» »

Американский социолог доказал, что однополые «семьи» вредны для детей. Какими вырастают дети в однополых браках Дети выросшие в гомосексуальных семьях

20.01.2024

В ФРГ закон об усыновлении пока не распространяется на однополые пары, несмотря на то, что они воспитывают около 7 тысяч детей. Министр юстиции Бригитте Циприс потребовала уравнять в правах семьи и однополые пары.

В отличие от 11 других европейских стран, в Германии закон о праве на усыновление на однополые партнерства не распространяется, хотя в "радужных семьях" и воспитывается немало детей. Дело в том, что с 1 августа 2001 года в ФРГ гомосексуальные пары получили возможность официально зарегистрировать свои отношения. Тем не менее в Германии однополые союзы не называют "браками" или "семьями". Происходит это не потому, что немцы не приемлют "радужные семьи" - напротив, как показывают опросы, около 70 процентов населения страны положительно или нейтрально относятся к ним.

Такой подход отражает юридическую сторону дела, поскольку однополые пары не уравнены в правах с традиционными семьями. Это касается конституционного права на защиту семьи, налоговых и льгот, получения пенсии по утрате супруга, ряда законов о государственной службе, а также других правовых норм. Но министр юстиции ФРГ Бригитте Циприс (Brigitte Zypries) с таким положением вещей не согласна:

"Дети, живущие с однополыми приемными родителями хоть и усыновлены одним из партнеров, в реальности воспитываются двумя взрослыми людьми, будь это две женщины или двое мужчин, - указывает Бригитте Циприс. - Поэтому законодательная база по усыновлению нуждается в усовершенствовании".

Геи и лесбиянки ищут "лазейки"

В Германии однополым парам все еще приходится жить по принципу: законы на то и существуют, чтобы их умели обходить. В такие условия поставлены геи и лесбиянки, воспитывающие детей, рожденных в гетеросексуальных семьях или с помощью искусственного оплодотворения за границей.

Немецким женщинам, живущим в официально зарегистрированном однополом "браке", врачи пока не помогают родить ребенка "из пробирки". При этом медики ссылаются на этические нормы, хотя закон этого не запрещает. Лесбиянки нашли "лазейку": за искусственным оплодотворением они ездят в соседние страны, а рожают и воспитывают детей уже в самой Германии.

Больше прав для ребенка

"Выступая за равноправие в вопросах по усыновлению, мы, по сути, добиваемся больших прав для ребенка, какими он обладает в обычных семьях, где мать и отец в равной мере отвечают за его воспитание", - считает Циприс. В однополом же "браке", по словам министра юстиции, официальную ответственность несет пока только тот, кто усыновил ребенка, то есть один из двух партнеров. Если же с ним что-то случится, например, болезнь или смерть, то у его "второй половины" нет никаких прав участвовать в дальнейшей судьбе ребенка, которого могут передать на воспитание в детский дом или другую приемную семью.

"Такая правовая ситуация нас не устраивает. Если одному из двоих дано право усыновить ребенка, то почему этого права надо лишать его партнера? Тем более, что ребенок воспитывается в официально зарегистрированном однополом партнерстве. Вот в чем несоответствие!" – поясняет министр юстиции.

Позицию социал-демократа Бригитте Циприс разделяют представители "зеленых" и свободные демократы. С ними не согласны члены блока христианских партий ХДС/ХСС и католическая церковь. Замглавы парламентской фракции ХДС Вольфганг Босбах (Wolfgang Bosbach) подверг критике заявление министра юстиции: "Мы глубоко убеждены в том, что дети должны воспитываться в семье, где есть мужчина и женщина".

Результаты исследований "радужны" как флаг геев

Между тем, проведенные за 10 лет существования закона об однополых "браках" исследования показывают, что в гей-семьях воспитывается все больше детей. Например, эксперты государственного Института исследования семьи при Бамбергском университете считают, что как минимум 6600 детей живут с однополыми приемными родителями, треть из которых состоят в официальном партнерстве.

Согласно исследованию, дети в "радужных семьях" развиваются не хуже, чем в традиционных. При этом, как считают эксперты, они в отличие от сверстников из "нормальных" семей, часто получают не авторитарное, а более либеральное воспитание. "Радужные" дети менее склонны к депрессиям, спокойнее выдерживают насмешки ровесников из-за отсутствия папы или мамы и не имеют проблем с половой идентификацией, - таково заключение экспертов.

Принять реальность такой, какая она есть

Представления о семейной жизни в Германии и других странах ЕС меняются. Сегодня, кроме традиционной, существуют и другие модели партнерских отношений - неполные семьи, так называемые "лоскутные" (patchworkfamilys), в которых каждый из партнеров привел в семью детей от предыдущего брака, а также однополые партнерства с детьми. Министр юстиции уверена, что Германия должна присоединиться к европейским договоренностям об усыновлении детей однополыми парами, которые уже подписали 11 стран Евросоюза.

Циприс настаивает и на скорейшем уравнивании в правах однополых браков с гетеросексуальными по части налогового законодательства. "Нам надо, наконец, принять реальность такой, какая она есть", - считает Бригитте Циприс.

Министр юстиции ФРГ также отмечает, что речь идет и о детях, которых воспитывают официально не расписанные однополые пары. По данным Циприс, всего в "радужных семьях" в Германии на сегодняшний день проживает от 10 до 20 тысяч детей.

