» »

Из истории армейского и флотского головного убора. Почему моряки носят бескозырку Кепка у моряка как называется

16.03.2024

Армия всегда стремилась отличаться от гражданских лиц своей одеждой и головными уборами. Но в отличии от цивильной, армейская мода всегда была более консервативной… Благодаря этому, а также уважению к армейским традициям, до наших времен дожили некоторые образцы военной формы и головных уборов армий мира , которые не менялись практически на протяжении сотен лет.

И так, головные уборы в армиях мира. Для удобства, расположим их в алфавитном порядке.

Балаклава – головной убор, который охватывает всю голову, оставляя открытыми только небольшую часть лица, например, нос и глаза. Назван в честь города Балаклава в Крыму. Во время Крымской войны 1853-1856 годов, такие вязаные шлемы защищали британские войска от холода. Но другое название этого предмета одежды, подшлемник, упоминается в печати гораздо раньше. Вообще, этот головной убор стал известен с 19 века.

Бандана – треугольный или квадратный платок. Изначально банданы использовались американскими ковбоями для защиты от пыли. Они повязывались на шее так, чтобы можно было их быстро надеть на лицо. В конце 1980-х – начале 90-х годов в Калифорнии банданы использовали, как знак принадлежности к определенной преступной группировке.

Бейсбольная кепка представляет собой мягкую шапочку с жесткими краями и козырьком. История кепки началась в 1860 году, когда ее стали носить игроки команды Brooklyn Excelsiors. К 1900 году этот головной убор стал популярным. В 1940-ом произошло рождение современной бейсболки. Козырек стал намного короче, и шляпа стала более удобной. В настоящее время бейсболки стали популярным предметом гардероба не только спортсменов, но и военных.

Берет . Современный берет происходит от традиционной шляпы пиренейских пастухов. Промышленное производство этого головного убора началось только в 17 веке на юге Франции. А к 1920 году береты выпускали уже более 20-ти французских заводов. Берет является частью униформы многих военных подразделений армий мира.

О беретах в элитных подразделениях армий мира я писал в своей статье

Бескозырка — форменный головной убор (фуражка без козырька) солдат, матросов, некоторых младших командиров, воспитанников военно-морских училищ ряда армий и флотов. В российской армии и флоте с 1811. В 1872 в российском флоте на бескозырки были введены ленточки, на которых обозначались наименование корабля или номер флотского экипажа. В 1921 году был утвержден образец обмундирования для военных моряков. Со временем бескозырка подверглась лишь небольшим изменениям. Вместо названия корабля на лентах появилось название флота или военно-морского училища. Бескозырка представляет собой русский национальный головной убор. Ее внешний вид многие нашли красивым и привлекательным, он так импонировал иностранным морякам, что вскоре русская бескозырка завоевала признание во всех флотах мира.

Американские моряки носят бескозырки, больше похожие на панамы.

Красные помпоны на белых шапочках французских военных моряков — давняя традиция. Раньше в кораблях были тесные помещения с низкими потолками, и помпон предохранял голову моряка от удара об их выступы. Сейчас корабельные помещения стали более просторными, но традиция использования красного помпона на белых шапочках французских военных моряков сохранилась до сих пор.

Гленгарри (Glengarry). Шапочка, сплюснутая с боков (наподобие пилотки), декорированная двумя ленточкам, прикреплёнными сзади, и небольшим помпоном, пришитым сверху. Обычно шьётся из плотной шерстяной ткани. По легенде гленгарри в конце XVIII века изобрёл британский полковник Александр Рэнелдсон МакДоннелл из Гленгарри. Прототипом для нового головного убора стал национальный шотландский берет балморал, также украшавшийся лентами и помпоном. Изначально гленгарри носился с рабочей формой одежды как военный головной убор в британской армии. Позже гленгарри стали популярны в британской армии, благодаря своей практичности и удобству ношения. Также гленгарри стали носиться в качестве основного головного убора волынщиков шотландских полков. Обычно окраска гленгарри черная или темно-синяя, современные военные гленгарри всегда темно-синего цвета. Сегодня гленгарри носят многие шотландские полки британской армии.

Конфедератка - известный с XVIII века четырёхугольный головной убор в польской армии.

