастся убедить себя в обратном.

Волна удачи

Волна удачи образуется как скопление благоприятных для вас линий жизни. В пространстве вариантов есть все, и в том числе вот такие золотые жилы. Если вы попали на крайнюю линию такой неоднородности и поймали удачу, вы можете по инерции скользить на другие линии скопления, где следуют новые счастливые обстоятельства. Но если за первым успехом вновь пошла черная полоса, значит, вас зацепил деструктивный маятник и увел в сторону от волны удачи.

Выбор

Трансерфинг предлагает принципиально иной подход к достижению целей. Человек делает выбор, словно заказ в ресторане, не заботясь о средствах достижения. В итоге цель реализуется по большей части сама, независимо от прямых действий заказчика. Ваши желания не исполнятся. Ваши мечты не сбудутся. Но ваш выбор — это непреложный закон, и он будет неизбежно реализован. Суть выбора невозможно объяснить в двух словах. Весь Трансерфинг о том, что такое выбор и как его делать.


Единство души и разума

Разум имеет волю, но не способен управлять внешним намерением. Душа способна ощутить свою тождественность с внешним намерением, но не имеет воли. Она летает в пространстве вариантов, как неуправляемый бумажный змей. Для того чтобы подчинить воле внешнее намерение, необходимо добиться единства души и разума. Это состояние, в котором чувства души и мысли разума сливаются воедино. Например, когда человек наполнен радостным вдохновением, его душа «поет», а разум «удовлетворенно потирает руки». В таком состоянии человек способен творить. Но бывает, что душа и разум находят единство в беспокойстве, страхах и неприятии. Тогда сбываются худшие ожидания. Наконец, когда здравый рассудок твердит одно, а сердце противится, это значит, что душа и разум находятся в разладе.

Загадка Смотрителя

«Каждый человек может обрести свободу выбирать все, что захочет. Как получить эту свободу?» Человек не знает о том, что можно не добиваться, а просто получать желаемое. Звучит совершенно невероятно, но тем не менее это действительно так. Ответ на эту загадку вы узнаете, только прочитав всю книгу «Трансерфинг реальности» до конца. Не пытайтесь сразу заглянуть в последнюю главу, потому что ответ вам будет непонятен.

Знаки

Путеводными знаками являются те, которые указывают на грядущий поворот течения вариантов. Если надвигается нечто, способное оказать существенное влияние на ход событий, появляется знак, сигнализирующий об этом. Когда течение вариантов делает поворот, вы переходите на другую линию жизни. Каждая линия более-менее однородна по своим качествам. Поток в течении вариантов может пересекать разные линии. Линии жизни отличаются друг от друга своими параметрами. Перемены могут быть незначительными, но разница все же ощущается. Вот эту качественную разницу вы и подмечаете сознательно или подсознательно: будто что-то не так.

Путеводные знаки появляются только в том случае, когда начинается переход на другие линии жизни. Отдельные явления вы можете не заметить. Например, ворона каркнула, а вы не обратили внимания. Вы не почувствовали качественной разницы, значит, все еще находитесь на прежней линии. Но если что-то в явлении вас насторожило, значит, это знак. Знак отличается от обычного явления тем, что он всегда сигнализирует о начавшемся переходе на существенно отличную линию жизни.

Избыточный потенциал

Избыточный потенциал — это напряженность, локальное возмущение в равномерном энергетическом поле. Такая неоднородность создается мысленной энергией, когда какому-нибудь объекту придается избыточно важное значение. Например, желание — это избыточный потенциал, поскольку оно стремится притянуть вожделенный предмет туда, где его нет. Томительное желание иметь то, чего у вас нет, создает энергетический «перепад давления», который порождает ветер равновесных сил. Другие примеры избыточных потенциалов: недовольство, осуждение, восхищение, преклонение, идеализация, переоценка, презрение, тщеславие; чувства превосходства, вины, неполноценности.

Индуцированный переход

Катастрофы, стихийные бедствия, вооруженные конфликты, экономические кризисы развиваются по спирали. Сначала идет зарождение, потом раскрутка, все больше нагнетается напряженность, затем кульминация, эмоции уже пылают вовсю и, наконец, развязка — вся энергия распыляется в пространство, и наступает временное затишье. Примерно так же работает водоворот.

Внимание группы людей попадает в петлю захвата маятника, который начинает все сильнее раскачиваться, увлекая за собой на бедственные линии жизни. Человек откликается на первый толчок маятника — например, реагирует на негативное событие, принимает участие в завязке и оказывается в зоне действия спирали, которая раскручивается и затягивает, подобно воронке.

Явление затягивания в воронку определяется как индуцированный переход на линию жизни, где человек становится жертвой. Его отклик на толчок маятника и последующая взаимная подпитка энергией колебаний индуцируют переход на линию жизни, близкую по частоте к колебаниям маятника. В результате негативное событие включается в слой мира данного человека.

Координация важности

Не придавайте ничему избыточно важного значения. Ваша важность нужна не вам, а маятникам. Маятники управляют людьми, как марионетками, с помощью нитей важности. Человек боится отпустить нити важности, потому что находится во власти зависимости, которая создает иллюзию опоры и уверенности.