Актуально

Контекст

Архив

В Берлине прошел юбилейный парад сексуальных меньшинств

В Берлине прошел юбилейный, 30-й парад сексуальных меньшинств. Около полумиллиона гомосексуалистов со всей Германии празднуют и в то же время демонстрируют за свои права. (28.06.2008)

Новое тысячелетие вносит свои коррективы, в том числе и в сознание людей. То, что буквально 50 лет назад казалось совершенно невозможным, сегодня происходит повсеместно. Мы говорим с вами об однополых браках, а точнее о повальной легализации этого явления по всему миру.

На волне всеобщей толерантности 22 страны мира, в числе которых США, Нидерланды, Великобритания, Япония, Канада, Швеция, Германия, Франция и многие другие, на государственном уровне приняли закон, разрешающий регистрировать брак между лицами одного пола.

В нашем государстве, да и в других странах СНГ, однополые браки не признаются, и вряд ли этот вопрос будет когда-нибудь подниматься. Здесь все очевидно, Россия – православное государство, с многовековыми устоями и традициями, где имеется четкое представление о том, что семья – это союз, заключенный между мужчиной и женщиной. Тем не менее, жители нашей страны, имеющие нетрадиционную ориентацию, имеют возможность заключить однополый брак на территории другого государства. В настоящее время такую возможность предоставляют Канада и США, Португалия и Дания, Аргентина и ЮАР. Правда, у себя на родине, в Российской Федерации, такой брак юридических прав иметь не будет.

Не станем слишком акцентироваться свое внимание на данной проблеме, во-первых, потому, что к жителям нашей страны она имеет косвенное отношение, а во-вторых, потому что любой взрослый человек имеет право самостоятельно решать как и с кем строить свою личную жизнь.

Другое дело, что даже в тех странах, где «радужным» семейным парам предоставляют широкие права, вопрос о возможности заводить или усыновлять детей рассматривается отдельной строкой, и отнюдь не во всех странах нетрадиционные пары получают на это одобрение.

Тем не менее, со страниц глянцевых журналов на нас смотрит певец Элтон Джон, который со своим любимым человеком, Дэвидом Фернишем, катает в коляске общего малыша, а в СМИ активно обсуждается заявление актрисы Синтии Никсон, которая вместе со своей подругой, Кристин Маринони, объявляет о скором появлении на свет третьего общего ребенка. И нас в данном контексте волнует один деликатный вопрос, а именно, какими станут дети, выросшие в однополых браках?

Пока одни обрушивают гневные тирады, глядя на такие пары, другие уверены – право на счастье стать родителем должен иметь каждый, вне зависимости от сексуальной ориентации. Тем более, если это вполне успешный, реализовавшийся в жизни человек.

Две полярные статистики

Рассматриваемая нами проблема не нова и обозначилась отнюдь не вчера. Жаркие споры вокруг детей, растущих в семьях геев или лесбиянок, развернулись в 2012 году, когда профессор Техасского университета (США) Марк Регнерус опубликовал результаты своего исследования, которое СМИ всего мира назвали «шокирующим». К каким же выводам пришел Регнерус? Взглянем на данный вопрос с его позиции.


Исследование Марка Регнеруса

В исследовании на тему «Как отличаются дети, родители которых имеют однополые отношения», приняло участие более 3 000 юношей, девушек и вполне взрослых людей, выросших в семье с двумя отцами или двумя мамами. Опрос этой группы респондентов позволил сделать следующие выводы:

1. Высокий уровень венерических заболеваний. По данным исследования, 25% воспитанников гомосексуальных родителей хотя бы раз в жизни сталкивались с венерическими заболеваниями. В то же время их сверстники из благополучных гетеросексуальных семей сталкивались с подобными заболеваниями лишь в 8% случаев.

2. Неспособность хранить супружескую верность. А здесь выясняется и причина частых венерических заболеваний. Главной среди них Регнерус называет тот факт, что однополые родители таких детей в 40% случаях отличались неверностью по отношению к своим партнерам (в нынешних или в прошлых отношениях). А глядя на родителей, с подобным отношением к браку вырастают и их дети.

3. Психологические проблемы. Исследование показало, что 24% детей, которых воспитывали в семье геев или лесбиянок, хотя бы раз задумывались о самоубийстве. В то же время в традиционных семьях процент детей, планировавших покончить жизнь самоубийством, составляет 5%. Более того, воспитанники однополых родителей чаще прибегают к помощи психотерапевтов – 18%, в сравнении с 8% подобных обращений у детей с разнополыми родителями.

Здесь нечему удивляться, ведь среди тех же 3 000 опрошенных респондентов 25% признались, что в детстве им приходилось сталкиваться с принуждением к сексуальным контактам (в том числе и со стороны собственных родителей). В семьях с гетеросексуальными родителями о сексуальных домогательствах сообщали лишь 8% детей.

4. Социальная и экономическая беспомощность. Марк Регнерус приводит и такую статистику. Более 28% молодых людей, выросших в гомосексуальном браке, получают пособие по безработице, а все потому, что в процессе трудоустройства сталкивались со скрытой дискриминацией со стороны работодателей или не могли найти общего языка с коллегами.

5. Расстройство сексуальной самоидентификации. Заканчивает свое исследование американский профессор настоящей «бомбой», приводя такой безапелляционный факт. Лишь 65% детей, выросших в семье геев или лесбиянок, считают себя полностью гетеросексуальными. Остальные 35% либо еще не определились со своей ориентацией, либо считают себя гомосексуальными, беря пример с родителей. Дети же, которые выросли с обычным папой и обычной мамой, в 92% случаев считают себя гетеросексуальными.

Стоит ли удивляться тому, что результаты исследований вызвали бурю негодования среди представителей нетрадиционной сексуальной ориентации? Справедливости ради скажем, что у представителей ЛГБТ-сообщества есть повод для возмущения.