Тропический шлем . Каска с широкими полями и полусферической тульей. Часто имеет подбородный ремешок и навершие в виде маленькой пики или эмблемы. Обычно изготавливается из пробки или растительных волокон, а сверху обтягивается тканью. Колониальный шлем появился в британской армии в середине XIX века во время войн с другими европейскими державами за свои колонии в тропиках и вооружённых восстаний в Индии. Позже колониальный шлем использовался американцами во время войн во Вьетнаме и Корее. Сегодня колониальный шлем – элемент парадной формы некоторых армейских подразделений Великобритании и стран Британского Содружества.

Тэм о шэнтер (tam o shanter). Традиционный головной убор в Шотландии. Круглая шапочка с плотно облегающей лентой вокруг головы и мягким объемным верхом. На макушке обычно украшена помпоном. Носят ее, заломив на одну сторону. Британская и канадская пехота начала носить тэм-о-шентеры цвета хаки во время Второй мировой войны. В условиях окопной войны такой берет являлся наиболее практичной альтернативой другому головному убору – гленгарри. Современные тэм-о-шентеры, которые носят в разнообразных шотландских полках, отличаются эмблемами и перьевыми султанчиками различных цветов. Сейчас встречается только в качестве головного убора шотландских полков в армии Великобритании, и в некоторых воинских подразделениях Канады.

Тюрбан (turban) — мужской и женский головной убор у народов Азии и Северной Африки - полотнище лёгкой ткани, обёрнутое вокруг головы. Тюрбан обычно наматывается на тюбетейку, феску или шапку. Для его изготовления обычно требуется 6-8 метров ткани, но на некоторые виды тюрбанов уходит до 20 метров материи.

Тюрбан сейчас носят во многих армиях, где служат индусы-сикхи.

Ушанки считаются традиционным головным убором в России. Ушанка сделана из меха или овчины и предназначается для защиты от холода. В 1934 году шапка-ушанка обрела вид, привычный всем до сих пор, её стали носить Военно-морские силы Рабоче-крестьянской Красной Армии. Шапка-ушанка черного цвета состояла из окола, суконного черного колпака, козырька и назатыльника с наушниками. Наушники в опущенном положении завязываются на тесьму, а в поднятом заправляются внутрь назатыльника. В соответствии с приказом Наркома ВМФ № 426 от 20 октября 1939 года, суконный колпак заменили на кожаный, а также добавили обтянутую кожей пуговицу. Шапки высшего и старшего командного состава изготовляли из меха мерлушки черного цвета, а шапок среднего комсостава и сверхсрочнослужащих - из меха цигейки чёрного цвета. С 1940 года шапка-ушанка стала зимним головным убором армии и милиции. Головной убор делали из светлой овчины, хотя на флоте ушанки оставались чёрными.

Фуражка (forage cap). Головной убор с высокой тульей, околышем и козырьком. Обычно декорируется по околышу и верхнему краю тульи специальным ремнём, рантом и кокардами, крепящимися на тулью и околыш. Фуражка получила своё название от слова «фураж» (корм для лошадей). Дело в том, что первые фуражки появились во время наполеоновских войн, и их носили русские, прусские и британские кавалеристы, занимавшиеся поиском корма для лошадей. Сегодня фуражка, в различных её формах является частью военной формы армий многих стран мира. Следует добавить, что в Великобритании и странах Британского Содружества термин forage cap используют также и для обозначения пилотки.

Шляпа рейнджера (). Эти шляпы также называют шляпой сержанта или шляпой бойскаутов. Широкополая фетровая шляпа, с высокой верхушкой, симметрично «защипнутая» с четырех сторон, и таким образом образующая пик в центре – «пик Монтаны». Изначально верхушка шляпы заканчивалась обычной складкой, но из-за обильных тропических дождей, дизайн шляпы был изменен в угоду практичности: в «складках Монтаны» вода не задерживается. Сегодня эти шляпы в обиходе у королевской полиции Канады, новозеландской армии, вооруженных сил США, правоохранительных органов США, а также у бойскаутов.

Шляпа-таблетка (pillbox hat). Небольшая шляпа без полей, с цилиндрической тульей; часто совсем плоская, с небольшим желобком, опоясывающем центр тульи. В это трудно поверить, но ещё совсем недавно шляпа-таблетка, дополненная подбородочным ремешком, была военным головным убором. Её и сейчас в этом качестве используют в некоторых странах Британского содружества.

В этой статье я конечно описал не все головные уборы, используемые в армиях мира , так как их очень много. Не коснулся я и боевых шлемов, предназначенных для защиты головы солдата, но об этом уже в следующих статьях.