Уверенность представляет собой тот же избыточный потенциал неуверенности только с обратным знаком. Осознанность и намерение позволяют проигнорировать игру маятников и добиться своего без борьбы. А когда есть свобода без борьбы, тогда уверенность не нужна. Если я свободен от важности, мне нечего защищать и нечего завоевывать — я просто спокойно иду и выбираю свое.

Чтобы освободиться от маятников, необходимо отказаться от внутренней и внешней важности. Проблемы и препятствия на пути к цели также возникают как следствие избыточных потенциалов важности. Препятствия держатся на фундаменте важности. Если намеренно сбросить важность, препятствия рухнут сами.

Координация намерения

Реализация худших ожиданий у людей, склонных к негативизму, подтверждает, что человек способен оказывать влияние на ход событий. Каждое событие на линии жизни имеет два ответвления в пространстве вариантов — в благоприятную и в неблагоприятную сторону. Всякий раз, сталкиваясь с тем или иным событием, вы делаете выбор, как к нему относиться. Если вы рассматриваете событие как позитивное, вы попадаете на благоприятное ответвление линии жизни. Однако склонность к негативизму заставляет вас выражать недовольство и выбирать неблагоприятное ответвление.

Как только вас что-то раздосадовало, следом идет новая неприятность. Вот так и получается, что «беда никогда не приходит одна». Но череда неприятностей следует не за самой бедой, а за вашим отношением к ней. Закономерность формируется вашим выбором, который вы делаете на развилке. Анализируя степень своей склонности к негативизму, вы можете составить себе представление, куда вас уводит за всю жизнь такая вот вереница негативных ответвлений.

Принцип координации намерения звучит следующим образом. Если вы вознамеритесь рассматривать кажущееся негативным изменение в сценарии как позитивное, тогда все именно так и будет. Руководствуясь этим принципом, вы сможете добиться такого же успеха в позитивном, какого негативисты добиваются в своих худших ожиданиях.

Линия жизни

Жизнь человека, как и любое другое движение материи, представляет собой цепочку причин и следствий. Следствие в пространстве вариантов всегда расположено близко по отношению к своей причине. Как одно вытекает из другого, так и близлежащие секторы пространства выстраиваются в линии жизни. Сценарии и декорации секторов на одной линии жизни более-менее однородны по своему качеству. Жизнь человека размеренно течет по своей линии до тех пор, пока не происходит событие, существенно меняющее сценарий и декорации. Тогда судьба делает поворот и переходит на другую линию жизни. Вы всегда находитесь на тех линиях, параметрам которых удовлетворяет ваше мысленное излучение. Изменив свое отношение к миру, то есть свой мыслеобраз, вы переходите на иную линию жизни, с другими вариантами развития событий.

Информационная структура пространства вариантов при определенных условиях может материализоваться. Всякая мысль, так же как и сектор пространства, имеет определенные параметры. Мысленное излучение, «подсвечивая» соответствующий сектор, реализует его вариант. Таким образом мысли оказывают непосредственное влияние на ход событий.

Пространство вариантов служит шаблоном, оно определяет форму и траекторию движения материи. Материальная реализация движется в пространстве и времени, но варианты остаются на месте и существуют вечно. Каждое живое существо своим мысленным излучением формирует слой своего мира. Наш мир населяет множество живых организмов, и каждый вносит свой вклад в формирование реальности.

██ ██ Трансерфинг - это мощная технология управления реальностью. Стоит применить ее, и жизнь начнет меняться под ВАШ заказ. Цель при использовании технологии Трансерфинга не достигается, а реализуется по большей части сама. В это невозможно поверить, но только с первого взгляда. Идеи, изложенные в книге, уже нашли практическое подтверждение. Те, кто пробовали заниматься Трансерфингом, испытали удивление, граничащее с восторгом. Окружающий мир Трансерфера непостижимым образом меняется буквально на глазах.

Вадим Зеланд

Избыточные потенциалы

Все в природе стремится к равновесию. Перепад атмосферного давления выравнивается ветром. Разница в температурах компенсируется теплообменом. Везде, где бы ни появился избыточный потенциал любой энергии, возникают равновесные силы, направленные на устранение дисбаланса. Все законы в природе являются вторичными, производными от закона равновесия. Мы привыкли, что в жизни бывают белые и черные полосы, успех сменяется поражением. Это все проявления закона равновесия. Ведь как удача, так и неудача являются нарушением баланса.

Полное равновесие - это когда вообще ничего не происходит, а вот абсолютного не бывает. Во всяком случае, этого еще никому не удавалось наблюдать. В мире постоянно наблюдаются колебания: день - ночь, прилив - отлив, рождение - смерть, и так далее. Даже в вакууме идет непрестанное рождение и аннигиляция элементарных частиц.

Весь мир можно представить в виде маятников, которые раскачиваются, угасают и взаимодействуют друг с другом. Каждый маятник принимает толчки от своих соседей и передает им свои. Одним из основных законодателей, управляющих всей этой сложной системой, является закон равновесия. В конечном счете все стремится к равновесию. Вы сами являетесь своего рода маятником.

Если вам вздумается нарушить равновесие и резко качнуться в какую-нибудь сторону, вы заденете соседние маятники и тем самым создадите вокруг себя возмущение,которое потом обернется против вас. Равновесие можно нарушить не только действиями, но и мыслями. И не только потому, что за ними следуют действия. Как вам известно мысли излучают энергию. В мире материальной реализации все имеет под собой энергетическую основу. И все, что происходит на невидимом уровне, отражается в мире видимых материальных объектов. Может показаться, что энергия наших мыслей слишком мала, чтобы оказывать влияние на окружающий нас мир.