Дело в том, что Американская Академия Педиатрии еще в 2005 году провела собственное исследование, призванное оценить здоровье и благополучие детей, растущих в однополых браках в сравнении с детишками из традиционных семей. Что характерно, исследование показало, что и те и другие дети практически не имеют различий в стиле воспитания.

Более того, у детей, которые выросли в «радужных» семьях нет метаний относительно собственной половой ориентации и в осознании своей гендерной роли. Наверное, происходит это потому, что в семьях, отцов-геев и матерей-лесбиянок, родители более откровенно разговаривают с детьми об интимных аспектах жизни, а дети чаще откровенничают с родителями, обсуждая свои интимные переживания.


Исследование однополых семей в Германии

А ведь имеется еще одно крупное исследование, проводимое Баварским государственным университетом в 2006–2009 годах. Его результаты также существенно отличаются от исследования Марка Регнеруса и заслуживают не меньшего внимания. Исследование проводили три различных эксперта, проанкетировав при этом более 1000 родителей, проживающих в браке с партнером того же пола, а также более 700 детей, которые выросли в «радужной» семье.

Более того, было проанкетировано 29 специалистов: воспитателей, преподавателей, юристов, психологов, работников по делам молодежи, а также других лиц, которые в силу своей профессии постоянно сталкиваются с гомосексуальными семьями и контактируют с детьми, растущими в таких семьях. Получилось, что проводимое исследование стало самым крупным исследованием в области однополых семей. Каковы же его результаты?

Статистические данные

Всего на 2008 год в Германии насчитывалось 68 400 однополых пар, среди которых 35% женских и 65% мужских. При этом 89% подобных пар не имеют детей.

Если же говорить о парах с детьми, то 93% детишек проживают в семьях с однополыми матерями, и лишь 7% детей с однополыми отцами. При этом в 70% случаев пара имеет лишь одного ребенка, в 27% случаев двоих, и лишь в 3% случаев – троих и более детей.

Что немаловажно, лишь 48% детей, растущих в гомосексуальных семьях – это дети которые появились у однополых партнеров, зарегистрировавших свои отношения. В 44% случаях с гомосексуальными родителями проживают дети от предыдущих гетеросексуальных браков одного из родителей. И всего 8% составляют усыновленные детишки, или дети, живущие на правах воспитанников.

Однако нам более интересно то, как развиваются дети в нетрадиционных семьях и с какими проблемами сталкиваются.

Чем отличаются методы воспитания детей в гомосексуальных семьях?

Исследователи выяснили, что в родительской компетентности однополые папы и мамы ничем не ступают традиционным парам. Говорится даже, что родители из «радужных» семей общаются со своими детьми мягче и деликатнее, стараясь избегать конфликтов и недопонимания. Микроклимат в таких семьях характеризуется как благоприятный, в котором можно поговорить на любые темы.

При этом в гомосексуальных семьях более демократичное и более справедливое распределение ролей. Это касается и финансового обеспечения семьи и ведения домашнего хозяйства. Здесь реже встречается подчинение жестким принципам гендерных ролей.

Воспитанием ребенка в равной степени заняты и оба отца, и обе матери. Не существует какого-либо распределения по обеспечению ребенка, по сопровождению его в школу или к врачу. Если же ребенок увлечен определенным видом спорта или творчеством, зачастую, он занимается им с одним из родителей, тем, который более увлечен данным видом деятельности. При этом однополые родители стараются, чтобы ребенок в равной степени контактировал, и с одним, и с другим родителем. К слову, традиционных семьях этому вопросу не всегда уделяется достаточное внимание.

Как бы мы публично нейтрально ни относились к гомосексуальным отношениям, к тому, что детей воспитывают однополые родители, наш социум привыкнет, видимо, только через пару тысячелетий. Пока «традиционные» семьи вырезают из западных мультфильмов сцены с гомосексуальными парами, даже в Беларуси смелые ЛГБТ-пары растят дочек и сыновей. KYKY нашел персонажей, которые рассказали о своих двух мамах или двух папах. отличаются ли они от других детей?

Максим, 21 год. «Жить с двумя женщинами – шик, но какой ад, когда они истерят друг на друга...»

Моя семья, грубо говоря, разделена на две. После развода с отцом мама нашла девушку и уже более десяти лет мы живем все вместе. У отца тоже своя семья, и, к сожалению, с ним я вижусь очень редко. Мама моя работает косметологом, а ее девушка – медсестра в хирургии. Разница в возрасте между ними – девять лет. Забавно то, что разница в возрасте с папой была точно такой же.

На эту тему: Самое грустное, что может сделать с тобой бог - родить лесбиянкой в Беларуси

Мама вечно занята, она постоянно работает. Поэтому в основном со мной занималась ее девушка и моя бабушка. Мы как обычная семья, обычно никто из нас не говорит о том, что мама, как и я, – представители ЛГБТ. Все-таки мир жесток к таким, как мы. В школе об этом мало кто знал. Максимум – самые близкие друзья и те, кто был у меня в гостях. Хотя я бы не сказал, что скрывал это, просто не распространялся. Учителя, может, и догадывались о чем-то, но никогда не спрашивали напрямую. Мне иногда кажется, что они просто боялись принять эту реальность. Им проще было думать, что это всего лишь сплетни. На собрания родительские мои мамы не ходили, потому что что считали это потерянным временем – учился я всегда хорошо. Когда мама с папой развелись, мама сразу же прямо мне сказала о том, что скоро с нами будет жить женщина, которую она любит. Мама рассказала, как с ней познакомилась, объяснила, что это нормально, когда однополые люди любят друг друга. Когда ее девушка к нам переехала навсегда, было необычное состояние. Я все равно думал, что это мамина подруга, что она приехала в гости, ибо в нашем доме гости всегда были обычным делом. Соседи первое время косо поглядывали, пытались что-то выяснить через меня, задавали вопросы типа «А что это за женщина? А кто она вам?» Говорил, что это моя вторая мама. Они, видимо, до сих пор думают, что это крестная.