Использованы материалы сайтов: http://tomall.ru и http://www.softmixer.com


Posted in and tagged

Море любят все. У некоторых оно ассоциируется с храбрыми капитанами. У некоторых - с невероятными путешествиями и дальними странами. Для кого-то главной ассоциацией является фуражка морская.

Такое приобретение позволяет человеку представить себя прямо на пляже под жарким солнцем на тёплом песке при плеске прибрежных ласкающих волн. Вобщем, найти такого человека, которого не привлекла бы фуражка морская, крайне сложно. Это замечательное напоминание о беспокойных волнах и солёном ветре. Люди, которые хотя бы раз видели море, всегда стараются окружить себя вещами такой тематики. Данный головной убор - одна из них.

Фуражка морская: немного истории

Итак, подробнее. Фуражка морская - идеальный вариант для тех мужчин, которые с самого раннего детства мечтали стать капитанами больших кораблей. Если вдруг такой головной убор примерить удавалось, счастью буквально не было предела.

А изменялась фуражка морская, начиная со времён Петра Первого, не единожды. В дореволюционном флоте этот аксессуар появился ещё в 1812 году. Головной убор был тёмно-зелёным, оснащённым чёрным лакированным козырьком и тремя белыми кантиками. Спустя семьдесят лет фуражка изменила свой цвет на чёрный. После Февральской революции атрибут преобразился в мягкую кепку французского образца с прямым козырьком и золотым шнуром. В русской царской армии фуражка появилась благодаря Павлу Первому.

Основные детали

Морская форма, конечно же, предполагает обязательное наличие данного головного убора. Он, в первую очередь, является серьёзным атрибутом власти над стихией, контролем судна, авторитетом среди подчинённых капитана.

Выдерживает самые разнообразные погодные условия. И фуражка, само собой, также становится верным попутчиком хозяина корабля.

К основным её элементам относятся кокарда, околыш, тулья, кант, рант и козырёк. Также атрибут должен иметь специальную вставку, изготовленную из стального обруча. Во время ношения она позволяет поддерживать и сохранять форму головного убора.

Большая популярность

Фуражка морская (белая) - излюбленный атрибут членов разнообразных яхт-клубов и хозяев маленьких судов. В портовых городах такая «капитанка» давно уже превратилась в традиционный туристический сувенир. Многие производители наносят на эти головные уборы и свои собственные знаки отличия. Изготавливаются фуражки, как правило, из хлопка и оснащаются нашивками с вышивками, сделанными на автоматических машинах. Кокарда украшается золотым шнуром и пуговицами с якорями. Само собой, стирать такие вещи необходимо только вручную.

Аксессуар популярен также и среди организаторов и участников морских вечеринок. Иногда их декорируют дополнительной металлической фурнитурой.

Напоследок

Будь то морская бескозырка или же другие вариации головных уборов для тех людей, кто каким-либо образом связан с флотом, данные вещи не перестают пользоваться огромным спросом. Рассмотрим основные модели.

  • Военно-морские летние фуражки - один из самых известных вариантов. Носят их также и на торговом флоте. Только в этом случае к ним добавляются «крабы» (кокарды) и не устанавливаются «дубки» на козырьке (за исключением капитанов). Изготавливаются они из лёгких материалов. Хотя бывают и исключения (всё зависит от желаний заказчиков). Первые, конечно же, в жаркое время года использовать намного удобнее. Они позволяют голове «дышать».
  • Фуражки гражданского флота обычно имеют козырьки, вышитые бронзовой канителью. Существуют зимние и летние модели, прекрасно защищающие голову от холода и жары. Идеально смотрятся с длинными пальто и о многом говорят!
  • Адмиральские фуражки выполняются из сукна с использованием верха с пружиной («аэродромом»). Козырёк вышивается канителью с позолотой. Этим адмиральская фуражка от обычной, в принципе, и отличается. Высота тульи оговаривается с будущим владельцем перед изготовлением. Общепринятый размер составляет шестьдесят пять миллиметров. Высший комсостав носит фуражки с большей тульей.
  • Курсантские военно-морские фуражки - классический фасон. От офицерских отличаются они более бюджетным вариантом, низкой тульей и кокардой под названием «орех». Очень часто такие головные уборы заказываются работниками гражданского флота. Естественно, с соответствующими козырьками и без белых кантов. Данная ностальгическая вещь напоминает о старых добрых традициях и царского, и советского флота. Великолепно смотрится с плащом и прочей форменной верхней одеждой. В торжественных случаях - аксессуар незаменимый для моряка.