На энергетическом уровне все материальные объекты имеют одинаковое значение. Это мы наделяем их определенными качествами: хорошее - плохое, веселое - грустное, привлекательное - отталкивающее, доброе - злое, простое - сложное и так далее.

Все в этом мире подвергается нашей оценке. Сама по себе оценка не создает неоднородность в энергетическом поле. Сидя у себя в кресле, вы оцениваете: здесь сидеть безопасно, а вот стоять на краю пропасти опасно. Однако в данный момент вас это не беспокоит. Вы просто даете оценку, поэтому равновесие никак не нарушается.

Избыточный потенциал появляется только в том случае, если оценке придается излишне большое значение. Получается, что мысленная энергия стремится искусственно воспроизвести определенное качество там, где его на самом деле нет. Однако сама по себе ошибка в оценке никакой роли не играет. Только важность конкретно для вас наделяет оценку вашей энергией.

Избыточные потенциалы, будучи невидимыми и неощутимыми, тем не менее, играют значительную и притом коварную роль в жизни людей. Действия равновесных сил по устранению этих потенциалов порождают львиную долю проблем. Коварство заключается в том, что человек зачастую получает результат прямо противоположный намерению.

При этом совершенно не понятно, что же происходит. Отсюда возникает ощущение, будто действует какая-то необъяснимая злая сила, своего рода « закон подлости». Почему мы получаем то, чего активно не хотим? Как от нас ускользает, напротив, желаемое. Если на одну чашу весов поставить работу (уйти в работу), а на другую - все остальное, равновесие нарушится и последствия не заставят себя долго ждать.

Результат будет прямо противоположным ожидаемому. Во всем нужно знать меру. Если вы чувствуете, что сильно устаете, что работа стала для вас каторгой, значит, нужно сбавить темп или вообще сменить работу. Усилия сверх меры обязательно приведут к отрицательному результату.

На вас может навалиться депрессия. А как же, ведь вы принуждаете себя делать то, что вам в тягость. Разум твердит: « Давай, надо зарабатывать деньги!». А душа (подсознание) удивляется: « Разве для того я пришла в этот мир, чтобы страдать и мучиться? Для чего мне все это?. В конце концов, вы получите хроническую усталость ощущение, что бьешься как рыба об лед, а толку никакого.

Другие люди при этом добиваются большего, затрачивая при этом гораздо меньше усилий. Вам необходимо срочно снизить свою « планку важности», пересмотреть свое отношение к работе, чтобы устранить избыточный потенциал. Обязательно должно быть свободное время, когда вы можете заниматься тем. Что вам нравится помимо работы. Кто не умеет отдыхать, отключаться, то не умеет работать.

Приходя на работу, сдайте себя в аренду (во временное пользование). Отдайте свои руки и голову, но не сердце. Маятнику работы нужна вся ваша энергия, но вы же пришли в мир не только для того, чтобы на него работать? Ваша эффективность в работе заметно возрастет, когда вы устраните избыточные потенциалы и освободитесь от маятников.

Сдавая себя в аренду, действуйте безупречно. Не допускайте мелких оплошностей, за которые вас смогут обвинить в элементарной халатности. Безупречность касается ваших обязанностей. Сдавать себя в аренду вовсе не означает действовать расхлябанно, безответственно. Это означает действовать отрешенно, не создавая избыточных потенциалов, но при этом четко выполнять то, что от вас требуется. В противном случае могут возникать неприятности.

« Уход в работу» оправдан только в одном случае - если работа является вашей целью. В этом случае работа служит тоннелем, ведущим вас к успеху. Такая работа, наоборот, накачивает энергией, дает радость, вдохновение и удовлетворение. Если вы из тех редких счастливчиков, которые могут с уверенностью сказать так про свою работу, значит, вам не о чем беспокоиться.
Все изложенное в полной мере относится также к учебе

1 Мотивация и эффективность деятельности

2 Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона

3 Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
Итак, прежде чем перейти к рассмотрению первого вопроса: мотивация и эффективность деятельности, давайте с Вами, вспомним понятие мотивации и разберемся с понятием эффективности деятельности.

Это следует сделать потому, что всякий разговор о чём – либо не может быть плодотворным, если заранее не разобраться в его предмете.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. При этом все определения мотивации можно отнести к двум направлениям:
1. Рассмотрение мотивации со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов.

Мотивация – это вся совокупность различных побуждений, мотивов, потребностей, интересов, целей, влечений и т. д., что в наиболее широком смысле подразумевает мотивацию поведения вообще.
2. Рассмотрение мотивации как динамического образования, как процесса, как механизма.