Жить с двумя женщинами – шик, но какой ад, когда они истерят друг на друга... Проблема в том, что для моей мамы есть лишь одно верное мнение – её. А ее девушка хоть обычно и спокойна, но если её что-то сильно раздражает, она может превратиться в фурию. Были ситуации, когда мамина девушка могла посреди ночи просто уйти спать в машину, а я ходил их мирить и возвращать домой. Ругани было на весь дом с разбиванием посуды и швырянием вещей. Благо, они не так часто ругаются.

Бабушка сначала искренне не могла даже подумать, что они пара. Спустя много времени до нее дошло – ей это не очень-то нравится. Ей легче воспринимать это так, будто хорошие подруги живут вместе. Все-таки человек старой закалки, верит всему, что говорят по телевизору. Но она ни разу не сказала, что живет в плохой семье или что-то вроде «таким, как вы, нельзя воспитывать детей». Наоборот, часто повторяет, что пусть и не понимает нашу семью, но воспитали они меня должным образом и направили в нужное русло. Она, бывает, гомофобно высказывается, особенно если в этот момент смотрит НТВ, а там крутят очередной сюжет о том, какие же ужасные эти люди ЛГБТ.

Я бабушке в своей ориентации пока не признаюсь. Так вышло, что я осознал свою ориентацию раньше, чем с нами стала жить мамина девушка.
На эту тему: Пять культовых гей-фильмов, которые надо посмотреть каждому гетеросексуалу

Поэтому разговоры о том, что в гомосексуальной семье может вырасти гомосексуальный ребенок, потому что пример под носом таких вот «неправильных родителей» – это чушь. Невозможно навязать ориентацию, гендер и подобное. Сам лицом к лицу с гомофобией я не сталкивался. Но когда читаю новости, встают дыбом волосы на голове. Мы с мамами шутили по этому поводу: «Если все будут геями, ты тоже станешь геем?» – это как «Если все будут прыгать с крыши, ты тоже прыгнешь?»

Я ни разу не пожалел, что воспитываюсь двумя любящими друг друга женщинами. Немного жалею, что не вижу папу, ибо с ним мы очень близки. После развода отец уехал в другую страну. Он знает о моей гомосексуальности, бывает, шутит, мол я в маму пошел. Но принимает меня и мою семью. Он видит, что у меня все хорошо, и радуется за меня. Однополая пара может спокойно воспитать ребенка, как и гетеро-пара. Самое главное – это отношение к ребенку в целом. Я знаю, что каждый вечер меня дома ждут любящие меня женщины, готовые выслушать меня и поддержать в любой ситуации.

Даниил, 20 лет. «Обоих я называю папами»

Меня воспитали двое замечательных мужчин. Обоих я называю папами, но каждый из них интуитивно понимает, кого именно зову. Я осознал, что у меня необычная семья, когда мне было пять лет. Когда я понял, что других детей из сада забирали не только папы, но и мамы, у меня возникло множество вопросов. Тогда родители максимально просто объяснили, почему наша семья отличается от других. Сказали, что иногда люди одного пола испытывают чувства друг к другу и хотят быть вместе. Я совершенно спокойно воспринял объяснение родителей, у меня никогда не возникало на этой почве депрессий или истерик. Когда мне исполнилось 13 лет, папы рассказали историю их знакомства и решения быть вместе. Они встретились в 1993-м, когда им было по 23 года, в квартире у общего друга – и влюбились.

Отношения пап перешли на совершенно новый уровень, когда сестра одного из них родила ребенка, то есть меня. Она решила отдать меня, когда мне еще не было года.

Так и появилась семья из двух пап. К маме я обращаюсь только по имени, а своими родителями считаю отцов. Никогда не чувствовал нехватку мамы, отцы подарили мне свою заботу, любовь и ласку. С мамой мы общаемся, но видимся нечасто. Я не держу на маму зла. Прекрасно понимаю, что она испугалась ответственности, которая легла бы на ее плечи. Отцы научили меня тому, что человеку свойственны ошибки и стоит прощать людей. В любом случае, благодаря маме у моих пап получилось создать прекрасную семью.

В школе я поначалу боялся упоминать, что у меня два папы, хотя с раннего детства родители научили меня проявлять твердость в гомофобных ситуациях или в ситуациях, когда могут сказать о моей семье что-то обидное или неприятное. В школе меня долго расспрашивали о семье, но я уходил от ответа. А когда решился рассказать, одноклассники отнеслись совершенно по-разному. Разговаривать со мной не перестали, правда, были те, кто минимизировал общение. Позже я узнал, что их родители настроили против меня. Они утверждали, что моя семья плохая, а нас стоит обходить стороной. Проблем с учителями не было – думаю, они так и не осознали, что я воспитывался двумя мужчинами, хоть отцы по очереди и ходили на родительские собрания. Вообще, я стараюсь обходить разговоры о своей семье. Ни в коем случае не стыжусь её, но сугубо из безопасности не хочу доверять это малознакомым людям. Мои друзья знакомы с моими отцами, часто бывают у нас в гостях и не раз мне говорили, что у меня клевая семья. Кстати, отцы никак не повлияли на мою ориентацию, я гетеросексуален и проблем с девушками никогда не испытывал.