ИЗ ИСТОРИИ АРМЕЙСКОГО И ФЛОТСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА
Использованы материалы сайтов:
http://piratghostship.narod.ru
http://www.greenforest.ru
http://www.museum.ru

Головной убор — важный знак отличия. По нему мы узнаем время, в котором живет человек, принадлежность его к тому или иному сословию или кругу общества, его общественное положение, воспитание, благосостояние. Головной убор может сказать о человеке очень много.

Возьмем солдатский кивер. Это не только потрясающе красивая часть военной формы. Каждая деталь этого головного убора выполняет свою задачу. Кивер защищает от удара — у него особым образом сделано дно и двуглавый орел защищает лоб. Этот красивый султан не только украшение, как некоторые думают, это прежде всего шомпол для чистки ружья. В кивере для него есть специальный кармашек.

Что касается ДВУУГОЛКИ, то она носилась тоже в течение всей Империи и солдатами и офицерами. Позднее этот головной убор стали надевать только для выхода в город. Он не имел иных достоинств, кроме дешевизны. Он не защищал от ударов и осколков(если не было каркаса), имел две канавки, которые как "водосточные желоба" сливали дождь на его владельца. Со временем высота полей увеличивалась, причем заднее поле было шире и выше переднего, что являлось веяньем того времени. Носили шляпу "эн баталь" т.е. поперек головы и "el colonne" - вдоль головы в колонне. Она была из черного фетра с обшитыми черным галуном краями и просуществовала с королевских времен практически без изменений, кроме некоторых соответствовавших новой революционной моде. Трехцветная кокарда крепилась с помощью авроровой петлицы и маленькой форменной пуговицы. Ротный помпон выполнялся из шерсти и крепился к металлической основе, которая вставлялась в небольшой карманчик на шляпе под кокардой. В военное время на тулью шляпы надевали каркас из вороненого железа, для облегчения его изготавливали из полос, сваренных между собой, но существовали и цельнометаллические образцы. Каркас имел форму тульи шляпы и предназначался для предохранения головы от ударов, в обиходе его называли secrete (секрет). Петлицы и "шпалы" были различных цветов - черные, белые, желтые, оранжевые. По углам были кисточки - красные, у офицеров либо золотые, либо серебренные. Необходимо отметить, что наблюдалась общая тенденция к увеличению полей шляпы вверх. В походе на шляпу надевали вощеный чехол.

Кроме того, еще один головной прибор наполеоновской эпохи очень примечателен т.н. - МЕДВЕЖЬЯ ШАПКА. Ее носили в отборных ротах полка (гренадеры или карабинеры) с 1789-го до 1809-10 гг. без каких либо изменений. В 1812 г. они упразднены (официально), но продолжают существовать в некоторых полках (так в 46-м линейном полку их носили даже при Ватерлоо). Мех был черный или коричневый (медвежий или козий). Мех приглаживали книзу, донце ("обезьянья задница")было из алого сукна, с белым или синим крестом (золото или серебро для офицеров). Встречался вариант донца с белой гренадой. Шнур ("этишкет"), состоял из плетеной части и простой. Украшался кисточкой и этишкетом (два кутаса и кордончики), который оканчивался кистями. По предписанию от 4-го Брюмера An IX (26 октября 1801-го года) каркас шапки должен быть 318 мм, он делался из коровьей кожи, обшитый изнутри сафьяном. Высота шапки спереди 33 см, сзади 27 см. Шнур из алой шерсти, однако последний вариант принят не был, и продолжали использовать прежний белый. Что же касается размеров медвежьей шапки, то сначала они соблюдались строго в соответствии с предписанием регламента, а затем высота каркаса достигла 350 мм и выше. С левой стороны к шапке пришивалась трехцветная кокарда. За ней было глубокое гнездо (обшитый кожаный карман), в которое при парадной форме вставлялся красный плюмаж из петушиных перьев. Ношением этой шапки ярко старались подчеркнуть свою особенность - элитность. Латунные пластины тоже поначалу варьировались, но затем пришли к единообразию. Встречались варианты шапки с козырьком и латунным ободом. Не так часто,но все-таки встречались варианты, когда шапки могли оснащаться подбородочным ремнем с медными чешуйками или простым кожаным. В походе на шапку надевали вощенный чехол.