Мотивация – это внутренняя детерминация деятельности и поведения человека, а также психический процесс, преобразования внешних воздействий во внутреннее побуждение.
Давайте вспомним и понятия внешней и внутренней мотивации! Они нам понадобятся для лучшего понимания сути рассматриваемого вопроса.
Внешняя мотивация - конструкт для описания детерминации поведе­ния в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулиру­ют, находятся вне Я ( self ) личности или вне поведения.
Внутренняя мотивация - конструкт, описывающий такой тип детер­минации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри само­го поведения. Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощ­рений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ра­ди нее самой, а не для достижения каких-либо вне шн их наград. Такая дея­тельность является самоцелью, а не средством для достижения некой дру­гой цели.
В западной психологической литературе используются термины «экстринсивная мотивация» и «интринсивная мотивация».
Экстринсивная мотивация - это мотивация, обусловленная внешними условиями и обстоятельствами, а интринсивная мотивация - это мотивация внутренняя, связанная с личностными диспозициями .
Теперь перейдем к рассмотрению понятия эффективности…
Эффективный – дающий эффект, действенный.
Понятие «эффективность» рассматривается в рам­ках различных наук. Первоначально оно было наи­более разработано в праксеологии (учении о практи­ческой деятельности, правилах и методах эффектив­ной деятельности). Основные идеи этой науки о рациональной деятельности еще в 1913 году сфор­мулировал известный польский ученый Т. Котарбиньский. Он выделил два значения понятия эффек­тивности и постулировал, что «этот термин понима­ют как в широком, так и в узком значении. В широ­ком значении он охватывает всю совокупность поло­жительных признаков ее правильности, а правильная деятельность и эффективная деятельность - это одно и то же. Эффективность в узком смысле, иначе искусность, сноровка - это способность умело выполнять какую-либо практическую или близкую ей деятельность».

Понятие эффективности также выражает отношение результата деятельности к затратам общественного труда. С этой точки зрения наиболее эффективна деятельность, которая при неизменных затратах ведет к получению максимального результата, либо когда один и тот же результат получается при мини­муме затрат».

А.Л. Журавлёв , учитывая соотношение результата с затратами на его достижение, использует понятие «эффективность » деятельности .

Эффективность, прежде всего, отражает правильность направления, выбранного для достижения конечного результата (т. к. резуль­тат, даже хороший, может быть достиг­нут не совсем рациональным путем, с помощью затраты дополнительных усилий или ресурсов). Поэтому эффективность, отражает верность выбранного направления к достижению поставленной цели и конечный результат деятель­ности, в большей мере учитывающий способы его достижения (затраты).


Договорившись о предмете, перейдем к рассмотрению первого вопроса…
1 Мотивация и эффективность деятельности
Как мы с вами уже не раз говорили, одной из характеристик мотива является его сила.

Она влияет не только на уровень активности человека, но и на успешность этой активности, в частности - на эффективность деятельности.


С силой мотива связана его устойчивость. Если она проявляется ситуативно, «здесь и сейчас», то говорят об упорстве , если устойчивость характеризует мотивационную установку, то говорят о настойчивости.
Исторически изучение этого вопроса началось в первой четверти XX века в связи с исследованием влияния различной по силе стимуляции на уровень активности, силу эмоциональной реакции и эффективность научения.
При этом под мотивацией - понималось всякое стимулирующее воздействие на активность человека и животных, вплоть до введения фармакологических препаратов.

Было выявлено, и прежде всего опытами Йеркса и Додсона (1908) по различению двух яркостей, что чрезмерная стимуляция приводит к замедлению скорости научения.

В эксперименте давалась задача, предполагавшая три уровня различения ; предусматривались и три уровня стимуляции (мотивации ): сильный, средний и слабый удары электрическим током как наказание за ошибку.

В итоге были получены три кривых, которые показывают, что в каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором научение является наиболее быстрым (см. рисунок ниже).


Полученные при этом результаты представлены на рис. 1.

По оси абсцисс от­ложены уровни силы электрического тока, по оси ординат - число проб, необходи­мых для достижения хорошего различения; три кривые соответствуют трем уров­ням трудности задачи.

Однако результаты свидетельствуют и о том, что оптимум мотивации зависит и от трудности выполняемой задачи .

В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации.

Вместе с тем, при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но вероятность их появления возникает при трудных задачах.


Таким образом, результаты эксперимента показывают, что в каждом случае имеется оптимум силы тока (мотивации ), при котором научение происходит быстрее всего.

Важно также еще раз подчеркнуть, что оптимум стимуляции зависит и от трудности задачи : чем она труднее, тем оптимум ближе к пороговой величине стимула.

Следовательно, при сложной задаче нужна слабая мотивация, а при легкой - сильная.
2 Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона
Законов фактически два.
Закон 1. По мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности, постепенно снижается.
Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.
Закон 2. Чем сложнее для человека выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.
Дела средней сложности лучше делать при среднем уровне мотивации.


Рис. 2. Схема, иллюстрирующая закон Йеркса-Додсона
Таким образом, законом Йеркса - Додсона в психологии называют зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Следовательно, существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации ).


Например: уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более баллов) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. То есть - очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.
Во многих последующих исследованиях феномен получил экспериментальное подтверждение. В частности, было доказано, что с усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика – качество исполнения ухудшается.
   Эксперимент, повторенный на людях, продемонстрировал аналогичные результаты. В качестве экспериментального материала выступали задачи-головоломки, в качестве мотивирующего стимула - денежное вознаграждение (сумма награды за правильное решение, поначалу ничтожная, постепенно возрастала до весьма значительной). И вот что обнаружилось.
За чисто символический выигрыш люди работали «спустя рукава», и результаты были невысокими. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улучшались и результаты. Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались. Таким образом, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.
Похоже, авторы популярных самоучителей жизненного успеха плохо знакомы с психологией. Выдвигаемый ими лозунг «Сосредоточить всего себя на желанной цели» - не совсем точен. Цель, безусловно, нужно перед собой иметь, к ней нужно стремиться. Но при этом нельзя забывать, что одержимость целью может оказать и скверную услугу.
X. Хекхаузен показал, что сильномотивированные и мотивированные на успех склонны планировать свое будущее на больше промежутки времени.