На эту тему: Когда твой парень – бисексуал

Мои отцы работают в сфере компьютерных технологий. Они взаимодействуют с людьми, которые обладают критическим мышлением и толерантно относятся к таким семьям, как наша. Коллеги моих родителей не считают, что человека нетрадиционной сексуальной ориентации нужно сторониться или унижать. Неоднократно слышал, как некоторые рассказывают о своей ненависти к геям, утверждая, что те до всех домогаются или говорят о необходимости запрета однополых браков, потому что иначе начнется хаос. Мне как ребенку, которого воспитали однополые родители в любви и ласке, больно и неприятно все это слышать. Стараюсь таких людей сторониться и вообще не общаться с ними. С агрессивной гомофобией родители не сталкивались, но рассказывали, что даже в 2000-х не было такой агрессии к ЛГБТ, какая есть сейчас. Отцы считают, что это от невежества людей. А вообще, мне кажется, что дело еще и в том, как государство преподносит это. Даже если человек будет нейтрально относиться к ЛГБТ, государство может преподнести так, что его точка зрения сместится в негатив.

Могу смело сказать, что однополая семья нисколько не уступает традиционной. В «традиционных» семьях некоторых моих одноклассников часто встречался алкоголизм, насилие, безразличие к детям. А в моей семье всегда жила гармония, любовь и уважение.

Маргарита, 25 лет. «Родители своим детям запрещали общаться со мной»

В период с 8 до 17 лет, пока не уехала учиться на врача, я жила в семье из двух мам. Они были влюблены друг в друга еще в студенческое время. Но моя мама, испугавшись осуждения общества и своих родителей, прекратила отношения. Встретила моего отца и вышла замуж на последнем курсе университета. Ее девушка на тот момент уехала по учебной программе в США. Если честно, родной отец никак не участвовал в моем воспитании, и когда мне исполнился год, ушел из дома. От него у меня осталась только фамилия. В детстве мама рассказывала, что у нее была подруга, в которую она была влюблена. У нас с мамой всегда были доверительные отношения. К первому классу я знала, что есть люди гетеросексуальные, а есть гомосексуальные. Что есть семьи с разнополыми родителями, а есть с однополыми, что это совершенно нормально, и не стоит за это гнобить людей или смеяться над ними. Когда мне было шесть лет, к нам в гости пришла красивая девушка, она принесла мне Барби и корзину киндеров. Мама познакомила нас и сказала, что эта та самая возлюбленная из ее юности. В тот вечер они долго сидели на кухне, смеялись. Мама выглядела очень счастливой и довольной. С этого времени подруга мамы часто оставалась у нас ночевать. Один раз я увидела, как они целуются. Они заметили это, и у нас произошел серьезный разговор. Мне сказали, что они хотят жить вместе и быть семьей. Честно говоря, благодаря разговорам с мамой о сексуальных ориентациях людей к восьми годам я воспринимала все это спокойно. Я была рада, что в семье появился любящий нас человек.

На эту тему: Freelove как альтернатива институту брака. Истории супругов в свободных отношениях

С отцом никогда не общалась, он уехал в Норильск, от него приходили только копеечные алименты. А когда мне исполнилось 18, он и вовсе заблокировал меня в «Одноклассниках». Честно говоря, я никогда не нуждалась в отце. Мамы направляли меня в нужное русло, у нас были дружеские отношения. Бабушка с дедом приняли маму и ее девушку. Они образованные и современные люди. С одноклассниками и друзьями мне повезло, они толерантно и с интересом относились ко мне и моей семье. Но были проблемы с учителями.

Бывало, классный руководитель позволял себе гомофобные высказывания прямо на уроке. Из-за него многие родители своим детям запрещали общаться со мной.

Но обычно дети их не слушались. А классу к пятому вообще все утихло, и все смирились. Мамы пару раз сталкивались с явной гомофобией. Первый раз одной из мам какие-то гопники пытались угрожать расправой. Мама что-то ему ответила, он и отстал. А обе мои мамы – врачи. Примерно через месяц этот самый человек попал в больницу и был удивлен своим лечащим врачом. Второй раз наткнулись на оскорбления в «Одноклассниках», хотя фотографий совместных ни у одной, ни у другой нет. В сообщениях от некой дамы содержались угрозы о расправе и предложения помолиться Богородице или подлечиться в психушке. Они молча заблокировали эту ненормальную. Моя семья могла подобрать такие выражения, которые могли ранить человека сильнее, чем физическая расправа. Они и меня научили этому. Знаете, если бы мне сказали выбрать семью, я бы без раздумий выбрала свою.

На эту тему: Доула как профессия: «Лесбиянки, чайлдфри и религиозные - все оказываются равны перед родами»

Я пошла по стопам своих мам и стала доктором. Сейчас собираюсь замуж за любимого мужчину. Его семья сначала негативно приняла мою семью, но потом, познакомившись с ними ближе, они поняли, что были не правы. Мне смешно, когда говорят о понятиях традиционности и ценностях семьи люди, которых в раннем возрасте побросали отцы. Многие мои знакомые еще в детстве жаловались, что отец обзывает маму, что мама любит выпить, а потом они с отцом полночи дерутся. Это все страшно и непонятно мне. Кажется, что у однополых семей больше ответственности в вопросах воспитания детей, потому что, прежде чем идти на этот шаг, они взвешивают все «за» и «против».