О введении на флоте новых головных уборов, пожалуй, есть необходимость поговорить особо. С петровских времен до наших дней они видоизменялись неоднократно. До XVIII столетия матросы имели шляпы в форме усеченного конуса из поярка с загнутыми вверх кругом всей шляпы полями.

Головной убор - фуражка - впервые появился в русской армии в 1797 г. В XVIII и в начале XIX в. войсковые соединения выделяли в военное время особых людей - фуражиров - для заготовки продовольствия, фуража, топлива и строительных материалов для кавалерийских и артиллерийских частей. Выполнять эти обязанности в шляпах было крайне неудобно. Тогда и появились впервые выдаваемые фуражирам так называемые фуражные шапки, представлявшие собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам. В таком виде фуражная шапка напоминала современную пилотку. Фуражная шапка (фуражирка, фуражечная шапка), изменившая свой покрой и принявшая все элементы современной фуражки-бескозырки, то есть околыш и тулью, введена в ноябре 1811 г. как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота (при этом сохранились кивера и каски, а у офицеров шляпы). Это были темно-зеленые фуражки-бескозырки с тремя белыми кантами: одним по верху и двумя по краям околыша. В 1834 г. на околышах нижних чинов набольших портовых, или так называемых ластовых, судов и рабочих экипажей наносились номера экипажей или заглавные буквы части и команды. Буквы были просеченные, с подкладкой желтого цвета. Только через 10 лет, в 1844 г., на околышах фуражек нижних чинов всего Военно-Морского Флота России появились надписи номеров рот.

Кроме бескозырок, в 1855 г. были введены для парадной формы фуражки с козырьками, на околышах которых крепились гербы или кокарды. Через два года, в 1857 г., матросская фуражка уступает место черной клеенчатой широкополой шляпе с впервые надетой по околышу лентой. Шляпы имели небольшие наушники и тесьму для завязывания под подбородком. Обычай у моряков всех стран носить на матросских фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков Средиземного моря, которые в старину, отправляясь в плавание на своих утлых парусных суденышках, обычно получали от матерей, жен, близких ленты с вышитыми словами молитвы, заклинаний, сердечных напоминаний. Моряк подвязывал свои длинные волосы подаренной лентой в суеверном убеждении, что любящая рука матери или невесты, вышивавшая спасительную молитву, незримо оградит его от всяких бедствий на море. Иногда на ленте рисовалась краской надпись с именем любимой или со словами, определявшими характер ее владельца: Не тронь меня, Храбрейший, Морской бродяга и т. п. В 1872 г. ленты появились на фуражках. До этого времени на околышах матросских фуражек, как уже говорилось выше, ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном.

Таким образом, с 1852 по 1872 г. нижние чины морского флота носили фуражку-бескозырку без ленты, а при парадной форме - круглую лакированную шляпу с лентой, которая впоследствии перешла и на бескозырку. В ноябре 1872 г. специальным приказом генерал-адмирала («начальника всего флота и Морского ведомства») уже точно определился тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах. 19 августа 1874г. приказом генерал-адмирала была объявлена новая форма одежды. С тех пор и уже на долгое время были установлены фуражки-бескозырки черного цвета с белой шерстяной выпушкой (кантом), черными лентами и названием корабля или номера экипажа на нем, а также с кокардой, укреплявшейся на тулье. Тогда же были утверждены продолговатый шрифт надписей на ленте и ее длина-140 см.

С 8 июля 1878 г. матросы Гвардейского флотского экипажа и матросы кораблей, комплектовавшихся личным составом этого экипажа, стали носить на фуражках-бескозырках черно-оранжевые Георгиевские ленты с надписью «Гвардейский экипаж». В ознаменование достославного участия черноморских экипажей в обороне Севастополя морским чинам этих экипажей также были пожалованы Георгиевские ленты. Существует мнение, что черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты повторяют бывшие династические цвета. Это неверно.
Исторические геральдические цвета русской монархии-золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых цветов Георгиевской ленты существует определенное указание 1769 г., что цвета даны чисто «военные»: оранжевый-цвет пламени, черный —цвет пушечного и ружейного порохового дыма.