Критика
Между тем, говоря об этом законе, необходимо сделать некоторые замечания.
1.

Выявленные закономерности приобрели широкую известность, как за рубежом, так и среди отечественных психологов. Однако справедливости ради, необходимо отметить, что они в значительной мере согласуются с законом оптимума-пессимума , который сформулировал русский физиолог Н. Е. Введенский (1905) и распространил его и на поведение человека.


Так, он писал, что одним из условий плодотворности умственного труда является соблюдение закона оптимума , под которым он понимал «мерность» и ритм работы.
Слишком быстро идущий человек скорее утомляется, писал Н. Е. Введенский, но и идущий слишком медленно - тоже (например, когда взрослый приспосабливается к детскому шагу). Порывистость в работе, внезапное ее усиление оказываются неблагоприятными для производительности. Но это, же правило справедливо и для высших видов нервно-психической и умственной деятельности.
Н. Е. Введенский понимал, и это особо следует подчеркнуть, что оптимум индивидуален для каждого человека.
2.
Далее, закон Йеркса-Додсона (впрочем, как и закон оптимума-пессимума), если учитывать экспериментальные данные, на основании которых он сформулирован, касается силы детерминации (стимуляции), силы внешних раздражителей, но не мотивации как внутреннего (психического) процесса и не силы мотива как внутреннего побудителя.
И все же очевидно, что этот закон и закон оптимума-пессимума имеют отношение и к самостимуляции, и к силе возникающих желаний, а следовательно, и к мотивации и мотиву.
Как отмечает Ж. Нюттен (1975), идея оптимума мотивации столь же стара, как и человеческая мысль. Поэтому психологи разных стран признавали, что интенсивная стимуляция отрицательно сказывается на нашей эффективности.

В справедливости этих рассуждений сомневаться не приходится, однако проблема состоит в том, что экспериментального подтверждения их очень мало. Все эксперименты сводятся к тому, чтобы создать условия, при которых человек захотел бы сделать нечто быстрее, лучше, но какова была у него при этом сила мотива (потребности, стремления, желания) сказать нельзя, так как она не измеряема напрямую , о ней можно судить только косвенно. Мы лишь предполагаем, что при усилении стимуляции (как правило, внешней, но лучше было бы - внутренней, исходящей от самого субъекта) увеличивается и сила мотива. В этом отношении и эксперименты Йеркса-Додсона не являются доказательством того, что речь в них идет о мотивах. Скорее всего, эффективность научения менялась в связи с различным уровнем тревоги, страха перед наказанием.

И все же, прежде всего практика подтверждает, что оптимум мотивации и силы мотива существует .
Например, имеются наблюдения, что школьники, которые отвечали на экзаменах хуже обычного, - это лица со сверхсильной мотивацией, отличающиеся завышенной самооценкой и неадекватным уровнем притязаний. На экзаменах у них ярко проявляются признаки эмоциональной напряженности.

3 Мотивирующий потенциал внешних факторов стимуляции
Под мотивационным потенциалом понимают силу того воздействия, которое оказывает на энергетику мотива данный стимул. Внешние и внутренние стимулы могут усиливать или ослаблять силу мотива.
На силу мотива могут влиять различные факторы, которые мы рассмотрим более подробно.
1. Похвала, моральное поощрение и порицание, наказания.
Вопрос о влиянии поощрения и наказания изучается психологами в ос­новном в связи с проблемой обучения, где они рассматриваются как положительное и отрицательное подкрепления.


  • одобрение вызывает повторение желательной реакции, а неодобрения – торможение нежелательной реакции, в связи с чем, первое действует сильнее, нежели второе (Э. Торндайк, 1935) Однако дальнейшие исследования этого вопроса выявили противоречивость получаемых результатов.
Например, было установлено, что повторное наказание при осуществлении какого-либо действия не мешает непреодолимому желанию прибегать к нему снова и снова. Лишь в том случае, если то или иное действие или предмет не удовлетворяет больше никакой позитивной потребности, индивид начинает терять к нему всякий интерес (В. Вудвордс, Г. Шлосберг, 1954);

  • похвала и порицание становятся действенными, если учитывать психологические особенности человека (Г. Томсон, С. Канникатт, 1944);

  • похвала и порицание оказывают стимулирующее воздействие только в том случае, если повторяются подряд не больше четырех раз . Длительно используемое порицание (впрочем, как и похвала) приводит к негативным последствиям как для эффективности труда, так и для развития личности (В. В. Маркелов 1972);

  • порицание часто отрицательно влияет на лиц со слабой нервной системой. Похвала действует на них положительно , а на лиц с сильной нервной системой почти не оказывает стимулирующего действия ;

  • публичная похвала очень хорошо оценивается людьми , в то время как публичное иронизирование вызывает самое отрицательное отношение . Что же касается выговора наедине , то больше половины людей реагируют на него позитивно;

  • отрицательная оценка оказывает положительное (стимулирующее) влияние, если она полностью обоснована и дана тактично , с учетом ситуации и состояния человека, его индивидуальных особенностей (А. Г. Ковалева, 1974).