Надеюсь, что лет через десять отношение к ЛГБТ поменяется в положительную сторону и мои дети и внуки не будут скрывать свою ориентацию. Пока что все очень и очень печально.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

И эта цифра постоянно растет. Все большее число гомосексуальных пар выражают желание стать родителями путем усыновления, искусственного оплодотворения или использования так называемых суррогатных матерей. Кроме того, встречаются мужчины и женщины, у которых уже были дети в традиционных семьях, но впоследствии они сменили свою половую ориентацию. В некоторых случаях такие родители остаются в законном браке, пока дети не подрастут, но иногда разводятся и продолжают участвовать в воспитании детей вместе с бывшим супругом.

Если вы сами имеете традиционную сексуальную ориентацию, то, возможно, у вас возникают сомнения, годится ли такая семья для воспитания ребенка. Если же вы сами гей или лесбиянка, то уже наверняка столкнулись с трудностями, которые возникают в нетрадиционной семье. Опыт таких пар может оказаться самым разным, в зависимости от места их жительства. В некоторых местностях общество считает подобные семьи вполне приемлемыми, в других настолько отрицательно относится к ним, что даже обсуждать эти проблемы становится возможным только в пределах своей семьи. Это еще больше осложняет их жизнь.

Как это влияет на детей

Было проведено множество исследований, изучающих развитие детей в гомосексуальных семьях. В результате было получено много интересных сведений. Тест на психологическую приспособляемость не показывает существенных различии между душевным самочувствием у детей, воспитываемых в обычных и гомосексуальных семьях. Как и в любой другой семье, для детей важнее всего любовь и забота родителей и то. насколько они осведомлены в детских нуждах и потребностях. Родители-гомосексуалисты могут быть такими же ласковыми и заботливыми (или такими же нерадивыми), как и гетеросексуальные родители, и нет ничего удивительного, что уровень душевного здоровья их детей вполне сопоставим.

Исследования также показывают, что дети, растущие в гомосексуальных семьях, имеют преимущественную тенденцию к гетеросексуальному развитию, так же как и дети из традиционных семей. Более того, эти дети часто демонстрируют большую терпимость к различным видам сексуальной ориентации и более чутко относятся к половым меньшинствам. Из результатов большинства исследований следует, что геи и лесбиянки прилагают особые усилия, чтобы внушить своим детям понятие о мужской и женской ролевых моделях. Кроме того, сексуальное насилие над детьми в гомосексуальных семьях встречается реже. Основная часть таких происшествий приходится именно на гетеросексуальные семьи, где в роли виновных чаще всего выступают отцы.

Дети в гомосексуальных семьях сталкиваются с такими же проблемами, как и все остальные меньшинства в обществе. Они могут подвергаться издевательствам в школе, их может мучить стыд, если одноклассники узнают, что их родители гомосексуалисты. Подобные страдания могут стать по-настоящему невыносимыми, если учителя, руководство школы и родители одноклассников даже не попытаются встать на их защиту.

У детей, чья личность еще только формируется, осознание того, что сверстники относятся к ним как к изгоям, как к угрозе для общества, может вызвать глубокий эмоциональный кризис. Разумеется, такие испытания в детском возрасте могут укрепить характер и воспитать в человеке чувство сострадания к окружающим (да так зачастую и бывает), но сам по себе процесс может быть очень мучительным и для родителей, и для ребенка. Во многих школах учителя пресекают попытки детей издеваться над ценностями и образом жизни представителей других культурных групп. В таких школах намного меньше и вероятность того, что там будут дразнить детей из альтернативных семей.

Научные данные ясно демонстрируют, что детей можно воспитать в гомосексуальных семьях с таким же успехом, как и в традиционных. Хорошие родители - это всегда хорошие родители. Намного разумнее было бы задаться вопросом, насколько родители любят своих детей, насколько последовательно и умело они их воспитывают, чем интересоваться подробностями их интимных взаимоотношений.

Издевательства

Если вы представитель гомосексуальной семьи, то одна из проблем, с которой вам придется столкнуться (как и представителям других культурных меньшинств), - это издевательства над вашими детьми. Как й большинство родителей, вы стремитесь защитить своего ребенка от любых неприятностей в жизни, хотя на самом деле это практически невозможно. Я рекомендую поговорить с ребенком, когда он еще совсем маленький, и доходчиво объяснить ему особенность вашей семьи и ее отличие от семей большинства других детей. Когда ребенок подрастет, вы можете обсудить с ним вопрос о том, что многие люди боятся всего необычного и непонятного. Если люди напуганы, то это может проявляться в том, что они будут дразнить его и издеваться над ним. Вы можете проиграть с ребенком несколько сценариев, чтобы помочь ему принять правильное решение, если такое случится, и научить его объяснять другим детям, в чем особенность вашей семьи. Как и в любых других сложных ситуациях, открытая и честная беседа между вами и ребенком имеет в данном случае исключительное значение.

Если вы не скрываете перед окружающими своей половой ориентации, то в случае возникновения подобной проблемы я бы предложил также сходить к ребенку в школу и обсудить этот вопрос с учителями. Все родители и все дети постоянно сталкиваются с самыми разными проблемами. Ваша задача состоит не в том, чтобы оградить ребенка от всех стрессов и неприятностей. Это невозможно, и вы это прекрасно знаете. Вы должны использовать возникающие ситуации, чтобы внушить ребенку необходимость проявлять терпимость, сочувствие и заботу об окружающих.

Правовые аспекты

Последние судебные решения внушили гомосексуальным семьям надежду. В Канаде однополые браки теперь уже официально разрешены. В США Верховный суд подтвердил право взрослых людей на поддержание гомосексуальных отношений и отменил их преследование со стороны закона. Однако существующее законодательство все еще осложняет жизнь родителям-гомосексуалистам.