После Октябрьского переворота форма моряков Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ) оставалась без изменений. В 1921 г. был утвержден образец обмундирования для военных моряков: для командного состава - фуражка и зимняя шапка, пальто (с 1925 г.-шинель) цвета маренго, черная тужурка и брюки, темно-синий и белый кители; для краснофлотцев - фуражка-бескозырка, пальто (с 1925 г.-шинель) цвета маренго, черный бушлат, темно-синяя фланелевая и белая рубахи с синим воротником, тельняшка, черные брюки и рабочая одежда из серой парусины. Бескозырка подверглась лишь небольшим изменениям - стали несколько уже околыш и канты, уменьшена длина ленты, а вместо названия корабля на лентах появилось название флота. В 1923 г. для краснофлотских лент был утвержден единый кубический шрифт, существующий и до сих пор. Лента служила (да и теперь служит) для обвязывания под подбородком вокруг шеи, чтобы бескозырку не сдуло ветром. Особой лентой на фуражках матросов военно-морского флота является лента Гвардейских кораблей, утвержденная вместе с Гвардейским знаком в 1943 г. Эта лента имеет расцветку ленты ордена Славы из чередующихся традиционных полос оранжевого и черного цветов.
В Рабоче-Крестьянском Красном Флоте в 1923 г. была введена черная, без белых кантов, мягкая краснофлотская фуражка с лентой и металлической эмблемой. Знак-эмблема у краснофлотцев в 1924 г. заменен общевойсковой красной эмалированной звездочкой. В 1933 г. мягкий образец фуражки заменен твердым, с проволочным каркасом в полях.
В 1939 г. краснофлотская фуражка-бескозырка вместе с командирской фуражкой с козырьком получила по верху и низу тульи белые канты. С 1973 г. эмблема на бескозырке матросов и старшин срочной службы (так же как и на шапках-ушанках) представляет собой красную эмалированную звездочку, обрамленную золотыми металлическими листьями.
Почти все элементы матросской формы-рубаха с отложным воротником, брюки особого покроя, некоторые виды тельняшек-были заимствованы в основном в Голландии, и лишь бескозырка представляет собой русский национальный головной убор. Ее внешний вид многие нашли красивым и привлекательным, он так импонировал иностранным морякам, что вскоре русская бескозырка завоевала признание во всех флотах мира.
Тем, кто носит бескозырку, она напоминает о славном боевом прошлом нашего флота. Бескозырку носил легендарный разведчик, герой обороны Севастополя 1854-1855 гг. матрос Петр Кошка... В годы Великой Отечественной войны советские моряки, сойдя с кораблей и став пехотинцами, бережно хранили бескозырки и в жаркий момент боя, пренебрегая опасностью, надевали их вместо касок. Зажав в зубах ленточки, со связками гранат бросились под фашистские танки морские пехотинцы Иван Красносельский, Даниил Одинцов, Юрий Паршин и Василий Цибулько, последовав примеру политрука Николая Фильченкова...

Что касается офицерской морской фуражки, то в дореволюционном флоте (наравне с общеармейской) она появляется в 1812 г. как фуражка темно-зеленого цвета с тремя белыми кантами и черным лакированной кожи козырьком. Изменив лишь свой цвет на черный в 1884 г., фуражка просуществовала до Февральской революции, когда в апреле 1917 г. была заменена мягкой, французского образца черной без кантов фуражкой с прямым козырьком, золотым шнурком, эмблемой и черной муаровой лентой по околышу. Последняя никогда до этого в русском флоте не носилась. Возникла черная лента впервые у англичан, когда в Трафальгарском бою (1805) меткой французской пулей был убит на палубе своего флагманского корабля «Виктори» английский флотоводец вице-адмирал Г. Нельсон. В знак траура британские офицеры повязали на тульях своих шляп креповые черные повязки, а матросы - черные шейные платки-галстуки, до сих пор сохраняемые в форме одежды английских матросов...

В течение ста с лишним лет, с начала XVIII в., шляпа-треуголка была основным головным убором генеральского, адмиральского и офицерского состава русской армии и флота. По числу галунов на шляпе, по отделке ее бортов кружевами различались ранги служебного старшинства (старшинство определялось в XVIII в., кроме шитья на треуголке, еще и количеством галунов по борту кафтана и камзола, а также по количеству пуговиц на обшлагах). В XIX в. прежняя треуголка, изменив свой фасон, была (наряду с появившейся фуражкой) наиболее распространенным головным убором. С 1868 г. треугольные шляпы были исключены из табели формы одежды офицеров и генералов армии и были оставлены лишь для офицеров и адмиралов флота вплоть до 1917 г. Шляпа была принадлежностью парадной формы одежды.