Характерно, что самые худшие резуль­таты работы, по данным А. Г. Ковалева, обнаружились не у тех, кого порицали, а у тех, кого никак не оценивали. «Незамечаемые», т. е. никак не оцениваемые, люди начинали работать все хуже и хуже вследствие снижения силы мотива к выполняе­мой работе, так как считали, что она никому не нужна.


Естественно, оценка должна быть, как правило, адекватна действительным до­стижениям человека. Однако в ряде случаев для стимулирования активности ста­рательного, но не очень способного или неуверенного в себе человека следует по­хвалить его и за небольшие и даже мнимые успехи.
Здесь можно привести слова И.-В. Гёте, который писал, что, обращаясь с ближними так, как они того заслужи­вают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, будто они лучше того, что представляют в действительности, мы тем самым заставляем их становиться лучше.
Существенным моментом является регулярность и своевременность оценки ре­зультатов деятельности.
С этой точки зрения учет успеваемости в вузах только на основании сдачи экзаменов в зимнюю и летнюю сессии нельзя признать удачным, исходя из стимуляции учебной активности студентов. Отсутствие, как в школе, по­стоянных опросов с отметками расслабляет студентов, не делает необходимыми ре­гулярные самостоятельные занятия по учебникам и конспектам лекций.

2. Материальное поощрение (вознаграждение).
В промышленной психологии роль денежного вознаграждения признавалась и признается ведущей в стимуляции работника.

В связи с чем возникла концепция «экономического человека». Согласно этой концепции, величина заработка должна возрастать в соответствии с ростом производительности труда.


При этом было обращено внимание на следующие моменты:

  • если материальное вознаграждение остается на одном и том же уровне, оно снижает со временем свой мотивационный потенциал. Чтобы этот стимул сохранял свою эффективность, необходим рост величины вознаграждения;

  • использование материального вознаграждения более эффективно в том случае, когда выполняемая работа может измеряться количественно, и менее эффективно там, где результаты работы трудно выразить в точных показателях;

  • имеет значение, как часто человек получает вознаграждение – через короткие или длинные промежутки времени; во втором случае мотивационный потенциал вознаграждения снижается ;

  • стимулирующее воздействие вознаграждения различно в зависимости от отношения к деньгам людей.

Вместе с тем, существуют вполне убедительные доказательства того, что имеются более существенные побудители трудовой деятельности человека, чем заработная плата или, по крайней мере, что зарплата является не единственным средством усиления мотивов трудовой деятельности человека (например, моральное поощрение).


Вообще отношение к деньгам у людей разное, отсюда и стимулирующее воздей­ствие вознаграждения различно. П. Вернимонт и С. Фитцпатрик (P. Wernimont, S. Fitzpatrick, 1972) показали, что, наряду с положительным отношением к ним (деньги как мерило удачливости и благополучия, как социально приемлемый атри­бут бытия, как консервативная коммерческая ценность), у ряда лиц наблюдается и отрицательное отношение (деньги как моральное зло, как объект презрения).
3. Соревнование как стимулирующий фактор.
В работах по социальной психологии указывается на «эффект соперничества» : явное или воображаемое (заочный контакт) нахождение личности в контакте с другими пробуждает у нее дух состязательности, стимулирует ее деятельность (В. М. Бехтерев, Н. Трипплет, Ф. Оллпорт).
Экспериментальными исследованиями были выявлены следующие закономерности:

  • очное соревнование с соперником заметно улучшает результаты, но еще большее улучшение наблюдается в том случае, если одновременно соревнуются две команды (А. Ц. Пуни, 1959);

  • рабочая активность людей была больше даже при простой осведомленности , что в соседних помещениях люди выполняют ту же работу;

  • осведомленность о том, что люди выступают на соревнованиях. может увеличивать скорость работы, а ее точность, качество могут и снижаться.

  • дети, как правило, стимулируются при нахождении друг с другом в большей степени, чем взрослые. Особенно острое соперничество возникает между сиблингами, что приводит нередко не к улучшению, а к ухудшению результатов;.

  • играет роль и значимость присутствующих людей;

  • имеют значение и типологические особенности людей. Лица с сильной нервной системой больше стимулируются соревновательной обстановкой, чем лица со слабой нервной системой;

  • стимулирующая роль соперничества зависит и от знания результатов других (В. Д. Шадриков, 1982);

  • существенную роль играет уровень притязаний и самооценки: самолюбивые люди в большей степени стимулируются соревновательной ситуацией, больше «заводятся».

4. Влияние присутствия других людей (coaction effects ).
Еще В. М Бехтерев отмечал, что имеется три типа людей: 1) социально возбудимые, 2) социально тормозимые и 3) социально индифферентные . В дальнейшем это было подтверждено многими исследованиями.