Поскольку в Соединенных Штатах все еще официально не признаны однополые браки, то порой возникают ситуации, когда, например, в отношении ребенка, поступившего в больницу в критическом состоянии, врачебное решение может быть принято только с согласия официальных родителей. Вам необходимо проконсультироваться с адвокатом по всем правовым аспектам воспитания ребенка. Многие страны уже вплотную занялись этим вопросом, и в некоторых из них законодательство предоставляет несколько большие права родителям, воспитывающим детей в гомосексуальных семьях. Вам следует ознакомиться с законами страны, в которой вы живете.

Где найти поддержку

В настоящее время издано множество книг для родителей-гомосексуалистов, в которых вы можете отыскать полезные советы. Во многих городах созданы группы поддержки детей, воспитывающихся в альтернативных семьях, и их родителей. Кроме того, существует много прекрасных детских книг, в которых обсуждаются проблемы, возникающие в семьях геев и лесбиянок.

Помощь гетеросексуальным семьям

В последние годы осведомленность общества относительно сексуальных меньшинств настолько возросла, что многие родители традиционной ориентации уже прекрасно разбираются в этой тематике. В то же время у родителей остается еще и немало вопросов. Например, не повредит ли мальчику, имеющего папу и маму, если он будет дружить с другим мальчиком, у которого две мамы или два папы? Ответ, на мой взгляд, однозначен - конечно же нет. Дети на удивление легко принимают жизненные факты, если им их просто и доходчиво объяснить.

Хуже может оказаться другая ситуация, когда ребенок, которого в семье всегда учили, что гомосексуализм это плохо, вдруг знакомится с прекрасными родителями, у которых замечательные дети. Но есть одно обстоятельство: эти родители однополые. Ребенку нелегко будет совместить в своем сознании то, что он видит собственными глазами, и то, чему его учили.

Негативное отношение к гомосексуальным семьям чаще всего проявляется, на мой взгляд, из-за опасения, что дети в такой семье тоже вырастут гомосексуалистами. Нет никаких данных, подтверждающих это предположение. Сексуальная ориентация, по всей видимости, зависит скорее от физиологических факторов. Иногда неприятие объясняется религиозными убеждениями, которые рассматривают гомосексуализм как грех. Дети, которых воспитали в подобных религиозных убеждениях и которые впоследствии сами оказываются гомосексуалистами, могут столкнуться с огромными трудностями, пытаясь примирить свою жизнь и веру.

Ещё в 2006 году Федеральное министерство юстиции ФРГ сделало заказ на проведение крупномасштабных исследований однополых семей. Исследование выполнялось Баварским государственным институтом изучения семьи при Бамбергском Университете при взаимодействии с Баварским государственным институтом ранней педагогики в Мюнхене. Руководитель исследования - Марина Рупп, с 2003 года является исполняющим обязанности Института изучения семьи в Бамберге.

(Фото: uni-bamberg.de. На фото: руководитель исследования Марина Рупп передаёт результаты исследований министру юстиции Бригитте Цуприс)

Выборка

Исследование проводилось с 2006 по 2009 годы и было официально опубликовано в июле 2009 года. Исследователи вступили в контакт с 13 тысячами однополых пар. В результате чего было в итоге проанкетировано 1059 родителей , представляющих 767 однополых семей (иногда интервьюировались оба партнёра, иногда лишь один). На основе данных интервью была собрана информация о 852 детях . Большая часть опрошенных родителей (866 человек или 625 однополых семей - не во всех случаях интервьюировались оба партнёра) состояла в зарегистрированном гражданском партнёрстве. Также в исследовании приняли ичастие 142 однополых семьи (или 193 человека), не состоящих в гражданском партнёрстве. Кроме того, десять других однополых пар приняли участие в исследовании ещё до крупномасштабного анкетирования на этапе создания анкеты.

Также было проанкетировано 123 ребёнка возрасте от 10 до 18 лет, проживающих в однополых семьях. Среди них 95 детей - в зарегистрированных партнёрствах. Большая часть из них (93 %) на момент анкетирования проживала с двумя матерями и лишь 7 % - с двумя отцами. Большинство из этих детей, в отличие от детей из первого «родительского» опроса, происходили из предыдущих гетеросексуальных отношений (78 %).

Репрезентативность анкетирования родителей, состоящих в однополых партнёрствах, составила 32 процента. Репрезентативность детского анкетирования - 5 процентов. Следует отметить, что выборка считается репрезентативной при достижении одного процента. Таким образом, данное исследование стало крупнейшим исследованием в области однополых семей, лидерство в которой прежде всегда занимали США.

В заключение исследования было проведено анкетирование 29 экспертов - юристов, семейных терапевтов, учителей, воспитателей, работников ведомств по делам детей и молодёжи, которые описали свои наблюдения при работе с детьми из однополых семей.

Фото - Андрей Дитцель

Результаты исследования

Сколько детей в Германии воспитывается гомосексуальными родителями?

По состоянию на 2008 год в Германии проживало около 68 400 однополых пар, из них в зарегистрированном партнёрстве состояло около 15 800 пар (23 %), в том числе 65 % партнёрств заключено мужчинами и 35 % - женщинами.

Около 89 % зарегистрированных пар не имеют детей. Среди общего числа однополых пар (как зарегистрированных, так и незарегистрированных) без детей живут 93 % пар. Примерно 64 % однополых семей с детьми имеют лишь одного ребёнка, 27 % - двух и 8 % - трёх и более детей. Около 40 % однополых семей желают или планируют пополнение в семействе.

По состоянию на 2008 год в Германии насчитывалось около 7 тысяч детей, воспитывающихся в однополых семьях, из них 2200 - в зарегистрированных гражданских партнёрствах. Около 92 % детей из «радужных семей» живут с двумя матерями и около 8 % - с двумя отцами.