В начале XIX в. на флоте появился кивер как головной убор личного состава Гвардейского флотского экипажа, морских батальонов и военно-морских учебных заведений: Морского корпуса и Училища корабельной архитектуры. Кивера изготовлялись из жестко выделанной кожи, иногда сукна, украшались спереди бляхой (эмблемой) или особым знаком, имели наверху украшение (называвшееся султаном, иногда помпоном). Над нижним краем кивера укреплялся чешуйчатый, из медных бляшек, подбородный ремень и кожаный черного цвета козырек. Наиболее распространенной была форма усеченного конуса с широким основанием, носимым уширенной частью вверх (до 1840-х годов), а позднее, наоборот, уширенной частью книзу. Вес кивера в некоторых образцах достигал двух килограммов при общей высоте с султаном до 60-70 см. К 1820 г. кивер был дан вообще всем флотским частям и носился как при парадной, так и при служебной форме одежды. Так, например, 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади как офицеры, так и матросы Гвардейского флотского экипажа были в киверах. Кивера были отменены в 1855 г.
В 1910 г. во флоте для команд кораблей, находившихся на зимовках, были введены так называемые драгунского образца зимние шапки с овальным черного сукна донцем, обшитым белым кантом.

Уместно вспомнить, что первый образец подобного зимнего головного убора использовался известным норвежским полярным исследователем Фритьофом Нансеном в его дрейфе во льдах Северного Ледовитого океана на судне «Фрам» в 1893-1896 гг. Иногда в литературе поэтому встречается название нансеновская шапка.

Морские зимние шапки полагались лишь х/з команды корабля (на одну боевую смену) только при несении наружных вахт в холодное время года и в личную собственность матроса не поступали.
В Рабоче-Крестьянском Красном Флоте теплые зимние шапки-ушанки черного сукна с черным же мехом введены для краснофлотцев в 1926 г. Верх шапки у рядового и старшинского состава сделан из черного сукна с ватной подкладкой, а у командного состава - теперь уже из кожи черного цвета. С 1973 г. меховые шапки капитанов 1-го ранга и адмиралов имеют кожаные козырьки, а у адмиралов - козырьки с шитым золотом орнаментом. На передней части околыша меховой шапки укреплена эмблема.

В заключение, байка- быль о головном уборе:

Один полковник написал генералу армии Язову письмо: " Товарищ генерал армии! Для полковников предусмотрен отличный зимний головной убор - папаха. Зимой сразу, ещё издалека видно, что впереди - полковник или чин постарше. Все бы неплохо, но не могли бы Вы дать распоряжение чтобы для полковников и генералов был разработан и летний головной убор особого образца? А то летом издалека не отличишь полковников от остальных офицеров." Ответ Д.Т. Язова:
" Товарищ полковник! В порядке исключения разрешаю Вам носить папаху летом."

Помните текст известной песни? Той самой, в которой моряк едет домой на побывку. Помните? У него ещё и грудь в медалях, да и ленты в якорях. Давайте попробуем разобраться почему именно в состав морской формы входит бескозырка и почему эта форма настолько отличается от форм других родов войск.

Кто-то может сказать, раз носят, стало быть того требует УСТАВ, служите, а не задавайте глупые вопросы. На самом же деле всё намного интересней. Ведь не зря же на день военно-морского Флота, все, кто причастен к морю одевают не только тельняшки, но и матросские бескозырки, ведь именно они символизируют причастность человека к флотской службе, к хождению на кораблях по морям. Все эти люди гордятся своей жизнью на кораблях, своей службой и до конца жизни будут хранить как память для детей и внуков свою морскую бескозырку, которую украшают ленты с якорями.

Первые бескозырки

Большой и довольно тернистый путь прошёл головной убор моряков, прежде чем превратился в ту самую, привычную всем бескозырку. Давайте попробуем его проследить.

Изначально мореманы обзавелись мягкой шляпой с полями. Шляпы эти валялись, как и валенки из шерсти. Ввели эту шляпу в состав флотской формы в самом начале XVIII века. Это был очень удобный и простой головной убор. Моряки, с такой шляпой, больше походили на крестьянина. Более ста пятидесяти лет такие уборы входили в состав форменной одежды. Конечно были и некоторые изменения.