В частности, было установлено, что:


  • многие люди работают хуже , когда чувствуют на себе чужой взгляд;

  • большое значение имеет степень сложности и прочность навыков, которые необходимо освоить в присутствии других: простые и прочные навыки в большинстве случаев выполняются лучше, а еще только осваиваемые и сложные по координации навыки могут выполняться хуже;

  • имеет значение и степень интеллигентности : чем она выше, тем в большей степени возбуждается человек в присутствии других, тем больше он не хочет «ударить лицом в грязь»;

  • высокотревожные люди скорее обнаруживают отрицательную реакцию на присутствие других (зрителей, болельщиков), чем низкотревожные, а лица с высоким уровнем притязаний на поддержку зрителей чаще всего реагируют положительно.
Этим подтверждается существование «эффекта аудитории» , который оказывает на мотивы людей как стимулирующее (усиление энергии человека в присутствии других людей называется фасилитацией ) , так и тормозящее влияние (ингибиция, например страх выступления перед аудиторией).
5. Влияние успеха и неудачи.
Значительное влияние на силу и устойчивость мотивов оказывает успешность деятельности человека.

Успехи воодушевляют его, а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворенности родом занятий, т. е. к стойкому положительному отношению к своей деятельности.

Неудачи приводят к возникновению состояния фрустрации, которое может иметь два исхода в плане влияния на силу и устойчивость мотива.

В одном случае неудачи, повторяющиеся неоднократно, вызывают у человека желание оставить эту деятельность, так как он полагает, что мало способен к ней .

В другом случае – при неудаче у человека возникает агрессивная реакция, направленная на внешние объекты, сопровождающаяся досадой, озлобленностью, упрямством, стремлением добиться намеченного, во что бы то ни стало, даже вопреки реальным возможностям. При этом неудача рассматривается как случайность из-за сложившихся внешних обстоятельств, В результате мотив усиливается , но действия, предпринимаемые человеком под его влиянием, часто носят импульсивный и иррациональный характер: они продолжают осуществляться даже тогда, когда уже не целесообразны.
Оценка успеха или неудачи самим человеком всегда субъективна. Она определяется имеющимся у человека уровнем притязаний, сравнением своего достижения с достижениями других и т. п. Поэтому то, что для одного человека является успехом, другим будет расценено как неудача.
Переживание успеха–неуспеха возникает только в тех случаях, когда человек связывает их со своим усердием, способностями , т. е приписывает себе достигнутый результат – «внутреннее приписывание» (Ф. Хоппе, 1930)
«Приписывания» нет при легких и трудных заданиях или при выполнении незнакомого задания, в отношении которого еще не сформировалась субъективная шкала трудности, когда успехи и неуспехи единичны, не приводят к изменению уровня притязаний и расцениваются как случайные, зависящие от ситуации или других людей («внешнее приписывание»).
Отсюда, возникла и идея "локуса контроля": внешнего, если человек считает свое поведение результатом действия факторов и сил, лежащих за пределами его власти и контроля (судьба, счастливый случай, действия других людей и т. д.), и внутреннего, когда человек полагает, что его поведение определяется им самим.
6. Социально-психологический климат в коллективе, группе значительно влияет на отношение человека к выполняемой им работе, на силу его мотива.


  • Освобождение от неукоснительного соблюдения формальных требований администрации,

  • возможность определять режим своей деятельности,

  • обсуждение всем коллективом общих вопросов,

  • дружеская атмосфера – все это способствуют удовлетворению потребности человека в уважении со стороны других, потребности считаться значимым членом группы, принадлежать этой группе, ставшей для него референтной.

Удовлетворенность социально-психологическим климатом в группе, коллективе значительно влияет и на общую удовлетворенность работой, создает устойчивость мотива к этой работе.
7. Влияние общественного внимания (моральных стимулов).
Согласно теории «человеческих отношений» (Э. Мэйо), даже минимальные проявления внимания и заботы к нуждам работников (например, улучшение освещения в рабочем помещении, моральное поощрение на собрании и т. п.) повышает производительность труда . Но особенно повышается мотивация , когда человек знает, что его труд нужен обществу.

Однако чрезмерное проявление общественного внимания может иметь и негативные последствия (может появиться, например, «звездная болезнь» со всеми ее отрицательными сторонами), которые меняют направленность личности, ослабляют устремленность к творческим достижениям.


Кроме того, повышенная ответственность людей с высокой тревожностью может привести к тому, что, излишне волнуясь, желая оправдать общественное внимание, человек может снизить эффективность своей деятельности.
8. Привлекательность объекта потребности.
Сила потребности и энергетика мотива определяются привлекательностью объекта, вызывающего потребность .

Привлекательность может значительно усиливаться в связи с таинственностью объекта или с запретом его использования .

В первом случае стимулируется потребность в восприятии и исследовании (Р. Батлер, 1953).

Во втором случае, запрет что-то открыть, посмотреть, попробовать приводит к стимуляции познавательной мотивации и часто к обратному результату вследствие возникающего у человека любопытства, появлению значимости запрещаемого вследствие приписывания "запретному" плоду положительной валентности.

Привлекательность другого человека обозначают термином аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) На основе ее возникает привязанность как личностная потребность в общении с этим человеком, как особая социальная установка на этого человека, как специфическое эмоциональное отношение к нему (симпатия и даже любовь или, наоборот, антипатия и ненависть).

Известно, что люди притягиваются друг к другу либо по сходству, либо по контрасту. Однако природа этого явления остается до сих пор невыясненной
9. Привлекательность содержания деятельности.

Деятельность может привлекать, интересовать человека с разных сторон.

Это может быть неизвестность , загадочность конечного результата (например, для ученого, путешественника, геолога, читателя детективов) или трудность решаемой задачи, которая «бросает вызов» самолюбию человека ("смогу или не смогу").