Откуда происходят дети в зарегистрированных однополых парах?

Около 48 % детей, воспитываемых зарегистрированными однополыми парами, были рождены в этой однополой семье, около 44 % - появились на свет в результате предыдущих гетеросексуальных отношений. Лишь около 1,9 % детей были усыновлены. Ещё около 6 % детей живут на праве воспитанников, не являясь ни родными, ни приёмными.

Четверть родных детей одного партнёра усыновлены вторым партнёром. Почти все такие дети (94 %) рождены в зарегистрированном партнёрстве, заключённом между двумя женщинами.

Отличаются ли методы воспитания гомосексуальных родителей?

Гомосексуальные родители ничем не уступают в своей родительской компетентности гетеросексуальным родителям. Обнаруженные отличия в воспитании и семейном климате носят лишь позитивный характер. Как правило, гомосексуальные родители в среднем мягче по отношению к своим детям и стараются избегать жёстких санкций по отношению к ним. Семейный климат в однополых семьях можно охарактеризовать как позитивный, он отличается открытостью и возможностью говорить на любые темы.

В однополых семьях наблюдается более честное, гибкое и демократичное распределение ролей при выполнении работ по хозяйству и пополнении семейного бюджета, чем в разнополых семьях. Это ведёт к тому, что распределение домашних хлопот не подчиняется жёстким принципам гендерных ролей, но формируется в соответствии с интересами, умениями и профессиональными навыками.

В воспитательном процессе участвуют обе матери или оба отца в равных масштабах. Обязанности по обеспечению ребёнка, надзором за ним, сопровождении к врачу, в школу и обратно, помощь в выполнении уроков и прочие семейные хлопоты выполняются в равной степени обоими родителями в переменной очерёдности. Особые виды деятельности, как, например, занятия спортом, определённые досуговые активности или занятия искусством, многие дети разделяют лишь с одним из родителей, проявляющим больший интерес к данному виду деятельности.

Однополые пары придают большое значение тому, чтобы их дети в ближайшей среде общения в достаточной мере контактировали со взрослыми представителями обоих полов.

Имеют ли дети из однополых семей контакты со вторым биологическим родителем?

Дети из однополых семей, которые пришли в семью из предыдущих гетеросексуальных отношений или для которых донор спермы является знакомым, как правило, имеют тесные и регулярные контакты со вторым биологическим родителем (то есть родителем вне однополого партнёрства, в котором такие дети живут). Причём эти контакты в среднем более тесные и регулярные, чем аналогичные контакты в гетеросексуальных семьях, переживших развод.

Случаи конфликтов между разведёнными родителями, чувство «разрывания» между родителями и конфликты интересов («Ты на чьей стороне?»), которые часто существуют между гетеросексуальными расставшимися парами, практически не знакомы детям из однополых семей, пришедшим в них из гетеросексуальной связи.

Как развиваются дети в однополых семьях?

Дети из однополых семей показывают положительное личностное и профессиональное развитие, а также положительное развитие эмоциональных и социальных компетенций. Предпосылок к депрессиям не обнаружено. Более того, дети и подростки из однополых семей показывают в некоторых случаях более высокий уровень самооценки и чувства собственного достоинства, они более автономны и самостоятельны по отношению к своим родителям, чем дети и подростки из других форм семейного устройства.

Дети из «радужных семей» не уступают детям из других типов семей в своём половозрастном развитии, в отношении к возрастным изменениям собственного тела, в вопросах межличностных отношений с друзьями, интимных отношений, социального взросления и независимости от родителей.

Дети из однополых семей имеют более высокий балл в школе и лучший аттестат после окончания школы, чем средний по стране, что, разумеется, связано не с гомосексуальностью их родителей, а с качеством климата в семье.

Что говорят сами дети?

Дети и подростки, живущие с состоящими в гражданском партнёрстве однополыми родителями, в целом позитивно оценивают свою семью и не чувствуют себя ущемлёнными. Они также описывают в основном позитивные реакции со стороны друзей на форму их семьи. Некоторые дети, однако, показывают переживания по поводу возможных негативных реакций со стороны чужих людей или возможной дискриминации.

Ежедневный каминг-аут и дискриминация

Большинство однополых родителей и их семей живут открыто и не скрывают типа своей семьи. При этом 98 % из них открыты в кругу друзей и родственников, 91 % - на рабочем месте, 95 % - для соседей, 96 % - в государственных учреждениях, 95 % - в школах и детских садах, для друзей детей.

Большинство гомосексуальных родителей не сталкивались со случаями открытой дискриминации и гомофобии (63 % - по результатам анкетирования родителей, 53 % - по результатам анкетирования детей). Основная масса названных дискриминаций - ругательства и словесные оскорбления. Большинство однополых семей придерживаются мнения о том, что общество более открыто воспринимает их в том случае, если они сами открыто принимают себя.

В то же время каждая вторая мать-лесбиянка и каждый второй отец-гей испытали в своей жизни дискриминацию и отторжение. К сожалению, в первую очередь, со стороны собственных родителей. Примерно каждый десятый однополый родитель имеет плохой опыт общения с государственными учреждениями. Каждая третья однополая семья чувствует неуверенность при общении с педагогическим персоналом.

Что говорят эксперты?

Около двух третей экспертов говорят о необходимости изменения правовых условий проживания детей в однополых семьях. Необходимо правовое уравнивание однополых партнёрств с гетеросексуальными браками для улучшения правовой и экономической защищённости детей, воспитываемых в «радужных семьях».