Окончание девятнадцатого века, ознаменовалось вводом на флоте, по указу императора Павла I - гренадёрок. Это очень громоздкий убор. Такая шляпа, была примерно тридцать сантиметров высотой. Был введён ещё один головной убор - кивер. И он тоже был неудобен. Представьте, что вы носите на голове небольшое ведро, которое расширяется ко дну. Вот и представьте, как такое убранство на голове мешало матросам, выполнять их основную задачу, стесняя их движения.

Примерно в начале XIX века, появляется и первая фуражка. В составе войсковых соединений, вводится должность фуражира. Это специальный человек, который должен запасать фураж для конных войск. Носили такие фуражиры — фуражные шапки, которые выглядели как колпак с острым верхом. Примерно по центру он был перегнут пополам и походил своим видом на современную пилотку.

Ленты на бескозырках

Шло время, фуражная шляпа меняла покрой и постепенно становилась похожей на бескозырку наших дней. С 1811 года эта фуражка становится повседневной, как в армии, так и на флоте. А вот крепить ленты на свои фуражки моряков научили средиземноморские рыбаки, которым родные и близкие давали ленты. На лентах вышивались молитвы, когда те уходили в море, на своих парусных суднах. Изначально лентами подвязывали волосы, с надеждой, что теперь то высшие силы будут их оберегать.

На военных кораблях моряки ленты не носили до 1806 года. Традицию носить ленты, заложили моряки английского капитана Брисбена, во время осада голландской крепости.

Есть у лент и практическая сторона. Ей можно закрепить фуражку на ветру и сохранить её. Если на воде находили фуражку - это говорило о том, что её владелец погиб.

На русском же флоте ленты впервые вводятся в 1857 году. До того времени прорезались лишь буквы и цифры, их закрашивали, либо под них подкладывали сукно жёлтого цвета.

Современные морские традиции в отношении бескозырок

В наше время с морских лент убрали названия кораблей. Их заменили на безликие названия флота, а то и просто словом «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ». Но многие матросы стараются выделиться из общей серой массы остальных и на форменной одежде начали появляться значки с наименованиями кораблей. Начальство прикладывало все силы, чтобы искоренить эти неуставные значки, но традиция продолжала жить. Появились «дембельские» ленты. Их заказывали нелегально и одевали уходя в запас.

Так продолжается старая традиция. Живёт, несмотря на всяческие усилия командования.

как называется головной убор моряков? и получил лучший ответ

Ответ от OldMonkey[гуру]
бескозырка

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как называется головной убор моряков?

Ответ от K [гуру]
Бескозырка.


Ответ от Natali Dgavani [гуру]
безкозырка


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Бескозырка.


Ответ от Мария Мартынова (Филиппова) [активный]
бескозырка конечно.


Ответ от Laral [гуру]
Зимой-ушанка


Ответ от Василий Зайцев [гуру]
пишы на мыло мне дурень))) или видео мои позырь


Ответ от Dr-blood [гуру]
треуголка.


Ответ от Александра [гуру]
бескозырка белая...


Ответ от Rjewsky [гуру]
а у офицеров - фуражка... а у десанта - берет... а у десанта при выполнении боевой операции десантирования на берег - каска...)


Ответ от Евгений [гуру]
Бескозырка была изобретена в России.
Прототипом бескозырки была фуражная шапка - форменный головной убор у фуражиров в русской армии, которая с небольшим видоизменением была введена в качестве форменного головного убора для матросов русского флота. Эта фуражка отличалась от современной бескозырки отсутствием ленты, тёмно-зеленым цветом и крупными пробивными номерами флотских экипажей на околышах.
В ноябре 1811 года бескозырка была введена в Российской армии как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота.
С середины XIX в. на бескозырках стали делать белые выпушки - узкие белые канты - деталь, сохранившаяся и на современных бескозырках.
В 70-х годах XIX в. на российском флоте вводится черная бескозырка с лентой, на которой наносились надписи названиий флотского экипажа и корабля.
Кроме того, лента служила для удерживания в ветренную погоду бескозырки на голове матросов - концы ленты обвязывалась вокруг шеи. Длина ленты была больше, чем у современных бескозырок и составляла около 160 см.
Впоследствии наряду с черными лентами были введены георгиевские - по имени ордена, имеющие такой же вид, как и современные гвардейские ленты.
Следует отметить тот факт, что бескозырка - очень удобный форменный флотский головной убор и по этой причине бескозырки были введены на многих флотах с теми или иными изменениями в качестве форменного головного убора для матросов.


Ответ от Hermione Granger [мастер]
бескозырка