Очень часто, решая какую-либо задачу или проблему, человек испытывает удовольствие от напряжения и продуктивности деятельности, и, как следствие, у него повышаются сила и устойчивость мотива ее выполнения.


10. Наличие перспективы, конкретной цели.
В ряде исследований показано, что:

  • сила мотива и эффективность деятельности зависят от того, насколько ясно осознается человеком цель, смысл деятельности;

  • неопределенность будущего снижает мотивацию и целеустремленность;

  • близость цели , равно как и наличие представления о конечных результатах деятельности , сильнее побуждают к достижению этой цели;

  • длительное ожидание, откладывание на неопределенный срок удовлетворения потребности часто приводит к «охлаждению» человека, к потере желания, интереса. Тот же эффект оказывает и неясность цели, ее неконкретность ;

11. Прогноз и активность человека.

При выборе цели человек строит прогноз о вероятности ее достижения в данных условиях, при этом учитывается, естественно, прошлый опыт - положительный или отрицательный .


В зависимости от знака этого опыта эффективность деятельности может быть различной.
12. Функциональные состояния.
Имеется ряд состояний человека, которые резко уменьшают его мотивационный потенциал.

Так, при монотонности жизни, психическом пресыщении , утомлении исчезает желание выполнять работу , к которой вначале имелся положительный мотив.

Особенно сильно и длительно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии , которое характеризуется отрицательным эмоциональным фоном (подавленностью, тоской, отчаянием) из-за неприятных, тяжелых событий в жизни человека и сопровождающееся чувством беспомощности, неуверенности в своих возможностях, чувством бесперспективности. Сила потребностей, влечений резко снижается, что приводит к пассивному поведению, безынициативности.

В то же время могут возникать некоторые навязчивые состояния (непроизвольно, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, представления или побуждения к действию), при которых мотивационный потенциал резко увеличивается

Большое влияние на снижение мотивационного потенциала оказывает «профессиональное выгорание».

Синдром «выгорания» (burnout ) представляет собой набор негативных психических переживаний, «истощение» от длительного воздействия напряжения в профессиях, которые связаны с интенсивными межличностными взаимодействиями, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.

Термином «выгорание» описываются характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами при оказании им профессиональной помощи (X. Фреденбергером, 1974).
Выделяют три главных компонента «выгорания» (В. Pelman, E. Hartman, 1982):

1. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе целиком.

2. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного, негативного и, даже циничного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся обезличенными и формальными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

3. Сниженная рабочая продуктивность (редуцирование личностных достижений) проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности. Появляется безразличие к работе.

Быстрота возникновения «выгорания» зависит от личностных особенностей. Необщительные, застенчивые, эмоционально неустойчивые люди, импульсивные и нетерпеливые, с меньшей самодостаточностью, высокой эмпатией и реактивностью более склонны к развитию «выгорания».

Имеют значение и производственные факторы.

«Выгорание» развивается раньше, если работник:

а) оценивает свою работу как незначимую;

б) не удовлетворен профессиональным ростом;

в) испытывает недостаток самостоятельности, считает, что его излишне контролируют;

г) полностью поглощен своей работой (трудоголик);

д) испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему требовании,

е) испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает чувство своей ненужности).

Состояние «выгорания» развивается подспудно, в течение длительного времени. Поэтому целесообразно время от времени проводить обследование работников для выявления ранних симптомов этого состояния и предупреждения снижения мотива к выполняемой профессиональной деятельности.

Избыточный потенциал создается только тогда, когда вы придаете избыточное значение, важность качеству, объекту или событию - внутри или вне себя.


Будучи невидимыми и неощутимыми, тем не менее играют значительную и притом коварную роль в жизни людей. Действия равновесных сил по устранению этих потенциалов порождают львиную долю проблем. Коварство заключается в том, что человек зачастую получает результат, прямо противоположный намерению.


Все неравновесные чувства и реакции - негодование, недовольство, раздражение, беспокойство, волнение, подавленность, смятение, отчаяние, страх, жалость, привязанность, восхищение, умиление, идеализация, преклонение, восторг, разочарование, гордость, чванство, презрение, отвращение, обида и так далее - есть не что иное, как проявления важности в той или иной форме. Важность создает избыточный потенциал, вызывающий ветер равновесных сил. Они, в свою очередь, порождают массу проблем, и жизнь превращается в одну сплошную борьбу за существование.


Таким образом, чтобы войти в равновесие с окружающим миром и получить свободу от маятников, необходимо снизить важность. Надо постоянно контролировать, насколько важно вы воспринимаете себя и окружающий мир. Внутренний Смотритель не должен спать. Снизив важность, вы сразу войдете в равновесное состояние, а маятники не смогут установить над вами контроль - ведь пустоту не за что зацепить.


Снижение важности не только значительно уменьшит количество проблем в вашей жизни. Отказавшись от внешней и внутренней важности, вы получаете такое сокровище, как свободу выбора. Из-за важности вся жизнь проходит в борьбе с равновесными силами. Не остается энергии не только на сам выбор, но и на то, чтобы подумать, а чего же, собственно, я хочу от жизни.

Избыточные потенциалы это следствие повышенной важности.
. Там, где есть избыточные потенциалы, в действие вступают равновесные силы.
. Чтобы избавиться от важности нужно поменять свое отношение.